Решение б/н - от 24 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаключение № 055-10/5-941/2022РНП
по результатам проверки сведений о недобросовестном поставщике
24.11.2022 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:
<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев обращение акционерного общества «ФНПЦ «Прогресс» (далее – АО «ФНПЦ «Прогресс», Заказчик, Заявитель) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ПК-Компрессор» (ИНН 5040097975, ОГРН 1105040001659, юридический адрес: 105082, город Москва, улица Б. Почтовая, дом 36, стр. 9, офис 318-15) (далее – ООО «ПК-Компрессор», Общество, Ответчик) в реестр недобросовестных поставщиков, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
в присутствии представителя Заявителя: Белокопытовой А.Д. (доверенность № Р-11-09/159 от 21.12.2021, личность удостоверена паспортом),
в присутствии представителя Ответчика посредством системы видеоконференц-связи: Синдюкова А.В. (доверенность от № 15 от 21.11.2022, личность удостоверена паспортом),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России 15.11.2022 поступило обращение от АО «ФНПЦ «Прогресс» о включении сведений об ООО «ПК-Компрессор» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением договора подряда № ЭЗП-2021-7 от 07.06.2021 (далее - Договор), заключенного между АО «ФНПЦ «Прогресс» и ООО «ПК-Компрессор», по решению Арбитражного суда Омской области от 04.10.2022 по делу № А46-9936/2022.
07.06.2021 между АО «ФНПЦ «Прогресс» и ООО «ПК-Компрессор» заключен Договор в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Стоимость работ по Договору составляла 13 037 108 руб., в том числе НДС – 2 172 851,34 руб.
Неисполнение принятых Обществом на себя обязательств послужило основанием для обращения Заказчика в суд с требованием о расторжении Договора. Решением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2022 по делу № А46-9936/2022 Договор расторгнут. В связи с чем, АО «ФНПЦ «Прогресс» просит внести сведения об ООО «ПК-Компрессор» в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 18.11.2022 № ГЛ/9072/22 ООО «ПК-Компрессор» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в обращении Заявителя (вх. № 11518э от 21.11.2022), а также копии документов.
Так, ООО «ПК-Компрессор» пояснило, что в виду наложения экономических санкций на экспорт и импорт, возникших в связи с действующей геополитической обстановкой, выполнение договорных обязательств по Договору явилось невозможным. Сроки поставки увеличились и не могли быть точно установлены по причине глобальных логистических проблем.
Общество предпринимались все возможные меры по исполнению договорных обязательств, принятых по условиям Договора. ООО «ПК-Компрессор» направляло письма в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс», в которых просило изменить сроки поставки, стоимость Договора, а также предлагало провести обслуживание компрессорного оборудования с использованием материалов Sotras (аналогов), однако АО «ФНПЦ «Прогресс» не рассмотрело возможность изменения условий Договора.
ООО «ПК-Компрессор» надлежащим образом исполняло договорные обязательства до начала экономических санкций в сфере экспорта и импорта.
Таким образом, ООО «ПК-Компрессор» просит Комиссию Омского УФАС России не включать сведения о нём в реестр недобросовестных поставщиков.
3. В Омское УФАС России 15.11.2022 от АО «ФНПЦ «Прогресс» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3–8 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1211).
Информация о недобросовестном участнике закупки, поставщике и его месте нахождения |
Сведения о проведенной закупке |
Сведения о договоре |
|||||||||||
наименование юридического лица |
страна |
почтовый индекс, наименования единиц административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта |
улица, номер дома (владения), корпуса (строения), офиса, квартиры |
ИНН |
дата подведения итогов закупки |
дата заключения неисполненного договора* |
реквизиты подтверждающего документа |
наименование товаров, работ, услуг |
код ОКПД |
валюта договора
код валюты договора |
цена договора |
срок исполнения договора (месяц, год) |
дата расторжения договора с указанием основания расторжения договора (в связи с существенными нарушениями поставщиком условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решение суда) |
ООО «ПК-Компрессор» |
Россия |
105082, г. Москва
|
ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9, подъезд 15, этаж 3, оф. 318-15 |
5040097975 |
- |
07.06.2021 |
Договор № ЭЗП-2021-7 от 07.06.2021 |
Выполнение работ по техническому обслуживанию компрессорного оборудования ATLAS COPCO, предназначенных для нужд АО «ФНПЦ «Прогресс» |
33.12 |
рубль
643 |
13 037 108,00 |
19.04.2022 |
04.11.2022 существенное нарушение условий договора. Решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2022
|
В соответствии со статьей 5 Закона о закупках ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные Постановлением № 1211 (далее – Правила направления сведений), устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Из пункта 4 Правил направления заказчиками сведений следует, что в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган: а) сведения, предусмотренные пунктами 3 - 8 перечня; б) копию решения суда о расторжении договора.
Комиссией установлено, что АО «ФНПЦ «Прогресс» проведен запрос предложений в электронной форме на право заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию компрессорного оборудования ATLAS COPCO (извещение в ЕИС № 32110247851) (далее – запрос предложений, закупка). По результатам закупки победителем признано ООО «ПК-Компрессор».
07.06.2021 между АО «ФНПЦ «Прогресс» и ООО «ПК-Компрессор» был заключен договор подряда, в соответствии с которым, подрядчик в соответствии с техническим заданием обязуется выполнить работы по техническому обслуживанию оборудования, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Договора.
Работы по Договору выполняются с момента его заключения по заявкам заказчика (пункт 1.3 Договора). Приемка работ оформляется актом выполненных работ по техническому обслуживанию. Акт составляется за каждый квартал (раздел 3 Договора).
Согласно пункту 10.2. Договора расторжение договора допускается по соглашению сторон или решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из материалов настоящего дела следует, что 05.04.2022 ООО «ПК-Компрессор» направило в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс» письмо № Ю-180, из которого следует, что 29.03.2022 АО «ФНПЦ «Прогресс» была направлена заявка на техническое обслуживание компрессорного оборудования. Общество в означенном письме сообщает, что в виду наложения экономических санкций на экспорт и импорт, возникших в связи с действующей геополитической обстановкой, выполнение договорных обязательств по Договору является невозможным. ООО «ПК-Компрессор» просит Заказчика согласовать дополнительное соглашение к Договору, в котором стороны закрепят измененные условия относительно сроков поставки, а также стоимости компрессорного оборудования и (или) запасных частей.
18.04.2022 ООО «ПК-Компрессор» направило в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс» письмо № Ю-194 с предложением заменить обслуживание компрессорного оборудования с использованием материалов «Sotras».
06.05.2022 АО «ФНПЦ «Прогресс» направило в адрес ООО «ПК-Компрессор» письмо-претензию № Р-11-17/2016 с требованием соблюдения обязательств в соответствии с условиями Договора, указав, что изменение существенных условий договора, заключенного по результатам конкурентной закупки, не допускается.
30.05.2022 в ответ на претензию ООО «ПК-Компрессор» направило в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс» письмо № Ю-2012, в котором сообщило, что не имело фактической возможности предусмотреть наложение экономических санкций в сфере экспорта и импорта. Данная ситуация является следствием обстоятельств независящих от воли сторон.
Поскольку Обществом в указанные сроки не исполнены принятые на себя обязательства, Заказчик обратился в Арбитражный суд Омской области с иском о расторжении Договора и о взыскании с Общества пени.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2022 по делу № А46-9936/2022 исковые требования АО «ФНПЦ «Прогресс» удовлетворены в части. Договор расторгнут, в части требования о взыскании неустойки Заказчику отказано.
Отказывая Заказчику во взыскании неустойки, Арбитражный суд Омской области в решении от 04.10.2022 указал, что ООО «ПК-Компрессор» не намеренно нарушило обязательства по договору в период действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497.
Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев материалы настоящего дела, доводы ООО «ПК-Компрессор», пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 9(1) Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. Постановлением № 1211, сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, предусмотренной пунктом 8 названных Правил, выявлено, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся в намеренном уклонении от исполнения договора, поэтому при привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица.
Применяемые государством санкции должны соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации и принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, пресекать возможность произвольного истолкования и применения установленных Конституцией Российской Федерации требований и принципов. Меры государственного понуждения должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины участника закупки, его финансового положения и иных существенных обстоятельств.
Таким образом, при разрешении вопроса о включении участника в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не должна ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, необходимо всесторонне исследовать все обстоятельства дела, оценить существенность нарушения, степень вины участника, ущерб, нанесенный Заказчику.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся о ненадлежащем исполнении договора. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от выполнения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках.
Рассмотрев материалы дела и оценив доводы Ответчика, при сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации в 2022 году, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «ПК-Компрессор» отсутствовало недобросовестное поведение, направленное на намеренное уклонение от исполнения договора.
Важным обстоятельством, Комиссия Омского УФАС России находит, что ранее ООО «ПК-Компрессор» надлежащим образом исполняло обязательства по Договору, что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ от 23.08.2021, 02.12.2021.
По результатам проверки представленных АО «ФНПЦ «Прогресс» сведений в отношении ООО «ПК-Компрессор» (ИНН 5040097975), учитывая установленные по делу № 055-10/5-941/2022РНП обстоятельства, на основании пункта 4 Правил направления заказчиками сведений, пунктов 8, 9(1) Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211, во исполнение приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия
ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:
Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ПК-Компрессор» (ИНН 5040097975, ОГРН 1105040001659, юридический адрес: 105082, город Москва, улица Б. Почтовая, дом 36, стр. 9, подъезд 15, этаж 3, офис 318-15) – победителе запроса предложений в электронной форме на право заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию компрессорного оборудования ATLAS COPCO (извещение в ЕИС № 32110247851) в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Настоящее заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
<...>