Решение б/н - от 24 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение № 055-10/5-941/2022РНП

по результатам проверки сведений о недобросовестном поставщике

 

24.11.2022                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев обращение акционерного общества «ФНПЦ «Прогресс» (далее – АО «ФНПЦ «Прогресс», Заказчик, Заявитель) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ПК-Компрессор» (ИНН 5040097975, ОГРН 1105040001659, юридический адрес: 105082, город Москва, улица Б. Почтовая, дом 36, стр. 9, офис 318-15) (далее – ООО «ПК-Компрессор», Общество, Ответчик) в реестр недобросовестных поставщиков, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

в присутствии представителя Заявителя: Белокопытовой А.Д. (доверенность № Р-11-09/159 от 21.12.2021, личность удостоверена паспортом),

в присутствии представителя Ответчика посредством системы видеоконференц-связи: Синдюкова А.В. (доверенность от № 15 от 21.11.2022, личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 15.11.2022 поступило обращение от АО «ФНПЦ «Прогресс» о включении сведений об ООО «ПК-Компрессор» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с расторжением договора подряда № ЭЗП-2021-7 от 07.06.2021 (далее - Договор), заключенного между  АО «ФНПЦ «Прогресс» и ООО «ПК-Компрессор», по решению Арбитражного суда Омской области от 04.10.2022 по делу № А46-9936/2022.

07.06.2021 между АО «ФНПЦ «Прогресс» и ООО «ПК-Компрессор» заключен Договор в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Стоимость работ по Договору составляла 13 037 108 руб., в том числе НДС – 2 172 851,34 руб.

Неисполнение принятых Обществом на себя обязательств послужило основанием для обращения Заказчика в суд с требованием о расторжении Договора. Решением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2022 по делу № А46-9936/2022 Договор расторгнут. В связи с чем, АО «ФНПЦ «Прогресс» просит внести сведения об                     ООО «ПК-Компрессор» в реестр недобросовестных поставщиков.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 18.11.2022 № ГЛ/9072/22 ООО «ПК-Компрессор» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в обращении Заявителя (вх. №  11518э от 21.11.2022), а также копии документов.

Так, ООО «ПК-Компрессор» пояснило, что в виду наложения экономических санкций на экспорт и импорт, возникших в связи с действующей геополитической обстановкой, выполнение договорных обязательств по Договору явилось невозможным. Сроки поставки увеличились и не могли быть точно установлены по причине глобальных логистических проблем.

 Общество предпринимались все возможные меры по исполнению договорных обязательств, принятых по условиям Договора. ООО «ПК-Компрессор» направляло письма в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс», в которых просило изменить сроки поставки, стоимость Договора, а также предлагало провести обслуживание компрессорного оборудования с использованием материалов Sotras (аналогов), однако АО «ФНПЦ «Прогресс» не рассмотрело возможность изменения условий Договора.

ООО «ПК-Компрессор» надлежащим образом исполняло договорные обязательства до начала экономических санкций в сфере экспорта и импорта.

Таким образом, ООО «ПК-Компрессор» просит Комиссию Омского УФАС России не включать сведения о нём в реестр недобросовестных поставщиков. 

3. В Омское УФАС России 15.11.2022 от АО «ФНПЦ «Прогресс» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3–8 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1211).

 

Информация о недобросовестном участнике закупки, поставщике и его месте нахождения

Сведения о проведенной закупке

Сведения о договоре

наименование юридического лица

страна

почтовый индекс, наименования единиц административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта

улица, номер дома (владения), корпуса (строения), офиса, квартиры

ИНН

дата подведения итогов закупки

дата заключения неисполненного договора*

реквизиты подтверждающего документа

наименование товаров, работ, услуг

код ОКПД

валюта договора

 

код валюты договора

цена договора

срок исполнения договора (месяц, год)

дата расторжения договора с указанием основания  расторжения договора (в связи с существенными нарушениями поставщиком условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решение суда)

 

ООО «ПК-Компрессор»

 

Россия

 

105082, 

г. Москва

 

 

ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9, подъезд 15, этаж 3, оф. 318-15  

 

5040097975

 

-

 

07.06.2021

 

Договор

№ ЭЗП-2021-7

от 07.06.2021

 

Выполнение работ по техническому обслуживанию компрессорного оборудования ATLAS COPCO, предназначенных для нужд АО «ФНПЦ «Прогресс»

 

33.12

 

рубль

 

643

 

13 037 108,00

 

19.04.2022

 

04.11.2022 существенное нарушение условий договора. Решение Арбитражного суда Омской области от  04.10.2022

 

 

В соответствии со статьей 5 Закона о закупках ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

В реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные Постановлением № 1211 (далее – Правила направления сведений), устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Из пункта 4 Правил направления заказчиками сведений следует, что в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган: а) сведения, предусмотренные пунктами 3 - 8 перечня; б) копию решения суда о расторжении договора.

Комиссией установлено, что АО «ФНПЦ «Прогресс» проведен запрос предложений в электронной форме на право заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию компрессорного оборудования ATLAS COPCO (извещение в ЕИС № 32110247851) (далее – запрос предложений, закупка). По результатам закупки победителем признано ООО «ПК-Компрессор».

07.06.2021 между АО «ФНПЦ «Прогресс» и ООО «ПК-Компрессор» был заключен договор подряда, в соответствии с которым, подрядчик в соответствии с техническим заданием обязуется выполнить работы по техническому обслуживанию оборудования, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Договора.

Работы по Договору выполняются с момента его заключения по заявкам заказчика (пункт 1.3 Договора). Приемка работ оформляется актом выполненных работ по техническому обслуживанию. Акт составляется за каждый квартал (раздел 3 Договора). 

Согласно пункту 10.2. Договора расторжение договора допускается по соглашению сторон или решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским  законодательством.

Из материалов настоящего дела следует, что 05.04.2022 ООО «ПК-Компрессор» направило в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс» письмо № Ю-180, из которого следует, что 29.03.2022 АО «ФНПЦ «Прогресс» была направлена заявка на техническое обслуживание компрессорного оборудования. Общество в означенном письме сообщает, что в виду наложения экономических санкций на экспорт и импорт, возникших в связи с действующей геополитической обстановкой, выполнение договорных обязательств по Договору является невозможным. ООО «ПК-Компрессор» просит Заказчика согласовать дополнительное соглашение к Договору, в котором стороны закрепят измененные условия относительно сроков поставки, а также стоимости компрессорного оборудования и (или) запасных частей.

18.04.2022 ООО «ПК-Компрессор» направило в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс» письмо № Ю-194 с предложением заменить обслуживание компрессорного оборудования с использованием материалов «Sotras».

06.05.2022 АО «ФНПЦ «Прогресс» направило в адрес ООО «ПК-Компрессор»  письмо-претензию № Р-11-17/2016 с требованием соблюдения обязательств в соответствии с условиями Договора, указав, что изменение существенных условий договора, заключенного по результатам конкурентной закупки, не допускается.

30.05.2022  в ответ на претензию ООО «ПК-Компрессор» направило в адрес АО «ФНПЦ «Прогресс» письмо № Ю-2012, в котором сообщило, что не имело фактической возможности предусмотреть наложение экономических санкций в сфере экспорта и импорта. Данная ситуация является следствием обстоятельств независящих от воли сторон.

Поскольку Обществом в указанные сроки не исполнены принятые на себя обязательства, Заказчик обратился в Арбитражный суд Омской области с иском о расторжении Договора и о взыскании с Общества пени.

Решением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2022 по делу № А46-9936/2022 исковые требования АО «ФНПЦ «Прогресс» удовлетворены в части. Договор расторгнут, в части требования о взыскании неустойки Заказчику отказано.

Отказывая Заказчику во взыскании неустойки, Арбитражный суд Омской области в решении от 04.10.2022 указал, что ООО «ПК-Компрессор» не намеренно нарушило обязательства по договору в период действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497.

Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев материалы настоящего дела, доводы ООО «ПК-Компрессор», пришла к следующему выводу.  

Согласно пункту 9(1) Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. Постановлением № 1211, сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, предусмотренной пунктом 8 названных Правил, выявлено, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

 Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся в намеренном уклонении от исполнения договора, поэтому при привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица.

Применяемые государством санкции должны соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации и принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, пресекать возможность произвольного истолкования и применения установленных Конституцией Российской Федерации требований и принципов. Меры государственного понуждения должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины участника закупки, его финансового положения и иных существенных обстоятельств.

Таким образом, при разрешении вопроса о включении участника в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не должна ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, необходимо всесторонне исследовать все обстоятельства дела, оценить существенность нарушения, степень вины участника, ущерб, нанесенный Заказчику.

Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся о ненадлежащем исполнении договора. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от выполнения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках.

Рассмотрев материалы дела и оценив доводы Ответчика, при сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации в 2022 году, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «ПК-Компрессор» отсутствовало недобросовестное поведение, направленное на намеренное уклонение от исполнения договора.

Важным обстоятельством, Комиссия Омского УФАС России находит, что ранее ООО «ПК-Компрессор» надлежащим образом исполняло обязательства по Договору, что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ от 23.08.2021, 02.12.2021.

По результатам проверки представленных АО «ФНПЦ «Прогресс» сведений в отношении ООО «ПК-Компрессор» (ИНН 5040097975), учитывая установленные по делу № 055-10/5-941/2022РНП обстоятельства, на основании пункта 4 Правил направления заказчиками сведений, пунктов 8, 9(1) Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211, во исполнение приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ПК-Компрессор» (ИНН 5040097975, ОГРН 1105040001659, юридический адрес: 105082, город Москва, улица Б. Почтовая, дом 36, стр. 9, подъезд 15, этаж 3, офис 318-15) победителе запроса предложений в электронной форме на право заключения договора подряда на выполнение работ по техническому обслуживанию компрессорного оборудования ATLAS COPCO (извещение в ЕИС № 32110247851) в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

Настоящее заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                        <...>        

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                              <...>

                                                                                                                                                          

                                                                                                                                              <...>

                                                                                                                  

                                                                                                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны