Решение б/н Распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия а... от 13 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/18-362/2021

13 мая 2021 года                                                                                                                                 город Омск

Комиссия Управления  Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/18-362/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом, ИП <…>, в извещении которого предприняты необходимые действия,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из ФАС России направлено заявление гражданки <…> по факту поступления 24.07.2020 в 19:53 час. на ее абонентский номер <…> от абонента <…> звонка рекламного характера следующего содержания:

- Добрый вечер.

-Добрый.

- Меня зовут <…>. Звоню вам из лечебно-профилактического учреждения. Сейчас приглашаем на обследование – неинвазивный анализ крови по 116 показателям. Делали когда-нибудь себе, <…>?

- А откуда у вас мой номер телефона?

- Это рандомный набор, значит, медицинская база. Робот сам набирает, мы рассказываем о нашей акции. Вот делали когда-нибудь себе такое обследование крови?

- А как называется ваша клиника?

- Я же вам сразу сказала: лечебно-профилактическое  учреждение. Были у нас когда-нибудь, <…>?

- Что прям так и называется: «лечебно-профилактическое  учреждение»?

-Да, да. <…>, вы можете с нами ознакомиться  на сайте. У нас называется «ЛПУ3 РУ». Пожалуйста, со всеми докторами  … там вся полная информация. <…>, можно расскажу…минуту вашего времени… по нашему направлению… вот… анализ крови?

- Меня не интересует ваше предложение. До свидание.

- Хорошего вам вечера.

По утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

На запрос Омского УФАС России ОАО «МТТ» представлена информация, согласно которой абонентский номер <…> выделен ИП <…> в соответствии с заключенным договором № 100228149 от 28.01.20219.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является рекламораспространителем.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что  рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Определением Омского УФАС России от 08.04.2021 в отношении ИП <…> по вышеуказанному факту было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 055/05/18-362/2021. Рассмотрение дела № 055/05/18-362/2021было назначено на 06.05.2021 в 15:00.

Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» с 4 по 7 мая 2021 г. включительно установлены нерабочие дни.

Пунктом 1.4 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2021 № 408/21 «Об организации работы территориальных органов ФАС России в период с 4 по 7 мая 2021» в целях обеспечения законных прав и интересов лиц, участвующих в рассмотрении дел об административных правонарушениях, руководителям территориальных органов ФАС России предписано принять меры по переносу дат рассмотрений, ранее назначенных на период с 4 по 7 мая 2021г., на рабочие дни.

Учитывая изложенное, определением Омского УФАС России от 28.04.2021 срок рассмотрения дела № 055/05/18-362/2021 был продлен, рассмотрение назначено на 13.05.2021 в 16:00. Копия определения направлена в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением от 28.04.2021 № 06-4235, вместе с тем согласно информации, размещенной на официальном сайте  ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru), указанное письмо Омского УФАС России (трек-номер 64401051967164) находится в месте вручения с отметкой от 04.05.2021 - «Ожидает адресата в месте вручения».

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.02.2021 адресом места жительства (пребывания) ИП <…> является: <…>.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано: «…по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

В силу части 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, Комиссия Омского УФАС России полагает, что в извещении ИП <…> предприняты достаточные меры по надлежащему извещению лица о времени и месте рассмотрения дела № 055/05/18-362/2021.

Рассмотрев материалы дела, учитывая пояснения заявителя об отсутствии его согласия на получение рекламы, наличие договора об оказании услуг связи № 100228149 от 28.01.20219, заключенного между ИП <…> и ОАО «МТТ», Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований части 1 статьи 18  Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы посредством радиотелефонной связи в адрес гражданки <…> (абонентский номер <…>) без предварительного согласия абонента на ее получение.

Учитывая пояснения <…>  (вх. № 4404 от 29.04.2021) о том,  что «…с номера <…> звонков не было», Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>), выразившиеся в распространении с абонентского номера <…> в адрес гражданки <…>  (абонентский номер <…>24.07.2020 в 19:53 час. рекламы без предварительного согласия абонента на ее получение, нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны