Определение б/н определение о возбуждении дела от 13 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/18-255 и назначении дела к рассмотрению

13 марта 2024 года

г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе () – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем () части 7 статьи 5, части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Омского УФАС России поступило заявление гражданина по факту распространения рекламной информации посредством осуществления 12.02.2024 телефонного звонка на абонентский номер +() с абонентского номера +().

В качестве доказательства распространения рекламы заявителем представлена аудиозапись состоявшегося между абонентами «телефонного разговора» следующего содержания:

«-Алло.

- Алло.

- Меня слышно? Да, здравствуйте.

- Слушаю.

- Это Ольга Александровна, информационно-юридический центр. Наконец дозвонилась до вас. Дело в том, что сейчас по госпрограмме у всех есть возможность списать долги по кредитам и займам, даже если вы их оплачиваете вовремя. Готовы провести бесплатную консультацию для вас. Согласны получить более подробную информацию? Хорошо?

- Списывать плохо.

- Извините. Не расслышала.

- Списывать долги чуть лучше. Но я все равно откажусь…

- Извините не расслышала, для вас актуально снижение долговой нагрузки? Алло.

- Похоже вы рекордсмен по продолжительности разговоров. Мне хватило этой беседы…».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация содержит юридические признаки понятия «реклама», распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - оказанию юридической помощи (проведение консультаций) при осуществлении процедуры списания долгов по кредитам и займам.

По утверждению заявителя, данная реклама распространялась без предварительного согласия на ее получение.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

Кроме того, распространенная в адрес абонента +() реклама содержала утверждение о том, что в настоящее время списание долгов по кредитам и займам осуществляется в соответствии с «госпрограммой».

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядок регулирования иных отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, определены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом следует отметить, что признание гражданина банкротом влечет за собой ряд неблагоприятных последствий, в том числе предусмотренных частью 3 статьи 213.24, частью 7 статьи 213.25, частью 1 статьи 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» дано понятие государственная программа Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства Российский Федерации от 11.11.2010 № 1950-р.

Вместе с тем указанный перечень не содержит сведений об утверждении государственной программы, связанной с осуществлением процедуры банкротства.

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, в связи с чем лицу, имеющему намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, должна предоставляться возможность осуществления объективной оценки условий оказываемой услуги.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Введение потребителей в заблуждение в данном случае заключается в создании у них ложного впечатления о наличии возможности списания долгов по государственной программе в обход порядка, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и свидетельствует об отсутствии в рекламе всей существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте https://www.niir.ru, абонентские номере +() и +() принадлежат ресурсу нумерации, закрепленному за оператором связи ПАО ()

Факт поступления 12.02.2024 телефонного звонка на абонентский номер +() с абонентского номера +() подтвержден оператором связи ПАО () посредством представленной детализацией телефонных соединений.

Хронометраж аудиозаписи «телефонного разговора» совпадает с параметрами детализации (48 секунд).

На запрос Омского УФАС России ПАО () представлена информация (исх. № 5/7-04-LASB-Исх-00182/24 от 05.03.2024) о том, что абонентский номер +(), посредством которого осуществлялось распространение рекламы, в соответствии с договором об оказании услуг связи № 100391905 от 05.10.2021 выделен в пользование индивидуальному предпринимателю ().

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП () является рекламодателем и рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение части 1 статьи 18 - рекламораспространитель (части 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 055/05/18-255 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель ()

заинтересованное лицо публичное акционерное общество ()

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, индивидуальный предприниматель ()

3. Назначить дело № 055/05/18-255/2024 к рассмотрению на 09.04.2024 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. ИП () в срок до 05.04.2024 представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение с приложением документов, обосновывающих его позицию.

5. ПАО () в срок до 05.04.2024 представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение с приложением документов, подтверждающих факт заключения между ПАО () и ИП () договора об оказании услуг связи и выделением в пользование абонентского номера +() (например, квитанции об оплате по договору и т. п.).

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи: ()

С инструкцией для участников видеоконференцсвязи можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии ()

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны