Решение б/н Решение по делу от 5 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                               РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-480/2022

 

05 июля 2022 года                                                                                                                   город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/28-480/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Барс-эксперт», ИНН 5507264218, ОГРН 1185543024810, адрес: 644033, г. Омск, ул. 2-ая Кольцевая, д. 34, каб. 1 (далее – ООО «Барс-эксперт», Общество) части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом (почтовый идентификатор отправления 644010 65 74949 7),

в присутствии (…)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В результате проведения 11.05.2022 мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований Федерального закона «О рекламе» (выездного обследования) (справка от 13.05.2022) Омским УФАС России слева от здания автосалона «Hyundai Барс», расположенного по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 182/1, зафиксирован факт размещения информации: «Барс эксперт Автомобили с пробегом Продажа Выкуп Комиссия Страхование Кредитование Диагностика bars_avtoexpert expertbars www.expert-bars.ru 2-ая Кольцевая, 34 время работы ПН-ВС 9.00-20.00 91-90-91»:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к продаже автомобилей с пробегом, а также услуг по их выкупу, страхованию, покупке в кредит и т.п.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со сведениями, размещенными на сайте регистратора доменных имен «RU-CENTER» (АО «Региональный Сетевой Информационный Центр»), владельцем сайта www.expert-bars.ru является ООО «Барс-эксперт».

(…)

Согласно режимной вывеске деятельность по указанному в рекламе адресу: г. Омск, ул. 2-ая Кольцевая, д. 34 осуществляет ООО «Барс-эксперт», основным видом деятельности которого является «торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» (код 45.11.2 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Определением от 10.06.2022 в отношении ООО «Барс-эксперт» возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссией установлено следующее.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Реклама содержит указание на предоставление таких видов услуг как кредитование и страхование.

Отношения в сфере финансовой деятельности регулируются гражданским законодательством, а также специальным законодательством о страховании, банках и банковской деятельности.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены различные виды кредитов.

В главе 42 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено несколько видов кредитования: банковское, товарное и коммерческое.

Из части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

В статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») указано, что под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Комиссия считает, что отсутствие указания вида предоставляемого кредита: товарный, коммерческий (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковский, позволяет сделать вывод о том, что такая реклама воспринимается потребителем как предложение в получении именно банковской услуги.

На основании пункта 1 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховщиком. Договор личного страхования является публичным договором (статья 426). По договорам страхования организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Статьей 2 Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации даны понятия:

- страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;

- страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей, вместе с тем на момент фиксации факта распространения рекламы информация о лице, предоставляющем финансовые услуги, отсутствовала.

Отсутствии существенной информации о лице, которое их оказывает, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

На заседании Комиссии представитель Общества (…) не отрицала факт нарушения ООО «Барс-эксперт» требований Федерального закона «О рекламе», при этом отметила, что в настоящее время реклама полностью демонтирована.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Барс-эксперт» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Барс-эксперт» требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В материалы дела представлены фотоснимки, свидетельствующие о том, что в настоящее время реклама полностью демонтирована, в связи с чем Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «Барс-эксперт» (ИНН 5507264218, ОГРН 1185543024810) «Барс эксперт Автомобили с пробегом Продажа Выкуп Комиссия Страхование Кредитование Диагностика bars_avtoexpert expertbars www.expert-bars.ru 2-ая Кольцевая, 34 время работы ПН-ВС 9.00-20.00 91-90-91», распространенную 11.05.2022, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Барс-эксперт» не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 08.07.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны