Решение б/н - от 8 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-1026/2021

о признании жалобы необоснованной

 

08.11.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Партнер-Агро СПб» (далее – ООО «Партнер-Агро СПб», Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» (далее – ФГБОУ ВО «Омский ГАУ», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лабораторного оборудования для нужд  ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» в целях реализации гранта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220 и Соглашением о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 28.05.2021 № 075-15-2021-534 (извещение № 32110721063 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос котировок, закупка),

в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы;

при участии представителя Ответчика посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 50 от 01.06.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 21.10.2021 № 10291э) на действия ФГБОУ ВО «Омский ГАУ», который полагает, что положения документации о проведении запроса котировок противоречат положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

В извещении о проведении закупки Заказчиком указаны характеристики товаров в отношении габаритов и мощности, которые подходят исключительно одному производителю Юцебаш Макине. На рынке представлено достаточно товаров со схожими техническими характеристиками, выполняющих заданную функцию, незначительно отличающихся от заявленных. Габаритные размеры товара никак не влияют на его эксплуатационные и функциональные характеристики. Фактически потребность Заказчика в товаре соответствующих габаритных размеров не подтверждена. Соответственно установление в извещении требований к габаритам оборудования является необоснованным.

Кроме того, ООО «Партнер-Агро СПб» считает, что Заказчиком установлены неосуществимые сроки поставки товара.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 25.10.2021 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 29.10.2021 № 10574).

На заседании комиссии 08.11.2021 представитель Заказчика высказался согласно письменным пояснениям ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» на жалобу ООО «Партнер-Агро СПб», отметив следующее.

Источником финансового обеспечения обжалуемой закупки являются средства гранта в форме субсидии из федерального бюджета, предоставленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по соглашению № 075-15-2021-534 от 28.05.2021. Предметом данного соглашения является предоставление                               ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» из федерального бюджета в 2021 – 2023 годах гранта в форме субсидии в целях достижения результата федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», национального проекта «Наука и университеты»: создание лаборатории мирового уровня под руководством ведущих ученых с мировым именем, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в срок до 31.12.2023.

В рамках создания лаборатории университетом определены отдельные помещения, а также в полной мере разработана проектная документация, в комплекте, необходимом для создании лаборатории, отвечающей мировым стандартам, а также соответствующим требованиям строительных норм и правил, требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям помещений лаборатории, техники безопасности и охраны труда, взрывопожарной опасности и электробезопасности, требованиям по работе с химическими соединениями высокого класса опасности и иных требований и государственных стандартов Российской Федерации.

В целях исполнения вышеперечисленных требований определен комплекс мероприятий по ремонту помещений, поставке необходимого оборудования и мебели. В настоящее время в помещениях лаборатории ведутся ремонтные работы по реализации объемно-планировочных и конструктивных решений, по монтажу системы отопления, систем вентиляции, очистки и кондиционирования воздуха, систем водоснабжения и водоотведения, систем электроснабжения, с характеристиками систем и работ, непосредственно связанными с габаритами, производственной мощностью и иными эксплуатационными и функциональными характеристиками планируемого к поставке оборудования и мебели.

Таким образом, замена технических характеристик оборудования и мебели невозможна, в связи с необходимостью изменения проектных решений по уже проводимым ремонтным работам и схемам разводки коммуникаций, осуществляемых также за счет средств гранта, что будет расценено как неэффективное использование бюджетных средств, а также может повлечь нарушение схемы пространственного размещения и не позволит в полном объеме выполнить требования противопожарной безопасности, требования по работе с химическими соединениями высокого класса опасности и требования законодательства в сфере охраны труда.

Нарушение запланированных габаритов сделает невозможным эффективное использование технологических комплексов, что, в свою очередь, не позволит в полном объеме применять утвержденные методики работы с образцами на данном оборудовании. То есть, нарушение требований по габаритам в рамках разработанной проектной документации влечет за собой ограничения по использованию оборудования с точки зрения заявленного и имеющегося функционала.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках Заказчиком в описании предмета закупки указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки.

Ответчик указывает, что на рынке представлено достаточно оборудования различных производителей, соответствующего заявленным габаритам и прочим характеристикам. Кроме того, закупаемое оборудование не является уникальным по своим эксплуатационным и функциональным характеристикам и может быть изготовлено под заказ.

По мнению Заказчика, срок поставки оборудования, согласно проведенному анализу рынка, также является реальным, о чем свидетельствует состоявшаяся процедура запроса котировок.

При этом срок поставки оборудования установлен с учетом срока ввода лаборатории в эксплуатацию и проведения первых научных исследований (в соответствии с соглашением – не позднее 31.12.2021).

Ответчик также отмечает, что во время проведения процедуры закупки в адрес Заказчика не поступало запросов на разъяснение положений документации. Заявку на участие в запросе котировок Заявитель также не подавал.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 13.10.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок.

Согласно извещению № 32110721063 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 13.10.2021 по 21.10.2021 до 10:00 часов (время местное).

Дата рассмотрения заявок – 21.10.2021 в 15:00 часов. Дата подведения итогов закупки – 22.10.2021. Начальная (максимальная) цена договора: 2 347 110,0 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме № ОГ223-40/21 (32110721063) от 21.10.2021 на участие в закупке поступила одна заявка по результатам рассмотрения которой, данная заявка признана соответствующей требованиям извещения о закупке.

Из итогового протокола запроса котировок в электронной форме № ОГ223-40/21 (32110721063) от 22.10.2021 следует, что поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, запрос котировок признан несостоявшимся. Договор будет заключен с единственным участником – ООО «Фуд Плант Консалтинг Новосибирск» по цене 2 337 110,0 руб.

Уведомлением Омского УФАС России от 25.10.2021 № 05-10433 запрос котировок приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011       № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействия) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействий) может осуществляться только участниками закупки, подавшими заявку на участие в закупке.

Как следует из жалобы, Заявитель обжалует положения документации запроса котировок. Учитывая, что жалоба подана Обществом до окончания срока подачи заявок, она была принята к рассмотрению по существу в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно пунктам 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

– требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

– место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Из системного толкования вышеизложенных норм следует, что Заказчик вправе устанавливать такие характеристики предмета закупки, которые наиболее полно отвечают его потребностям и позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным требованиям.

Согласно пункту 3.1 извещения о проведении запроса котировок предметом закупки является: поставка лабораторного оборудования для нужд ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» в целях реализации гранта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220 и Соглашением о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 28.05.2021 № 075-15-2021-534.

Из пунктов 3.2, 3.3 извещения о проведении запроса котировок следует, что количество поставляемого товара, описание объекта закупки указаны в техническом задании – приложении № 3 к извещению о проведении запроса котировок.

В соответствии с техническим заданием (приложение № 3 к извещению о проведении запроса котировок) Заказчику к поставке требуется следующее оборудование: лабораторное сито, вальцовая меьница для небольших образцов зерна, аппарат для увлажнения пшеницы, лабораторный очиститель отрубей, аппарат седиментации, молотковая дробилка. Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам товара отражены техническом задании, в том числе требования к габаритам, массе, мощности, комплектации требуемого к поставке оборудования.

Проанализировав положения технического задания (приложение № 3 к извещению о проведении запроса котировок), Комиссия установила, что в техническом задании указаны подробные технические характеристики товаров, требуемая комплектация, при описании используются словосочетания «не более», «не менее», таким образом, Заказчиком указаны допустимые диапазоны характеристик требуемого к поставке оборудования. Указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, а также наименование страны происхождения товара в техническом задании Заказчиком не установлены.

Комиссия принимает во внимание довод Заявителя, что оборудование по оспариваемой закупке закупается в целях реализации гранта для создания лаборатории мирового уровня ФГБОУ ВО «Омский ГАУ». Для создания указанной лаборатории была разработана проектная документация, в которой определен перечень работ по ремонту помещений, установлен список приборов, необходимых для оснащения лаборатории, в том числе определены технические характеристики данного оборудования (габаритные размеры, масса и т.д.). В связи с чем, замена технических характеристик оборудования невозможна, в связи с последующей необходимостью изменения проектных решений по уже проводимым ремонтным работам, осуществляемым также за счет средств гранта.

Таким образом, Комиссия признает несостоятельным довод Заявителя, что потребность Заказчика в товаре соответствующих габаритных размеров не подтверждена, в связи с чем, в извещении Заказчиком необоснованно установлены требования к габаритам оборудования.

Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные Заказчиком характеристики товаров, подходят исключительно одному производителю – «Юцебаш Макине».

Ответчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения хозяйствующих субъектов, которые были получены им при организации оспариваемой закупки. Из указанных коммерческих предложений следует, что как минимум 3 хозяйствующих субъекта могут поставить товары с необходимыми Заказчику характеристиками, при этом в коммерческих предложениях потенциальными контрагентами были предложены товары и других производителей.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования данного закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Приведенные правовые нормы предоставляют заказчику право самостоятельно определить процесс закупки товаров, работ, услуг, который направлен на обеспечение потребности заказчика, исходя из названных целей и принципов правового регулирования Закона о закупках.

Комиссия считает, что указание ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» в документации о проведении запроса котировок определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Относительно довода Общества об установлении Заказчиком неосуществимых сроков поставки товара Омское УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 3.1 проекта договора (приложение № 5 к извещению о проведении запроса котировок) поставка товара осуществляется с момента подписания договора по 30.11.2021.

Как следует из пояснений Заказчика, установление такого срока поставки товара обусловлено заключенным между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» соглашением о предоставлении субсидии от 28.05.2021 № 075-15-2021-534. В соответствии с указанным соглашением не позднее 31.12.2021 получателем субсидии (ФГБОУ ВО «Омский ГАУ») должны быть осуществлены такие мероприятия как: ввод лаборатории в эксплуатацию и проведение первых научных исследований, в том числе опубликование результатов данных научных исследований.

При этом Заявителем в жалобе не приведено доказательств, что в срок, установленный в закупочной документации, невозможно поставить требуемый Заказчику товар. Таким образом, Комиссия признает данный довод Общества также необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях  ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» нарушения требований части 6.1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках при проведении запроса котировок.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Партнер-Агро СПб» (ИНН 7820059050, ОГРН 1177847365376, юридический адрес: 196625, город Санкт-Петербург, поселок Тярлево, шоссе Московское, дом 55 а, литер б, помещение 1-н, ч.п. 36) на действия бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» (ИНН 5502030791, ОГРН 1025500508330, юридический адрес: 644008, Омская область, город Омск, Институтская площадь, дом 1) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лабораторного оборудования для нужд ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» в целях реализации гранта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220 и Соглашением о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 28.05.2021 № 075-15-2021-534 (извещение № 32110721063).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 25.10.2021 № 05-10433.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                <...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны