Определение б/н Нарушение требований пункта 20 части 3, частей 7 и 11 статьи... от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/5-894/2022 и назначении дела к рассмотрению

10 ноября 2022 года                                                                                                                                            г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>– заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения <…> (далее – <…>) пункта 20 части 3, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина по факту распространения в социальной сети «ВКонтакте» ( https://vk.com/chp55?z=photo-62832959_457453857%2Falbum-62832959 _00% 2Frev) 19 августа 2022 года в 14:00 час. информации следующего содержания: «Жителям Омска и Омской области можно не платить долги и действующие кредиты. Государство даёт возможность избавиться от кредитов, процентов, просрочек и задолженности по ЖКХ, гражданам, которые не могут выплатить. Заявки принимаются до конца месяца https://vk.cc/cfSTLC ЖИТЕЛЯМ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ МОЖНО СПИСАТЬ ДОЛГИ ПО ГОСПРОГРАММЕ», сопровождающейся изображением сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

При переходе по ссылке, указанной в рекламе (https://vk.cc/cfSTLC), пользователю предлагается заполнить анкету юридической компании «Правовой Стандарт», а также согласиться с условиями использования формы заявки и политикой конфиденциальности лица, разместившего форму заявки.

По мнению заявителя, данная реклама вводит в заблуждение потребителей относительно содержания оказываемых услуг.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространенна в сети «Интернет» в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к юридической компании «Правовой Стандарт» и оказываемым ей услугам, в том числе по «списанию долгов».

При этом указанная информация распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

1. В рекламе отсутствует существенная информация о том, каким образом осуществляется «списание долгов».

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядок регулирования иных отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, определены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).

Статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» даны следующие понятия:

несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Пунктом 1 статьи 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается гражданином по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 223.2. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, что в свою очередь является основанием для приостановления исполнения исполнительных документов (пункт 2 статьи 223.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Согласно пункту 1 статьи 223.6. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» по истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве процедура внесудебного банкротства гражданина завершается, и такой гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона.

Если внесудебное банкротство невозможно, признание гражданина банкротом осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. При этом в пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

В пункте 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» указано, что при реализации должником права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом на основании пункта 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника (пункт 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве).

Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.

Таким образом, действующим гражданским законодательством предусмотрены определенные условия, при которых возможно запустить процедуру банкротства.

Вместе с тем отсутствие в рекламе информации о существенных условиях, при которых возможно запустить процедуру банкротства физического лица либо иным образом урегулировать долг по кредитам, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потребителей, поскольку создает впечатление, что каждый взявший кредит на любую сумму может не исполнять свои обязательства без каких-либо последствий.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребителей рекламы.

2. Учитывая, что в силу пункта 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в кредитном договоре сторонами являются кредитор - банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию, и заемщик (гражданин или юридическое лицо), то лицо, не являющееся стороной по договору (например, юридическая компания) не вправе «списать долг». Как минимум такое лицо может оказывать лишь консультационные либо юридические услуги, направленные на то, как заемщику это можно сделать грамотно.

В пункте 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

3. Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

Основные начала гражданского законодательства предусматривают, что стороны по сделке должны действовать разумно и добросовестно.

 В силу пункта 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заемщик за неуплату кредита несет как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность.

Присутствующий в рекламе призыв «Жителям Омска и Омской области можно не платить долги и действующие кредиты» противоречит данным нормам законодательства, следовательно, нарушает требования части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, в рекламе, распространенной в Сообществе «ЧП Омск» социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/chp55?z=photo-62832959_457453857%2Falbum-62832959_00%2Frev) 19 августа 2022 года в 14:00 час. усматриваются признаки нарушения требований пункту 20 части 3, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 По информации ООО «ВКонтакте» запись на стене Сообщества «ЧП Омск» размещена пользователем персональной страницы по адресу <…>, который зарегистрирован под именем <…>.

Омским УФАС России в адрес вышеуказанного пользователя был направлен запрос с требованием представить пояснения по факту распространения в сообществе «ЧП Омск» социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/chp55?z=photo-62832959_457453857%2Falbum-62832959_00%2Frev) 19 августа 2022 года в 14:00 час. рекламной информации, в которой усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе.

На запрос Омского УФАС России были представлены пояснения <…>, в которых он дословно указал следующее: «Я, <…>, являюсь создателем и администратором сообщества «ЧП Омск» в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/chp55). Использование сообщества осуществляется в соответствие с Правилами пользования Сайтом Вконтакте (https://vk.com/terms). Указанными Правилами пользователю, администрирующему сообщество, допускается размещение на стене сообщества сторонней рекламы и материалов информирования на паритетных и дружественных основаниях (п. 5.13.4. Правил).

19.08.2022 г. на странице сообщества была опубликована запись следующего содержания: «Жителям Омска и Омской области можно не платить долги и действующие кредиты. Государство даёт возможность избавиться от кредитов, процентов, просрочек и задолженности по ЖКХ, гражданам, которые не могут выплатить. https://vk.cc/cfSTLC».

Автором данной публикации является <…> (страница пользователя Вконтакте <…>). Указанное лицо определило содержание информационного материала, размещенного на паритетных основаниях. При согласовании данной записи я не усмотрел признаки нарушений законодательства о рекламе, а именно, пункт 20 части 3, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Информация об изготовителе или о продавце рекламируемого товара в спорной записи имеется. Так, рекламная запись содержит ссылку, при переходе на которую пользователю предлагается заполнить анкету для того, чтобы установить, подходит ли гражданин под процедуру списания долгов.

При заполнении анкеты пользователю необходимо согласиться с условиями использования формы заявки и политикой конфиденциальности лица, разместившего форму заявки. При переходе на ссылку «политика конфиденциальности лица, разместившего форму заявки» размещена информация о Юридической компании «Правовой Стандарт» (https://vk.com/club128470037). Таким образом, сведения о продавце рекламируемого товара в публикации имеются.

В соответствие с ч. 7 ст. статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг… При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Как упоминалось выше, рекламная запись содержит ссылку, при переходе на которую пользователю предлагается заполнить анкету. На странице анкеты имеется следующая запись: «Чтобы узнать, подходите ли вы под процедуру списания долгов, ответьте на несколько вопросов». Данную формулировку я расценил как предупреждающую надпись. Из данной записи следует, что не все граждане имеют возможность списания долгов.

 Таким образом, я не увидел в данной рекламе искажения смысла или введения потребителей в заблуждение. К тому же информация о процедуре, условиях и последствиях банкротства достаточно объемная и не позволяет уместить ее в рекламную запись…

...Я не усмотрел в предложенной <…> для размещения в сообществе «ЧП Омск» записи призыв не платить долги и действующие кредиты, так как анализировал рекламную запись в целом. Фраза «Жителям Омска и Омской области можно не платить долги и действующие кредиты» направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования. При этом публикация содержит предупреждающую запись. Таким образом, при размещении спорной записи я не усматривал в ней признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

Договор на размещение предложенной <…> для размещения в сообществе «ЧП Омск» записи не заключался. Документ о согласовании макета прилагаю».

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 13.09.2012 № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте.

Учитывая, что <…> является «создателем и администратором сообщества «ЧП Омск» в социальной сети «Вконтакте», следовательно, он является рекламораспространителем упомянутой рекламы.

Кроме того, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что вышеуказанная реклама была распространена по заказу третьих лиц (отсутствует договор на распространение рекламы, документы, подтверждающие оплату распространения), <…> в данном случае выступает и в качестве рекламодателя.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24,25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-894/2022 по признакам нарушения требований пункта 20 части 3, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель – <…>;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – <…>.

3. Назначить дело № 055/05/5-894/2022 к рассмотрению на 06 декабря 2022 года в 15:30 часов по адресу: 644010,  г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. В.В. Лифантьеву в срок  до 01 декабря 2022 года представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение (при необходимости)

Рассмотрение  настоящего дела может осуществляется дистанционно.

Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС):  https://fas3.tconf.rt.ru/c/8245696123.

 С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии          <…

Связанные организации

Связанные организации не указаны