Решение б/н Нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 1... от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/5-280/2024

16 апреля 2024 года                                                                                                                                    город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев материалы дела № 055/05/5-280/2024, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) по факту распространения рекламы с нарушениями требований пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП <…>, извещенной надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА: 

Омским УФАС России 01.03.2024 выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной на фасаде торгового комплекса, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Заозерная, д. 19, информации следующего содержания: «VAPE SHOP VAPE TIME ВЕЙПЫ ЖИДКОСТИ ОДНОРАЗКИ РАСХОДНИКИ залетай ежедневно с 11.00 до 23.00!». При этом указанная информация сопровождалась изображением физических лиц, демонстрирующих процессы курения.

В указанном торговом комплексе деятельность по продаже товаров, указанных в рекламе, осуществляет ИП <…>.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних), направлена на привлечение внимания к магазину «VAPE SHOP VAPE TIME» и реализуемым в нем товарам (никотинсодержащая продукция и средства для ее потребления).

При этом одновременное использование в рекламе изображения девушки, держащей предмет, похожий на средство, предназначенное для потребления никотинсодержащей продукции, и выдыхающей пар (дым), а также человека, стоящего на балконе в облаке дыма, и информации «VAPE SHOP VAPE TIME ВЕЙПЫ ЖИДКОСТИ ОДНОРАЗКИ РАСХОДНИКИ» однозначно воспринимается как демонстрация процесса курения.

Вместе с тем согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе с использованием устройств для потребления никотинсодержащей продукции, и потребления алкогольной продукции.

Потребление никотинсодержащей продукции, как и табакокурение потенциально опасны для человека, поскольку могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем, в связи с чем действующий Федеральный закон «О рекламе» устанавливает запрет не только на рекламу табачных изделий, никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления, но и на любой процесс демонстрации курения табака или потребления никотинсодержащей продукции.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Определением Омского УФАС России от 20.03.2024 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 055/05/5-280/2024 по признакам нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Копия указанного определения направлена по адресу регистрации ИП <…> заказным письмом от 20.03.2024 исх. № ТШ/1615/24, и согласно сведениям, размещенным на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» (https://www.pochta.ru/tracking), письмо Омского УФАС России (почтовый идентификатор отправления <…>), получено адресатом 23.03.2024.

Таким образом, ИП <…> была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела № 055/05/5-280/2024.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия решила признать рекламу, распространенную ИП <…> на рекламной конструкции, установленной на фасаде торгового комплекса, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Заозерная, д. 19, нарушающей требования пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела вышеуказанная реклама распространяется (акт от 15.04.2024), Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространенную ИП <…> 01.03.2024 на рекламной конструкции, размещенной на фасаде торгового комплекса, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Заозерная, д. 19, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части демонстрации процессов курения.

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 17.04.2024.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны