Решение б/н - от 22 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

.

Решение 055/07/3-1297/2020

о признании жалобы необоснованной

 

22.12.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                               от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТД Новмет» (далее – ООО «ТД Новмет», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Транснефть – Западная Сибирь» (далее – АО «Транснефть – Западная Сибирь», Заказчик, Ответчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку 1100-А01-К-19-00179-2021 «Пожарное оборудование, материалы и изделия» (извещение № 32009707122 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – конкурс, торги),

в присутствии представителей ООО «ТД Новмет» посредством системы средств видеоконференцсвязи – <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом), <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом).

в присутствии представителей АО «Транснефть – Западная Сибирь» – <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом), <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом), <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 11.12.2020                         № 13903э), который полагает, что Заказчиком установлены завышенные требования к товару, а именно к огнетушителю воздушно-эмульсионному закачному ОВЭ-2(з)-АВСЕ-01.

В своей жалобе Заявитель указывает, что в опросном листе, являющимся неотъемлемой частью документации о проведении конкурса, Заказчиком установлены следующие требования:

«Ранг потушенного модельного очага пожара

по ГОСТ Р 51057-2001, не ниже:           6А

                                                                   233В

                                                                   С – горючие газы

                                                                   Е до 1000 В»

В ГОСТ Р 51057-2001 для огнетушителя соответствующего объема предусмотрены следующие минимальные ранги очага пожара: 0,5 А, 21В.

В опросном листе, в формах 2 и 2.1 (Приложение № 1 к инструкции для участника закупки) АО «Транснефть – Западная Сибирь» указан данный ГОСТ Р 51057-2001, который, в свою очередь, не содержит установленных Заказчиком показателей.

Кроме того, не существует ни одного производителя, выпускающего огнетушители с запрашиваемыми Заказчиком показателями.

На основании изложенного, Заявитель просит:

– отменить конкурс в электронной форме, субъектами которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32009707122;

– вынести предписание Заказчику в части нарушения действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.12.2020 № 05-12529 АО «Транснефть – Западная Сибирь» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «ТД Новмет», а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 22.12.2020 № 14429э).

Из письменных пояснений АО «Транснефть – Западная Сибирь» следует, что при составлении опросного листа № ОЛ-2020-0036-3001298, в графе «Запрашиваемые данные» Заказчиком сделана ссылка на ГОСТ Р 51057-2001, с пометкой «не ниже» (что указывает на потребность в продукции, по характеристикам не ниже соответствующего ГОСТ Р 51057-2001), далее в графе «технические характеристики» закреплена потребность в продукции с такими техническими характеристиками как 6А, 233В.

Ссылка в опросном листе на ГОСТ Р 51057-2001 необходима, так как в нем установлены общие технические требования к огнетушителю: цвет корпуса, этикетка, раструб, чека, пломба.

Кроме того, ГОСТ Р 51057-2001 закрепляет соответствие произведенной продукции минимально допустимым параметрам, вместе с тем, максимальные показатели не закреплены.

На основании изложенного, АО «Транснефть – Западная Сибирь» просит отказать ООО «ТД Новмет» в удовлетворении заявленных требований.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 23.11.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «Транснефть – Западная Сибирь» было размещено извещение и документация о проведении конкурса.

Согласно извещению № 32009707122 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 23.11.2020 по 08.12.2020.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 15.12.2020. Квалификационный отбор (рассмотрение вторых частей заявок) с 17.12.2020 по 28.12.2020. Проведение сопоставления ценовых предложений – 29.12.2020.

Дата подведения итогов закупки – 30.12.2020.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 3 358 071,03 руб.    с учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС.

Уведомлением Омского УФАС России от 15.12.2020 № 05-12529 конкурс приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении конкурса руководствовался утвержденным Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Из содержания части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

В составе документации о проведении конкурса размещена Инструкция для участника закупки (для закупок, проводимых в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) (далее – Инструкция), в которой закреплен порядок проведения конкурса, в том числе требования к поставляемому товару.

Из пункта 2 Инструкции следует, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в столбцах «Наименование продукции», «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)». Форма 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Форма 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)» являются неотъемлемой частью документации о закупке, представлены в электронном виде в формате MS Excel и приложены отдельным файлом в комплекте документов документации о закупке.

Согласно Форме 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», размещенной в составе документации о проведении конкурса, Заказчику требуется, в том числе огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной ОВЭ-2(з)-АВСЕ-01.

В столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 для огнетушителя воздушно-эмульсионного закачного ОВЭ-2(з)-АВСЕ-01 предусмотрены ГОСТ Р 51057-2001, ОЛ-2020-0036-3001298.

Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в опросном листе – ОЛ-2020-0036-3001298.

Проанализировав оспариваемый Заявителем опросный лист ОЛ-2020-0036-3001298, Комиссия установила следующее.

Согласно опросному листу ОЛ-2020-0036-3001298 Заказчику требуется к поставке огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной ОВЭ-2(з)-АВСЕ-01 (далее ­ огнетушитель) или аналог. В опросном листе содержатся характеристики требуемого к поставке товара, а именно: в левом столбце указано: Ранг потушенного модельного очага пожара по               ГОСТ Р 51057-2001, не ниже. В правом столбце опросного листа указаны характеристики: 6А; 233В; С – горючие газы; Е до 1000 В.

Из пункта 5.21 ГОСТ Р 51057-2001 следует, что Огнетушители при проведении огневых испытаний должны тушить модельные очаги пожара класса А не ниже ранга, указанного в таблице № 5, а класса В не ниже ранга, указанного в таблицах №№ 6, 7.

В соответствии с таблицей № 5 ГОСТ Р 51057-2001 и требованиями заказчика к объему заряда ОТВ (2±0,2), минимальный ранг модельного очага пожара класса А – 0,5А.

Согласно таблице № 6 ГОСТ Р 51057-2001, с учетом требований заказчика к объему заряда ОТВ, минимальный ранг модельного очага пожара класса В – 21В.

Максимальных рангов потушенного модельного очага пожара ГОСТ Р 51057-2001 не устанавливает.

Из пояснений АО «Транснефть – Западная Сибирь» следует, что Заказчик нуждается в поставке огнетушителя с наилучшими техническими характеристиками, имеющимися на данный момент. В связи с чем, в опросном листе установлено, что ранг потушенного модельного очага пожара должен соответствовать не ниже установленных                            ГОСТ Р 51057-2001 показателей, но также Заказчиком установлены максимальные показатели: 6А, 233В, С – горючие газы; Е до 1000 В, которые, в свою очередь, предоставляют право участникам предложить наиболее высокие показатели рангов потушенного модельного очага пожара.

Вместе с тем, представитель АО «Транснефть – Западная Сибирь» пояснил, что основным показателем являются требования ГОСТ Р 51057-2001.

Комиссия принимает во внимание довод Ответчика, что заявленные требования к товару установлены исходя из потребностей Заказчика и необходимы для решения возложенных на него задач.

Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Инструкции в составе первой части заявки на участие в закупке участник закупки предоставляет описание участником закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик (предоставляется по каждой позиции товара, в отношении которой в столбце «Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара» имеется указание «установлено»).

Проанализировав представленные АО «Транснефть – Западная Сибирь» первые части заявок, поступивших на участие в конкурсе, Омским УФАС России установлено, что на участие в Конкурсе поступило семь заявок.

Комиссией установлено, что при описании технических характеристик все участники конкурса выразили готовность поставить огнетушитель, соответствующий ГОСТ Р 51057-2001, отдельными участниками были предложены варианты с показателями ранга ниже, указанных Заказчиком в правом столбце опросного листа.

При этом, согласно протоколу № 1100-А01-К-19-00179-2021/Р заседания конкурсной комиссии АО «Транснефть – Западная Сибирь» по лоту № 1100- А01-К-19-00179-2021 «Пожарное оборудование, материалы и изделия» все участники допущены к участию в конкурсе.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках закреплен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров (с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции), реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика при закупке товаров.

Доказательства, свидетельствующие, что содержащиеся в документации конкурса требования к товару, создали одному участнику закупки преимущества перед другими участниками, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия Заказчика направлены на ограничение количества участников закупки, Заявителем не представлены.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа, поскольку на участие в конкурсе поступило 7 заявок и все они содержат требуемые Заказчиком характеристики.

Следовательно, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации определенные требования к огнетушителю не противоречат положениям части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, из положений которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Комиссия считает, что указанные в опросном листе ОЛ-2020-0036-3001298 требования к товару не противоречат ГОСТ Р 51057-2001, так как опросный лист содержит требование о соответствии минимальным показателям по ГОСТ Р 51057-2001, при этом, Заказчиком установлен диапазон до максимальных показателей: 6А, 233В, С – горючие материалы, Е до 1000 В, представляющий участникам конкурса право выбора поставить товар с разными характеристиками.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТД Новмет» (ИНН 7743520316, ОГРН 1047796097909) на действия Акционерного общества «Транснефть-Западная Сибирь» (ИНН 5502020634, ОГРН 1025500514489) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку 1100-А01-К-19-00179-2021 «Пожарное оборудование, материалы и изделия» (извещение № 32009707122).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России                          от 15.12.2020 № 05-12529.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <>

 

 

Члены Комиссии                                                                                           <>

 

                                                                                                                                    <>

Связанные организации

Связанные организации не указаны