Решение б/н Решение от 11 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/10/18.1-808/2022

о признании жалобы обоснованной

 

11.10.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далееКомиссия) в составе:

**** – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

**** – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

*** – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                        от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу **** (далее также Заявитель) на действия организатора торгов – финансового управляющего *** (далее - финансовый управляющий, организатор торгов, Ответчик) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ИП *** по лоту № 1 (сообщение № 9411841 опубликовано на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Торги, публичное предложение),

при участии представителя *** – *** (доверенность от 07.10.2022, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя *** – *** (доверенность  от 24.04.2020, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 03.10.2022 № 9756), который полагает, что при проведении Торгов организатором торгов допущено нарушение статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), в части установления требования о предоставлении в составе заявки излишнего перечня документов.

            Заявитель указывает, что в сообщении о проведении Торгов от 12.08.2022 финансовый управляющий обязывает представить в составе заявки на участие в публичном предложении документы, которые не предусмотрены пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

            В связи с чем, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить Торги по лоту № 1, признать в действиях организатора торгов нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, путем внесения изменений в сообщение о проведении Торгов, установить и опубликовать новый срок подачи заявок.

На заседании Комиссии 11.10.2022 представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе ***.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 06.10.2022 № 05-7931 финансовым управляющим представлены возражения относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России  от 10.10.2022 № 10031).

В своих письменных возражениях финансовый управляющий указывает, что Торги признаны состоявшимися, 19.09.2022 определен победитель Торгов - ***, с которым заключен договор уступки права требований № 1 от 19.09.2022. Оплата по данному договору произведена покупателем в полном объеме. В связи с чем, имущество, реализованное на Торгах, перешло в собственность покупателя, права требования в полном объеме перешли от должника к ***.

Относительно нарушения организатором торгов статьи 110 Закона о банкротстве Ответчик указывает, что требования к заявке на участие в Торгах определены организатором торгов в четком соответствии со статьей 110 Закона о банкротстве и положением о порядке, условиях и сроках реализации имущества ***, утвержденным  определением Арбитражного суда Омской области от 18.05.2022 по делу № А46-1955/2020.

Также финансовый управляющий, ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706, в возражениях указывает на отсутствие полномочий антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на торги, проводимые в делах о банкротстве.

На заседании Комиссии 11.10.2022 представитель организатора торгов поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях финансового управляющего (вх. Омского УФАС России  от 10.10.2022 № 10031).

3. Из представленных финансовым управляющим материалов, сведений, размещенных в ЕФРСБ, Комиссией установлено, что 12.08.2022 в ЕФРСБ опубликовано сообщение о проведении Торгов № 9411841.

Согласно сообщению № 9411841 реализации подлежал, в том числе лот № 1: право требования к физическому лицу - *** (г. Омск) на сумму 8 517 667,72 рублей неосновательного обогащения. Основание требования - решение Центрального районного суда г. Омска от 16.12.2021 г. по делу № 2-3759/2021 ~ М-3955/2021 (права требования передаются покупателю лота в том объеме и на тех условиях, которые существуют на момент перехода права).

Начальная цена - 7 665 900, 95 руб.

Прием заявок на участие в публичном предложении производился электронной площадкой ООО «МЭТС» c 15.08.2022 10:00 по 13.10.2022.

Шаг аукциона: 9,00 %.

Задаток: 20,00 %

Снижение цены: величина снижения начальной цены продажи имущества должника - 9 %. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена - каждые 5 календарных дней. Цена отсечения 1 (один) % от начальной продажной цены лота.

Согласно протоколу об определении участников открытых торгов посредством публичного предложения в форме открытых торгов по продаже имущества № 94146-ОТПП/1 от 19.09.2022 на участие в Торгах по лоту № 1 поступило две заявки: ИП ***.; ИП ****.                        

            В соответствии с протоколом о результатах открытых торгов посредством публичного предложения в форме открытых торгов по продаже имущества № 94146-ОТПП/1 от 19.09.2022 победителем Торгов по лоту № 1 признан ИП ***

            Согласно сообщению № 9670387 от 19.09.2022, опубликованному в ЕФРСБ, с победителем Торгов по лоту № 1 заключен договор № 1-Д от 19.09.2022.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, в том числе финансового управляющего.

В силу части 1 статьи 1 Закона о банкротстве данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно части 1 статьи 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2021 по делу № А46-1955/2020 *** признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура реализации имущества граждан сроком на шесть месяцев.

Определением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2021 по делу № А46-1955/2020 финансовым управляющим имуществом *** утвержден ***.

Статьей 213.26 Закона о банкротстве установлены особенности реализации имущества гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве.

Основным документом, определяющим порядок проведения торгов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, является Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества.

Абзацем 6 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что в сообщении о продаже имущества должника должны содержаться сведения о порядке месте, сроке и времени представления заявок на участие в торгах.

Пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлены обязательные требования, предъявляемые к заявке на участие в торгах.  

В соответствии с абзацем 8 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

 

Абзацем 19 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных статьей 110 Закона о банкротстве.

Установлено, что определением Арбитражного суда Омской области от 18.05.2022 по делу № А46-1955/2020 утверждено Положение № 2 о порядке, условиях и сроках реализации имущества ***, пунктом 10 которого установлено, что заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

б) фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

в) номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;

г) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

Также установлено, что заявка на участие в торгах направляется с помощью программно-аппаратных средств сайта электронной площадки, на которой проводятся торги, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Для участия в открытых торгах заявитель представляет оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью заявителя договор о задатке и направляет задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже. Заявитель вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке.

Иных требований к составу заявки на участие в торгах Положением № 2 о порядке, условиях и сроках реализации имущества *** не установлено.

Как указывалось выше, 12.08.2022 в ЕФРСБ опубликовано сообщение о проведении Торгов № 9411841, в котором финансовым управляющим установлено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным Законом о банкротстве (ст. 110 п. 11). К заявке прилагаются документы: выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или нотариальная копия; копия документа, удостоверяющего личность (для физлиц); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического или физического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; письменное решение уполномоченного органа заявителя, разрешающее приобретение имущества (при необходимости); подлинный платежный документ с отметкой банка и об исполнении, подтверждающий внесение задатка.

Между тем, в соответствии с абзацем 8 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, представление указанных документов при проведении торгов в электронной форме не требуется.

Поскольку оспариваемые Торги проводились в электронной форме, в силу абзаца 19 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве установленные в сообщении о проведении Торгов № 9411841 требования о предоставлении в составе заявки на участие в Торгах вышеуказанных документов являются излишними.

Таким образом, Комиссией в действиях финансового управляющего установлено нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, а также пункта 10 Положения № 2 о порядке, условиях и сроках реализации имущества ***, утв. Арбитражным судом Омской области. В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается Комиссией обоснованным.

Указанное нарушение свидетельствует о нарушении финансовым управляющим порядка организации и проведения торгов, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Относительно довода финансового управляющего об отсутствии полномочий антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на торги, проводимые в делах о банкротстве, Комиссия отмечает, что в том же определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706, на которое ссылается Ответчик, указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа.

В рассматриваемом случае Омским УФАС России осуществлен контроль за торгами, проведенными для продажи имущества хозяйствующего субъекта – индивидуального предпринимателя, участниками  Торгов по лоту № 1 являлись также хозяйствующие субъекты. В связи с чем, в данном случае антимонопольный орган полномочен осуществить контроль за процедурой проведенных Торгов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Разрешая вопрос о выдаче финансовому управляющему предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссией учтено, что с победителем Торгов по лоту № 1 заключен договор уступки права требования № 1-Д от 19.09.2022, который в настоящее время исполнен в полном объеме (подтверждается представленными в материалы настоящего дела документами). Указанное свидетельствует о достижении общей цели - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов от реализации имущества должника.

При таких обстоятельствах, у Омского УФАС России основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений по результатам рассмотрения жалобы Заявителя отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу *** на действия организатора торгов – финансового управляющего *** при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ИП *** по лоту № 1 (сообщение № 9411841 опубликовано на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России                         от 06.10.2022 № 05-7931.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Передать материалы дела № 055/10/18.1-808/2022 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             ***

 

Члены Комиссии                                                                                           ***

                                          

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны