Решение б/н . от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Решение № 055/07/3-797/2021

о признании жалобы необоснованной

 

10.08.2021                                                                                                                                    г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «ХардМеталл» (далее – ООО «ХардМеталл», Общество, Заявитель) на действия заказчика – акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр» «Прогресс» (ранее ФГУП «ФНПЦ «Прогресс») (далее –                       АО «ФНПЦ «Прогресс», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку инструмента в количестве 2300 шт. (извещение                            № 32110474312 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос котировок, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи:  <…>;

при участии представителей Ответчика: <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя, а также дополнения                           (вх. от 02.08.2021 № 7795, от 10.08.2021 № 8018э), который полагает, что Заказчиком в описании предмета закупки установлена высокая степень детализации технических характеристик инструмента, совокупность которых соответствует продукции одного производителя – «Walter».

Также ООО «ХардМеталл» указывает, что готово осуществить поставку инструментов с аналогичными характеристиками, изложенными в закупочной документации и на безвозмездной основе предоставить Заказчику корпуса, совместимые с инструментами.

На заседании Комиссии представитель Заявителя высказалась согласно доводам, изложенным в жалобе и письменных дополнениях, просила признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 03.08.2021 № 05-7621 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 10.08.2021 представители Заказчика с доводами жалобы Общества не согласились и пояснили следующее.

При описании предмета закупки в извещении о проведении запроса котировок были указаны сведения о технических характеристиках товара, потребительских, а также требования о совместимости инструментов с имеющимися на предприятии корпусами фрез.

Детализированное описание характеристик предмета закупки, а также требование о совместимости инструментов с корпусами фрез обусловлено исключительными параметрами инструментов фрезерной группы, отличающихся от аналогичных инструментов конкурентов.

Вместе с тем, в извещении о проведении запроса котировок отсутствует требование к товарному знаку поставляемого товара, поскольку на рынке могут присутствовать иные (аналогичные) товары, соответствующие требуемым характеристикам, но имеющие разных производителей.

На основании изложенного, представители Ответчика просили признать жалобу                 ООО «ХардМеталл» необоснованной.  

3. Из представленных материалов и информации следует, что 15.07.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «ФНПЦ «Прогресс» было размещено извещение о проведении запроса котировок.

Согласно извещению № 32110474312 дата начала и окончания срока подачи заявок:                 с 15.07.2021 по 22.07.2021.

Дата подведения итогов закупки – 23.07.2021.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 2 905 519,20 руб.  

Уведомлением Омского УФАС России от 03.08.2021 № 05-7621 запрос котировок приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011                 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Статья 3 Закона о закупках содержит основные принципы закупочной деятельности заказчиков в число которых, наравне с принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, входит также принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении запроса котировок руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный научно-производственный центр «Прогресс», утвержденным генеральным директором ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» 28.12.2018 (далее – Положение о закупке) и извещением о проведении закупки.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости) (пункт 3).

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги установлены также в пункте 3.1. статьи 8.1 Положения о закупке.

Согласно пункту 3 статьи 8.4 Положения о закупке комиссия по закупкам принимает решение об отклонении заявки на участие в закупке, в том числе если заявка не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

Разделом 22 извещения о проведении запроса котировок установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, согласно которым заявка должна содержать предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки. Требования к предложению участника конкурентной закупки в отношении предмета закупки содержатся в пункте 14 информационной карты (заявка участника должна содержать конкретные функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара, его количественные и качественные характеристики, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), количественные и качественные характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг) (приложение № 1 к извещению).

При описании предмета закупки, согласно приложению № 2 к извещению о проведении запроса котировок участник закупки указывает конкретные значения функциональных характеристик (потребительских свойств) поставляемого товара, его количественных и качественных характеристик, количественных и качественных характеристик выполняемых работ, оказываемых услуг, требуемых в описании предмета закупки (приложение № 2 к извещению).

В приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок содержится описание предмета закупки:

 

Наименование

Техническое описание

  1.  

Винт

Винт М2,2 (по ГОСТ 8724-2002 (ИСО 261-98) «Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Диаметры и шаги» (далее – ГОСТ 8724-2002)), длина резьбовой части 4,6 мм, с конической фаской 60 градусов, головка под ключ T7IP (по ГОСТ Р ИСО 10664‑2007 «Углубление звездообразное под ключ для болтов и винтов» (далее – ГОСТ Р ИСО 10664‑2007)). Момент затяжки 0,9 Нм. Винт должен быть совместим пластиной позиции 2 и корпусом M4002-040-B16-05-01, имеющимся на предприятии.

  1.  

Пластина

Пластина фрезерная твердосплавная. Односторонняя пластина с 4-мя режущими кромками. Форма пластины – квадрат с отверстием, задний угол 15 градусов. Стружколом с канавкой 16 градусов. Длина режущей кромки 6,35±0,08 мм, толщина пластины 2,78±0,13 мм, радиус при вершине 1,2 мм. Пластина должна иметь износостойкое покрытие. Твердый сплав и износостойкое покрытие пластины должны обеспечивать обработку стали, нержавеющей стали, жаропрочных сплавов и титана (групп P, M, S по ГОСТ Р ИСО 513-2019 «Материалы твердые режущие. Классификация и применение. Обозначение групп применения» (далее – ГОСТ Р ИСО 513-2019)). Пластина должна быть совместима с корпусом M4002-040-B16-05-01,  имеющимся на предприятии.

  1.  

Пластина

Пластина фрезерная твердосплавная. Односторонняя пластина, 2 режущие кромки. Форма пластины – ромб 85 градусов, задний угол 15 градусов. Стружколом с канавкой 16 градусов. Длина режущей кромки 11,3±0,08 мм, ширина пластины 7,25±0,05 мм, толщина пластины 3,8±0,13 мм, радиус при вершине 0,8 мм. Длина зачистной кромки 1,2 мм. Пластина должна иметь износостойкое покрытие. Твердый сплав и износостойкое покрытие пластины должны обеспечивать обработку стали, нержавеющей стали, жаропрочных сплавов и титана (групп P, M, S по ГОСТ Р ИСО 513‑2019). Пластина должна быть совместима с корпусом F4042R.Z20.020.Z03.10 имеющимся на предприятии.

  1.  

Пластина

Пластина фрезерная твердосплавная. Односторонняя пластина, 2 режущие кромки. Форма пластины – ромб 85 градусов, задний угол 15 градусов. Стружколом с канавкой 16 градусов. Длина режущей кромки 11,3±0,08 мм, ширина пластины 7,25±0,05 мм, толщина пластины 3,8±0,13 мм, радиус при вершине 3,2 мм. Длина зачистной кромки 0,8 мм. Пластина должна иметь износостойкое покрытие. Твердый сплав и износостойкое покрытие пластины должны обеспечивать обработку стали, нержавеющей стали, жаропрочных сплавов и титана (групп P, M, S по ГОСТ Р ИСО 513‑2019). Пластина должна быть совместима с корпусом F4042R.Z20.020.Z03.10, имеющимся на предприятии.

  1.  

Винт

Винт М2,5 (по ГОСТ 8724-2002), длина резьбовой части 6 мм, головка под ключ T8IP (по ГОСТ Р ИСО 10664‑2007). Момент затяжки 1,2 Нм. Винт должен быть совместим пластинами позиции 3, 4 и корпусом F4042R.Z20.020.Z03.10, имеющимся на предприятии.

 

Исходя из содержания жалобы, указание в описании предмета закупки вышеназванных характеристик товара приводит к ограничению числа участников запроса котировок,  поскольку к поставке может быть предложен лишь товар бренда «Walter».

Комиссия, проанализировав требования к предмету закупки, изложенные в техническом описании (приложение № 2 к извещению), приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика при описании предмета закупки нарушений Закона о закупках и не усматривает в означенных действиях Заказчика ограничения числа участников закупки.

Как указывалось ранее, в силу пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Согласно представленным Заказчиком оборотно-сальдовым ведомостям по счету 10 за июль 2021 года у АО «ФНПЦ «Прогресс» в наличии имеются фрезы для обработки уступов F4042R.Z20.020.Z03.10 и фрезы для обработки поверхностей M4002-040-B16-05-01.

Учитывая, что инструменты фрезерной группы имеют свои исключительные параметры у каждого производителя, что не оспаривается Заявителем, а также наличие у АО «ФНПЦ «Прогресс» фрез для обработки уступов F4042R.Z20.020.Z03.10 и фрез для обработки поверхностей M4002-040-B16-05-01, руководствуясь положениями пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в совокупности с основными принципами закупочной деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках), Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках.

Также Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений при отклонении заявки ООО «ХардМеталл», поскольку Обществом в заявке на участие в запросе котировок (таблица № 1) при описании товара указаны отличные от изложенных Заказчиком в приложении № 2 к извещению о закупке технические характеристики товара.

Комиссия отмечает, что Заказчик не указывает на конкретный товарный знак, а раскрывает характеристики необходимых к поставке товаров. Указанные в извещении о проведении запроса котировок требования к товару, в том числе с указание на конкретные характеристики и необходимость совместимости с имеющимся на предприятии оборудованием, не нарушают запретов, установленных Законом о закупках, и направлены на выявление товара, в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика. Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.  

Таким образом, при установленных обстоятельствах, Комиссия признает жалобу                ООО «ХардМеталл» необоснованной.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью                «ХардМеталл» (ИНН 7453208553, адрес регистрации: 454091, г. Челябинск, ул. Российская,                    д. 159, пом. 10) на действия заказчика – акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр» «Прогресс» (ИНН 5506190813, адрес регистрации: 644018, г. Омск, ул. 5-я Кордная, д. 4) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку инструмента в количестве 2300 шт. (извещение № 32110474312 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).  

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России                         от 03.08.2021 № 05-7621.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны