Решение б/н . от 10 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ 

Федеральной антимонопольной службы по Омской области

 

пр-кт К. Маркса, 12 А,  г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru                         т. (3812) 32-06-96,  ф. (3812) 32-06-96

 

 

Решение № 055/10/18.1-1089/2020

о признании жалобы необоснованной

 

10.11.2020                                                                                                                                    г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                     от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» (далее –                        ООО «Глобалс Аудит», Общество, Заявитель) на действия заказчика – Государственного предприятия Омской области «Любинское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ГП «Любинское ДРСУ», Заказчик), организатора торгов – специализированной организации общества с ограниченной ответственностью «ОТС-55» (далее – Организатор торгов, ООО «ОТС-55») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП «Любинское ДРСУ» за 2019 год (извещение о проведении закупки                             № 0552200001620000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Конкурс),

в отсутствие ООО «Глобалс Аудит», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

при участии представителя Организатора торгов – директора ООО «ОТС-55» <…> (приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу <…>, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. Омского УФАС России от 02.11.2020 № 12071), который полагает, что Заказчиком в конкурсной документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГП «Любинское ДРСУ» за 2019 год, утвержденной директором ГП «Любинское ДРСУ» 21.09.2020 (далее – конкурсная документация), допущены нарушения порядка оценки заявок, обосновывая это следующим.

1.1. Так, Заявитель указывает, что при оценке трудовых ресурсов Заказчик ставит незаконное ограничение, присуждая баллы только участникам Конкурса, имеющим трудоустроенных на основании трудовых договоров аудиторов, и начисляет 0 баллов при отсутствии таковых. Между тем, Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) позволяет включать в состав рабочей аудиторской группы не только штатных сотрудников, но также и аудиторов, работающих по гражданско-правовым договорам.

Также к участникам закупки предъявляется излишнее требование к наличию пятилетнего опыта работы в аудиторской деятельности. Вместе с тем, квалификация аудитора не связана с опытом работы именно 5 лет и данное условие не требуется для исполнения договора.

Заказчиком в конкурсной документации понятие «опыт» имеет разную единицу измерения. Так, Заказчиком при оценке нестоимостных критериев применяются противоречащие друг другу показатели, такие как: опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера с предметом Конкурса и опыт работы аудиторов в проведении аудита не менее 5 лет.

Кроме того, в конкурсной документации отсутствует дата, с которой начинается исчисление пятилетнего опыта аудитора. Перечисление в конкурсной документации нескольких видов разнородных документов (квалификационный аттестат аудитора, копия выписки из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов) не позволяет участникам и членам конкурсной комиссии понять правильный порядок расчета пятилетнего опыта аудиторской деятельности.

1.2. Заказчик в конкурсной документации устанавливает 0 баллов за отсутствие у участника закупки трудоустроенных на основании трудовых договоров аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет, что, по мнению Заявителя, означает отсутствие необходимости наличия аудиторов, работающих в аудиторской фирме на основании трудового договора и допуска участников, имеющих аудиторов по гражданско-правовым договорам с опытом менее 5 лет.

1.3. В конкурсной документации по показателю «Сведения, подтверждающие участие в рейтингах по аудиту» не указан вид документов, необходимых для подтверждения оцениваемого сведения, вид рейтингов, подлежащих оценке, а также порядок оценки по указанному показателю.

На основании вышеизложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной и приостановить проведение Конкурса.

  2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 02.11.2020 № 05-10685 Организатором торгов представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «Глобалс Аудит» (вх. Омского УФАС России от 09.11.2020 № 12324э).

В своих письменных возражениях Организатор торгов указывает, следующее.

2.1. Относительно довода жалобы Заявителя в части необоснованных требований к трудовым ресурсам аудиторской организации, Организатор торгов указывает, что критерии оценки заявок сами по себе не могут ограничивать потенциальных участников Конкурса, так как, принять участие в Конкурсе может любой хозяйствующий субъект, соответствующий требованиям конкурсной документации.

Также, согласно части 3 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности аудитор, имеет право участвовать в аудиторской деятельности аудиторской организации, в случае если он является работником данной организации на основании трудового договора.

Кроме того, Заявитель смешивает понятия «Опыт участника» и «Опыт работника», в свою очередь, опыт работника не может измеряться в количестве оказанных договорных услуг, поскольку работник аудиторской организации осуществляет свою деятельность от имени такой организации на основании трудового договора, а опыт участника Конкурса не подлежит измерению в годах, поскольку такой опыт определяется исключительно на основе исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг, сопоставимых по характеру с предметом контракта, с приложением копий актов приема-передачи оказанных услуг.

В соответствии со статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –                     ТК РФ) трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором. Таким образом, датой, с которой начинается исчисление трудового опыта, является дата заключения трудового договора о приеме на работу на должность аудитора.

Кроме того, Организатор торгов пояснил, что в конкурсной документации не установлено каких-либо ограничений на предмет того, что аудитор должен иметь опыт работы не менее 5 лет именно в организации участника Конкурса.

2.2. Отсутствие документов, необходимых для оценки заявки по критериям, установленным в конкурсной документации, не является основанием для признания заявки на участие в Конкурсе, не соответствующей требованиям.

Установленные в конкурсной документации критерии оценки заявок участников Конкурса направлены в первую очередь на выявление лучших условий оказания услуг.

2.3. В части довода Заявителя об отсутствии указания в конкурсной документации на вид документов, необходимых для оценки показателя «Сведения, подтверждающие участие в рейтингах по аудиту» Организатор торгов сообщил, что каких либо требований к таким документам в конкурсной документации не установлено.

Кроме того, указанный показатель не связан с показателем «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг», установленным в пункте 2.2. критериев оценки.

На основании изложенного, Организатор торгов считает жалобу                                              ООО «Глобалс Аудит» необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 18.09.2020 в единой информационной системе в сфере закупок Организатор торгов разместил извещение о проведении Конкурса (номер извещения № 0552200001620000001).

В соответствии с конкурсной документацией прием заявок осуществлялся в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» с 21.09.2020 по 13.10.2020.

Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе – 14.10.2020.

Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе – 19.10.2020.

Начальная (максимальная) цена договора – 116 666,67 руб.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.10.2020 № 0552200001620000001-1 на участие в закупке поступило 11 заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок все заявки были допущены для участия в закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.10.2020 № 0552200001620000001-2 по результатам оценки вторых частей заявок конкурсной комиссией принято решение о соответствии всех заявок на участие в Конкурсе.

Согласно Итоговому протоколу победителем признано ООО «Аудиторская фирма «Профи», набравшее 100 балов по результатам оценки заявки на участие.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Организатором торгов документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18               от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,                        от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и указанных в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом об аудиторской деятельности).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Учитывая, что жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия ГП «Любинское ДРСУ», ООО «ОТС-55» при проведении конкурса поступила в Омское УФАС России с соблюдением процессуального срока на обжалование действий (бездействия) Заказчика, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный органом правомочен рассмотреть указанную жалобу Заявителя в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

4.1. В отношении довода Заявителя о необоснованном требовании Заказчика к трудовым ресурсам аудиторской организации, а именно: наличие у участника Конкурса работников на основании трудового договора, имеющих опыт работы в проведении аудита не менее 5 лет Комиссия отмечает следующее.

В приложении № 1 к конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.

Так, одним из показателей нестоимостного критерия «Квалификация участников конкурса» является обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, предлагаемыми для оказания услуг.

При оценке заявок по данному показателю количество баллов, присуждаемых заявке, определяется следующим образом:

1) 100 баллов - выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет следующим требованиям: на основании трудовых договоров у участника закупки трудоустроены от 20 и более аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет;

2) 60 баллов - выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет следующим требованиям: на основании трудовых договоров у участника закупки трудоустроены от 10 до 19 аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет;

3) 30 баллов - выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет следующим требованиям: на основании трудовых договоров у участника закупки трудоустроены от 1 до 9 аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет;

4) 0 баллов - выставляется в случае отсутствия у участника закупки трудоустроенных на основании трудовых договоров аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет.

Документальным подтверждением считается представление квалификационных аттестатов аудиторов, копии выписки из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов, содержащей сведения об аудиторах, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудового договора, полученной не ранее, чем за три месяца до даты подачи заявки.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности аудитор имеет право участвовать в аудиторской деятельности аудиторской организации в случае, если он является работником данной организации на основании трудового договора.

Как указано в пункте 1.4 Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (одобрен советом по аудиторской деятельности 15.12.2016 (ред. от 26.06.2020)), участие аудитора, не являющегося работником конкретной аудиторской организации или индивидуального аудитора, в осуществлении аудиторской деятельности этой аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в качестве аудитора – члена аудиторской группы, в том числе на основании гражданско-правового договора, является нарушением требований Закона об аудиторской деятельности.

Аналогичная позиция изложена в подпункте 4.2 пункта 4 разъяснений практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность (ППЗ 14 – 2020) «О трудовых и гражданско-правовых договорах в отношениях, возникающих в связи с оказанием аудиторских услуг» (одобрено советом по аудиторской деятельности от 24.03.2020).

Требование Заказчика о том, что аудиторы должны работать по основному месту работы объясняется, в том числе положениями статьи 284 ТК РФ, согласно которой продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день, а в течение одного месяца продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

Учитывая специфику проведения проверок и установленный график рабочего времени Заказчика, представляется, что для совместителей, имеющих возможность работы в свободное от основной работы время, проведение аудиторской проверки может привести к существенному снижению качества и несоблюдению сроков проведения аудита.

Таким образом, указанный показатель, установленный Заказчиком, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, Закону об аудиторской деятельности и не ограничивает круг потенциальных участников Конкурса, поскольку действующим законодательством установлен запрет в проведение аудита для аудитора, не являющегося работник проверяющей аудиторской организации.

Относительно довода Заявителя в части установления Заказчиком наличия пятилетнего опыта у работников аудиторской организации Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

– цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

– стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

– предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Как установлено пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В соответствии с пунктом 28 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.

Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.

Таким образом, при проведении конкурса заказчиком устанавливаются стоимостные и нестоимостные критерии оценки заявок, в отношении последних, в свою очередь, заказчиком могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие их содержание оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых услуг. Пункт 27 Правил устанавливает перечень показателей нестоимостного критерия, которые могут быть использованы при оценки заявок на участие в конкурсе, в частности к таким показателем отнесена квалификация трудовых ресурсов и обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.

Комиссией установлено, что правила оценки заявок участников Конкурса, содержащиеся в конкурсной документации, состоят из двух критериев:

– стоимостного, определяемого как цена контракта;

– нестоимостного, определяемого как квалификация участников конкурса.

Критерий «Квалификация участников конкурса» состоит из трёх показателей:

– «обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, предлагаемыми для оказания услуг»;

– «опыт участника закупки по успешному оказанию услуг»;

– «сведения, подтверждающие участие в рейтингах по аудиту».

Так, по показателю «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, предлагаемыми для оказания услуг» количество баллов, присуждаемых заявке, определяется следующим образом:

1) 100 баллов - выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет следующим требованиям: на основании трудовых договоров у участника закупки трудоустроены от 20 и более аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет;

2) 60 баллов - выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет следующим требованиям: на основании трудовых договоров у участника закупки трудоустроены от 10 до 19 аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет;

3) 30 баллов - выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет следующим требованиям: на основании трудовых договоров у участника закупки трудоустроены от 1 до 9 аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет;

4) 0 баллов - выставляется в случае отсутствия у участника закупки трудоустроенных на основании трудовых договоров аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет.

Документальным подтверждением считается представление копий квалификационных аттестатов аудиторов, выписки из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов, содержащей сведения об аудиторах, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудового договора, полученной не ранее, чем за три месяца до даты подачи заявки.

Таким образом, проанализировав и оценив критерии оценки заявок участников Конкурса, установленные в конкурсной документации по показателю «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, предлагаемыми для оказания услуг», Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, влекущих ограничение круга участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе и Правила предусматривают наличие у заказчика права самостоятельно определять предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик. 

Относительно довода Заявителя об отсутствии в конкурсной документации даты, с которой начинается исчисление пятилетнего опыта, Комиссия указывает следующее.

Пунктом 4.1.6 конкурсной документации Заказчиком предусмотрена рекомендуемая форма сведений о кадровых ресурсах участника закупки, одной из граф в которой является: «Стаж работы в данной или аналогичной должности (лет)», которая предусматривает указание в ней цифрового значения стажа работника аудиторской организации, принимающей участие в Конкурсе.

Примечанием к указанной форме Заказчиком сделана оговорка об обязанности конкурсной комиссии отстранить участника открытого конкурса от дальнейшего участия в закупке, в случае предоставления недостоверных данных.

Кроме того, как поясняет Организатор торгов, запрет на включение стажа работ по аудиторской деятельности, полученного во время трудовой деятельности в иных аудиторских организациях, не установлен.

Согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Таким образом, срок исчисления трудового стажа начинается с момента официального трудоустройства на должность аудитора или аналогичную ей и может подтверждаться записями из трудовой книжки.

Проанализировав конкурсную документацию, доводы сторон, Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку конкурсная документация, вопреки доводам Заявителя, содержит однозначный порядок оценки заявок. Кроме того, как указано в конкурсной документации, участник Конкурса, предоставивший недостоверные сведения, отстраняется от дальнейшего участия в закупке, что согласуется с частью 5 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.

В части довода об установлении Заказчиком различных «единиц измерения» к понятию «опыт участника» Комиссия указывает, что согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки может быть как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, так и обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.

В настоящем случае показатель «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, предлагаемыми для оказания услуг» предъявляет свои требования к сотрудникам аудиторской организации, выразившей желание на участие в Конкурсе, показатель «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг» направлен на оценку опыта самого участника Конкурса – аудиторской организации. Таким образом, указанные показатели не противоречат друг другу, поскольку имеют направленность на разные объекты оценки.

4.2. В части довода об установлении в конкурсной документации 0 баллов за отсутствие у участника Конкурса трудоустроенных на основании трудовых договоров аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет, Комиссия отмечает следующее.

Как указывалось ранее, при оценке заявки участника Конкурса по показателю «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами, предлагаемыми для оказания услуг» в случае отсутствия у участника закупки трудоустроенных на основании трудовых договоров аттестованных аудиторов с опытом работы в проведении аудита не менее 5 лет, участнику такой закупки выставляется 0 баллов.

Вместе с тем, по мнению Комиссии, вышеуказанным условием Заказчик ставит себя в невыгодное положение, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности аудитор, не являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, не вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, и в случае определения победителем участника Конкурса, не имеющего аудиторов, работающих у него на основании трудового договора, повлечет невозможность исполнения такой аудиторской организацией принятых на себя обязательств.

Между тем, данный довод Заявителя Комиссия Омского УФАС России признает необоснованным, поскольку указанный показатель не нарушает положений Закона о контрактной системе, а также Правил, и не влечет наступления негативных последствий для участника Конкурса.

4.3. В отношении довода Заявителя об отсутствии указания в конкурсной документации на вид документов, необходимых для оценки показателя «Сведения, подтверждающие участие в рейтингах по аудиту» Комиссия отмечает следующее.

В пункте 2.3 критериев оценки заявок на участие в Конкурсе (Приложение № 1 к конкурсной документации), по показателю «сведения, подтверждающие деловую репутацию» Заказчик указывает следующее:

– 100 баллов - выставляется в случае, если участник Конкурса предоставляет документы, подтверждающие участие в общероссийских и региональных рейтингах аудиторских фирм;

– 0 баллов - выставляется в случае, если у участника Конкурса отсутствуют копии документов, подтверждающих участие в общероссийских и региональных рейтингах аудиторских фирм.

Оценка по данному показателю осуществляется на основе представленных в заявке на участие в конкурсе копий документов, подтверждающих участие в общероссийских и региональных рейтингах аудиторских фирм.

Как указывалось ранее, пункт 27 Правил предоставляет право заказчику по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» устанавливать показатели в отношении деловой репутации участника закупки.

Перечень документов, их объем и виды рейтингов, устанавливаются каждым участником Конкурса самостоятельно по собственному усмотрению, поскольку Заказчиком таких ограничений в конкурсной документации не установлено.

Таким образом, Комиссия считает, установление Заказчиком показателя «Сведения, подтверждающие участие в рейтингах по аудиту» правомерным, требования действующего законодательства Заказчиком не нарушены.

Дополнительно отмечаем, что согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Между тем, как установлено Комиссией, каких-либо запросов о разъяснении конкурсной документации в адрес Заказчика не поступало.

На основании вышеизложенного, Комиссия Омского УФАС России считает доводы Заявителя несостоятельными и признает жалобу ООО «Глобалс Аудит» необоснованной.  

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» на действия заказчика – Государственного предприятия Омской области «Любинское дорожное ремонтно-строительное управление», организатора торгов – специализированной организации общества с ограниченной ответственностью «ОТС-55» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности                        ГП «Любинское ДРСУ» за 2019 год (извещение о проведении закупки                                                № 0552200001620000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

 

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 02.11.2020 № 05-10685.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                 <…>

   

                                                                                                                                           <…>

 

                                                                               <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны