Решение б/н Нарушение требований части 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи ... от 2 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-838/2021

02 сентября 2021 года                                                                                                                                 город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/28-838/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард «Центральный» (ОГРН 1105543040206, ИНН 5506215666, далее – ООО «Ломбард «Центральный») рекламы, нарушающей требования части 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «Ломбард «Центральный» - <…> (доверенность б/н от 07.07.2021)

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 02.08.2021 Омским УФАС России установлен факт распространения на фасаде здания  № 61 по проспекту Карла Маркса в городе Омске рекламы следующего содержания:

- «3% в месяц ЗАЙМы ПОД ПТС 341-666»;

- «Автоломбард Галактика ДАДИМ ЗАЙМ НИЖЕ!».

Кроме того на трех уличных флагштоках, установленных у входа в автоломбард,  распространялась информация: «ЗАЙМЫ ПОД ПТС 3%».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к автоломбарду и оказываемым им услугам - выдаче займов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В  пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») указано, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 2 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Частью 3 статьи 7 Закона «О ломбардах» установлено, что существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В рекламе «3% в месяц ЗАЙМы ПОД ПТС 341-666» и «ЗАЙМЫ ПОД ПТС 3%» содержится информация только об одном существенном условии договора займа - процентной ставке (3%) при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что  в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Вместе с тем на момент фиксации вышеуказанной рекламы информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в ней отсутствовала.

Кроме того, в силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В части 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» установлено, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления  в сферах использования  русского языка как государственного языка Российской Федерации. В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.

Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.

Согласно нормам современного русского языка слово «заём» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «ё». Таким образом, неправильное написание слов в рекламе «Автоломбард Галактика ДАДИМ ЗАЙМ НИЖЕ!», противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На запрос Омского УФАС России Администрацией г. Омска была представлена информация, согласно которой рекламная конструкция на фасаде здания № 61 по проспекту Карла Маркса в городе Омске размещена на основании разрешения № 191-17 рм (срок разрешения: 10 лет, с 25.07.2017 по 25.07.2027), выданного Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (распоряжение от 02.02.2018 № 186) ООО «Ломбард «Центральный».

Кроме того, по информации, представленной ООО «Т2 Мобайл», абонентский номер 341-666, указанный в рекламе, выделен  по договору оказания услуг связи от 30.11.2020 абоненту - ООО «Ломбард «Центральный».

Определение Омского УФАС России от 19.08.2021 в отношении ООО «Ломбард «Центральный» было возбуждено дело № 055/05/28-828/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ответ на указанное определение ООО «Ломбард «Центральный» была представлена следующая информация: «…Не обладая специальными знаниями законодательства в сфере размещения и изготовления рекламы, ООО «Ломбард «Центральный» заключило договор оказания услуг по размещению и изготовлению рекламы от 14.04.2021г. с <…>.

Согласно положениям договора Исполнитель (<…>) обязался по заданию Заказчика (ООО «Ломбард «Центральный») оказать услуги по размещению и изготовлению рекламной конструкции на фасаде здания  № 61 по пр. Карла Маркса, а Заказчик обязался оплатить оказанные услуги.

Кроме того, Исполнитель гарантировал соответствие содержания рекламы требованиям  действующего законодательства Российской Федерации,  а именно ФЗ «О рекламе» и иных нормативно-правовых актов.

Из п. 4.4 договора следует, что в случае нарушения Исполнителем требований действующего законодательства о рекламе, Исполнитель несет ответственность за выявленные нарушения в полном объеме в соответствии с действующим законодательством…

… ООО «Ломбард «Центральный» привлекло профессионала, осведомленного о требованиях действующего законодательства о рекламе, для оказания соответствующих услуг. Следовательно, стремилось соблюсти права и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Однако Исполнителем обязанности по договору исполнены недобросовестно…».

Дополнительно ООО «Ломбард «Центральный» представлена копия договора б/н от 14.04.2021 заключенного между ООО «Ломбард «Центральный» и <…>. Согласованный сторонами макет вышеуказанной рекламы, а также документы, подтверждающие оплату оказанных по договору услуг, в адрес Омского УФАС России представлены не были.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 3 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

При этом Комиссия отмечает, что статья 38 Федерального закона «О рекламе» не устанавливает ответственность за нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и не определяет субъекта ответственности за нарушение данной нормы.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Ломбард «Центральный» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО «Ломбард «Центральный», Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Ломбард «Центральный» требований части 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг на фасаде здания  № 61 по проспекту Карла Маркса в городе Омске, а также на трех уличных флагштоках, установленных у входа в автоломбард.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него  действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения  реализации права потребителя  на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

Учитывая, что у Омского УФАС России на момент рассмотрения настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие устранение нарушения в добровольном порядке, Комиссией Омского УФАС России принято решение о необходимости выдачи ООО «Ломбард «Центральный» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать распространенную 02.08.2021 ООО «Ломбард «Центральный» (ОГРН 1105543040206, ИНН 5506215666) рекламу «3% в месяц ЗАЙМы ПОД ПТС 341-666» на фасаде здания  № 61 по проспекту Карла Маркса в городе Омске, а также «ЗАЙМЫ ПОД ПТС 3%» на трех уличных флагштоках, установленных у входа в автоломбард, ненадлежащей, нарушающей требования частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»; рекламу «Автоломбард Галактика ДАДИМ ЗАЙМ НИЖЕ!» на фасаде здания  № 61 по проспекту Карла Маркса в городе Омске - ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Ломбард «Центральный» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  055/05/28-838/2021

02 сентября 2021 года                                                                                                                                 город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Ланбина А.В., врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:

Зефиров А.Н.- главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Перевалова Ю.С. - ведущий специалист - эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 02.09.2021 по делу № 055/05/28-838/2021 о признании рекламы, распространенной обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард «Центральный» (ОГРН 1105543040206, ИНН 5506215666, далее – ООО «Ломбард «Центральный»), ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Ломбард Центральный» (ОГРН 1105543040206, ИНН 5506215666) в срок  до  30 сентября 2021 года прекратить нарушение требований:

- части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: при распространении наружной рекламы использовать правильное написание слова «заём»;

- части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе финансовых услуг указывать наименование лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность;

- части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «3% в месяц ЗАЙМы ПОД ПТС 341-666» и «ЗАЙМЫ ПОД ПТС 3%» указать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, либо прекратить ее распространение.

2.  ООО «Ломбард Центральный» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 05 октября 2021 года.

 В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комисси <>             

Члены Комиссии: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны