Решение б/н Нарушение части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28 Федераль... от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-546/2022

11 августа 2022 года                                 город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/28-546/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Омские городские СМИ» (ИНН 5503253286, ОГРН 1145543042655, далее – ООО «Омские городские СМИ», Общество) рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО «Омские городские СМИ» - <…> (доверенность № 7 от 22.07.2022)

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения мониторинга печатных изданий Омским УФАС России выявлен факт распространения на странице № 32 в выпуске № 5 (733) от 07.02.2022 городской общественно-политической газеты «Вечерний Омск-Неделя» информации следующего содержания: «ВЫСТАВКА-РАСПРОДАЖА ШУБЫ Фабрика г. Пятигорска

ⱱ НОРКА от 25 000 р. и выше

ⱱ МУТОН  короткий от 7 000 р. и выше длинный от 12 000 р. и выше

ⱱ НУТРИЯ

ⱱ КАРАКУЛЬ

ⱱ БОБРИК

ⱱ ДУБЛЕНКИ

ⱱ ЖИЛЕТЫ

ⱱ ШАПКИ

АКЦИЯ меняем старую шубу на новую

ЖДЕМ ВАС С 9.00 до 18.00 РАССРОЧКА 0-0-24 (0%) КРЕДИТ от 3 мес. до 3 лет (БЕЗ ПЕРВОГО ВЗНОСА) ПРИ СЕБЕ ИМЕТЬ ПАСПОРТ *Кредит, рассрочку предоставляет…. Принимаем к оплате карты МИР VISA ул. Ипподромная, 12, ДК «Современник».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к выставке-продаже и реализуемым на ней товарам. Одновременно в рекламе привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит, является рекламой финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В  пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58) указано: «если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования».

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» информация о лице, оказывающем финансовую услугу (кредит) не поддается прочтению, следовательно, считается отсутствующей.

Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с абзацем 2 пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)».

В нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» рассматриваемая реклама содержит сведения только о сроке «от 3 мес. до 3 лет» и о том, что кредит предоставляется «БЕЗ ПЕРВОГО ВЗНОСА» при отсутствии сведений об иных условиях (процентная ставка, сумма и т.д.), влияющих на стоимость кредита для заемщика.

Таким образом, указанная рекламе нарушает требований части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На запрос Омского УФАС России ООО «Омские городские СМИ» была представлена информация (вх. № 2370э от 10.03.2022), согласно которой «… В указанном материале имеется реклама финансовых услуг без указания всех условий их предоставления.

Указанное нарушение законодательства допущено обществом не умышленно. Не осуществлен надлежащий контроль за содержанием размещаемой рекламы.

Редакцией проведены мероприятия по информированию работников редакции о необходимости соблюдения законодательства о рекламе.

Договор на распространение рекламы заключен с индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>)... Оплата в размере 6500,00 рублей осуществлена переводом 08.02.2022…».

Дополнительно в ответе от 05.04.2022 (вх. № 3509э) Обществом представлена следующая информация: «…договор на распространение рекламы со стороны рекламодателя подписан не был. Общество предпринимало неоднократные попытки подписания договора, направляло информацию по электронной почте, однако рекламодатель перестал выходить на связь. Рекламодателем является индивидуальный предприниматель <…> (ИНН <…>)…Оплата в размере 6500 рублей осуществлена переводом 08.02.2022…».

ООО «Омские городские СМИ» в адрес Омского УФАС России представлена справка по операции, сформированная ПАО «Сбербанк», о переводе 08.02.2022 в 08:40 час. суммы в размере 6500 руб. Вместе с тем указанный документ не позволяет определить назначение платежа.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Омские городские СМИ»  является рекламораспространителем.

Кроме того, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что вышеуказанная информация распространялась на странице № 32 в выпуске № 5 (733) от 07.02.2022 городской общественно-политической газеты «Вечерний Омск-Неделя» по заказу третьих лиц, ООО «Омские городские СМИ» в данном случае выступает и в качестве  рекламодателя.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Определением Омского УФАС России от 14.07.2022 в отношении ООО «Омские городские СМИ»   возбуждено дело № 055/05/28-546/2022 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение Обществом представлена информация (вх. № 7397э от 29.07.2022), согласно которой «…Данной рекламой нарушены положения части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Указанное нарушение законодательства допущено обществом не умышленно. Не осуществлен надлежащий контроль за содержанием размещаемой рекламы…».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО «Омские городские СМИ», Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Омские городские СМИ» требований части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на странице № 32 в выпуске № 5 (733) от 07.02.2022 городской общественно-политической газеты «Вечерний Омск-Неделя».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него  действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения  реализации права потребителя  на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается актом осмотра 10.08.2022 выпуска городской общественно-политической газеты «Вечерний Омск-Неделя» № 26 (754) от 06.07.2022, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче ООО «Омские городские СМИ» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «ВЫСТАВКА-РАСПРОДАЖА ШУБЫ Фабрика г. Пятигорска

ⱱ НОРКА от 25 000 р. и выше

ⱱ МУТОН  короткий от 7 000 р. и выше длинный от 12 000 р. и выше

ⱱ НУТРИЯ

ⱱ КАРАКУЛЬ

ⱱ БОБРИК

ⱱ ДУБЛЕНКИ

ⱱ ЖИЛЕТЫ

ⱱ ШАПКИ

АКЦИЯ меняем старую шубу на новую

ЖДЕМ ВАС С 9.00 до 18.00 РАССРОЧКА 0-0-24 (0%) КРЕДИТ от 3 мес. до 3 лет (БЕЗ ПЕРВОГО ВЗНОСА) ПРИ СЕБЕ ИМЕТЬ ПАСПОРТ *Кредит, рассрочку предоставляет…. Принимаем к оплате карты МИР VISA ул. Ипподромная, 12, ДК «Современник», распространенную ООО «Омские городские СМИ» (ИНН 5503253286, ОГРН 1145543042655) на странице № 32 в выпуске № 5 (733) от 07.02.2022 городской общественно-политической газеты «Вечерний Омск-Неделя», ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Омские городские СМИ»  не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 11.08.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны