Определение б/н определение о возбуждении дела от 29 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/5-790/2024 и назначении дела к рассмотрению

 

29 июля 2024 года г. Омск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее -Комиссия) (...) – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление), рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем (…) требований части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Омского УФАС России прокуратурой Кировского административного округа город Омска перенаправлены материалы Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - СГУ ЦБ РФ) по факту распространения на территории г. Омска ненадлежащей рекламы финансовых услуг (вх. № 5303/24 от 01.07.2024).

В рамках рассмотрения поступивших материалов 02.07.2024, 10.07.2024 сотрудниками Омского УФАС России осмотрены фасады зданий, расположенных по адресам: пр. Менделеева, д. 29, ул. 70 лет Октября, д. 14, ул. 70 лет Октября, д. 31 А в г. Омске, и зафиксированы факты размещения баннеров и электронных табло с информацией следующего содержания:

- «комиссионный магазин Энфильд покупка продажа и другие денежные операции»;

- «золото серебро телефоны ноутбуки цифровая бытовая техника инструменты»;

- «строительный инструмент берем все тел. 49-31-00 ремонт цифровой техники комиссионный магазин ювелирные изделия скупка продажа обмен золото серебро комиссионный магазин ремонт телефонов тел. 49-31-00 скупка продажа цифровой техники комиссионный магазин скупка дорого обмен тел. 49-31-00 комиссионный магазин ювелирные изделия строительный инструмент берем все…» (пр. Менделеева, д. 29)

- «золото 583 ювелирный магазин», «золото серебро телефоны ноутбуки цифровая бытовая техника инструменты»;

- «ювелирные изделия скупка дорого скупка дорого кредит рассрочка ремонт телефонов тел. 493-920 комиссионный магазин скупка дорого берем все цифровая техника бытовая техника ювелирные изделия строительный инструмент золото серебро кредит рассрочка скидка 20 % на ювелирные изделия ремонт цифровой техники» (ул. 70 лет Октября, д. 14)

Установлено, что деятельность в сети комиссионных магазинах «Энфилд» осуществляет ИП (…)

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация содержит квалифицирующие признаки юридического понятия «реклама», распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к сети комиссионных магазинов «Энфилд» и оказываемым услугам (скупка, продажа, ремонт и т. д.).

При этом распространенная реклама содержала признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

1. Реклама, транслируемая посредством электронных табло, содержала информацию об осуществлении деятельности, связанной со скупкой ювелирных изделий / золота.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно сведениям сайта Федеральной пробирной палаты https://probpalata.gov.ru/deyatelnost/lombardy-i-skupka/ скупку у физических лиц ювелирных изделий и их лома могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и имеющие лицензию на такой вид деятельности. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями и системой их охраны, оборудованием и инвентарем, а также обеспечивать должным образом оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков.

Сайт Федеральной пробирной палаты (https://probpalata.gov.ru/reestry-licenzij/) не содержит сведений о включении ИП (…) в реестр лицензий по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

В силу пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таким образом, в нарушении пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», ИП (…), не имея соответствующей лицензии, не наделен правом осуществлять, соответственно, и рекламировать такую услугу как скупка ювелирных изделий/золота.

2. Исходя из содержания рекламы, оформляя покупку товара в комиссионном магазине, потребителю могут быть предоставлены кредит или рассрочка.

Статьей 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» определены понятия:

потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лица, осуществляющие в соответствии со статьей 6.1 настоящего Федерального закона деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

При этом в главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено несколько видов кредитования: банковское, товарное и коммерческое.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В случае предоставления кредита гражданину в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе кредита, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой), ограничения, случаи и особенности взимания иных платежей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяются законом о потребительском кредите (займе) (пункт 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства (статья 822 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом (пункт 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитования имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Оплата товара в рассрочку - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита (статья 489 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание правильных реквизитов организации, реализующей товар, в том числе путем предоставления кредит или рассрочки, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Отсутствие информации о лице, оказывающем услуги, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…) является рекламодателем и рекламораспространителем.

Статьей 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространителя за нарушение пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-790/2024 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, индивидуальный предприниматель (…)

 

3. Назначить дело № 055/05/5-790/2024 к рассмотрению на 22.08.2024 в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

 

4. ИП (…) в срок до 19.08.2024 представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение с приложением документов, обосновывающих позицию ИП (…)

 

Рассмотрение дела может осуществляться дистанционно.

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видео- конференц-связи: https://fas3.tconf.rt.ru/c/3779230395.

С инструкцией для участников видео-конференц-связи можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.__

Связанные организации

Связанные организации не указаны