Решение б/н . от 3 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Решение № 055/10/18.1-809/2019

о признании жалобы обоснованной

 

 

30.09.2019                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела контроля органов власти, заместителя  председателя Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона              от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «ГЕКТОР» (далее – ООО ЧОП «Гектор», Заявитель, Общество) на действия заказчика –                          публичного акционерного общества «Сатурн» (далее – ПАО «Сатурн», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объекта (извещение № 31908243681) (далее – Запрос котировок, закупка),

при участии представителя ООО ЧОП «ГЕКТОР» – <…> (доверенность от 27.09.2019 № 3, личность удостоверена паспортом),                     

при участии представителя ПАО «Сатурн» – <…> (доверенность от 10.01.2019 № 597, личность удостоверена паспортом),

при участии в качестве слушателя – <…> (личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 9544 от 20.09.2019), который полагает, что Заказчик отказал в допуске к участию в Запросе котировок                                 ООО ЧОП «ГЕКТОР»  неправомерно.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

ООО ЧОП «ГЕКТОР» в целях принятия участия в торгах была подготовлена и подана заявка № 77 от 04.09.2019.

Согласно итоговому протоколу № 115 от 09.09.2019 (далее – Итоговый протокол) Заказчиком принято решение отказать Обществу в допуске к участию в Запросе котировок по основаниям, указанным в данном протоколе.

Заявитель не согласен с выводами закупочной комиссии ПАО «Сатурн», считает, что им были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям к содержанию, форме и составу заявки на участие в Запросе котировок, установленным извещением о проведении запроса котировок на право заключения договора, утвержденным заместителем генерального директора (далее – Извещение), и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Также Заявитель указывает на нарушение со стороны Заказчика части 12 статьи 4 Закона о закупках, а именно: размещение на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Официальный сайт) Итогового протокола с нарушением установленных сроков.

В связи с чем, Заявитель просит признать недействительным Итоговый протокол и аннулировать результаты Запроса котировок, обязать Заказчика повторно рассмотреть и оценить заявки на участие в Запросе котировок.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 24.09.2019 № 05-10616 Ответчиком представлены копии запрашиваемых документов, а также письменные пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя.

На заседании Комиссии 30.09.2019 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласился, высказался согласно пояснениям на жалобу ООО ЧОП «ГЕКТОР», отметив следующее.

Согласно Итоговому протоколу Заявителю отказано в допуске на участие в Запросе котировок по нескольким основаниям. Каждое допущенное Заявителем нарушение является самостоятельным основанием для отказа в допуске к участию в Запросе котировок.

Так, Заказчик указывает, что для целей наиболее эффективных торгов в документацию включены условия, позволяющие выбрать в качестве победителя наиболее квалифицированного участника. Такими условиями выступают требования к опыту участника торгов, к форме, оформлению и составу заявки в части подтверждения опыта.  Согласно пунктам 15 и 16 Информационной карты (приложение к Извещению) (далее – Информационная карта) участник должен обладать опытом охраны торговых объектов и бизнес центров, подтверждаемым копиями не менее 3 договоров на оказание услуг физической охраны торговых объектов и (или) бизнес центров с суммой не менее 40 % от суммы Запроса котировок – такие договоры должны исполняться в 2018 и (или) 2019 г.г. с приложением акта приемки услуг, подписанного сторонами на последний отчетный период.

ООО ЧОП «ГЕКТОР» в  заявке на участие в Запросе котировок из трех необходимых договоров не представило ни одного договора, отвечающего требованиям закупочной документации.

Второй причиной отказа в допуске явилось несоответствие заявки                        ООО ЧОП «ГЕКТОР» подпункту 16 пункта 12.3 Инструкции участникам размещения заказа (далее – Инструкция), а именно полномочия лица, подписавшего заявку на участие в тогах, на дату подписания заявки на участие в Запросе котировок не подтверждены.

Представитель ответчика отмечает, что содержащиеся в жалобе                              ООО ЧОП «ГЕКТОР» утверждения относительно того, что помимо решения № 4/1 от 01.12.2015 о назначении директора к заявке на участие в торгах прилагалась выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), которая, по мнению Заявителя, подтверждает полномочия директора Общества, являются необоснованными.

Относительно довода Заявителя о неправомерности отказа в допуске к участию в Запросе котировок по основанию, предусмотренному пунктом 12.2, подпунктом 1 пункта 12.3 Инструкции, Ответчик сообщает, что требование о предоставлении описи документов, входящих в заявку на участие, в формате Microsoft Word являлось обязательным для всех участников, подающих заявку на участие в Запросе котировок.

С доводами Заявителя о несвоевременности размещения Итогового протокола представитель Ответчика на заседании комиссии согласилась, отметив, что несвоевременное размещение протокола не может являться основанием для признания итогов Запроса котировок недействительными, поскольку такое размещение не нарушает права и законные интересы Общества.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на Официальном сайте, установлено, что 28.08.2019 Заказчиком на Официальном сайте  размещено извещение № 31908243681 о проведении Запроса котировок, а также Извещение с приложением Инструкции.

Согласно извещению о проведении Запроса котировок прием заявок на участие в Запросе котировок осуществлялся оператором ЭТП с 28.08.2019 по 05.09.2019.

Дата рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок  – 09.09.2019.

Дата подведения итогов Запроса котировок – 09.09.2019.

Согласно Итоговому протоколу на участие в Запросе котировок подано две заявки. Закупочная комиссия Заказчика, рассмотрев заявки участников Запроса котировок, приняла решение отказать ООО ЧОП «ГЕКТОР» в допуске к участию в Запросе котировок по причине следующих нарушений:

– подпункта 15 пункта 12.3 Инструкции, пунктов 15, 16 Информационной карты, а именно: не подтвержден опыт охраны торговых объектов и бизнес центров (в объеме согласно пункту 16 Информационной карты), предоставленные копии договоров не соответствуют условиям пункта 16 Информационной карты, в том числе условия о сумме (не менее 40 % от суммы Запроса котировок), о сроке исполнения 2018 и (или) 2019 гг., о наличии актов приемки услуг, подписанных сторонами;

– подпункта 16 пункта 12.3 Инструкции, а именно: заявку на участие в Запросе котировок подписал директор Общества, при этом согласно статье 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее –                      Закон № 14-ФЗ) единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников Общества на срок, определенный Уставом; согласно пункту 8.2. Устава Общества, утвержденного решением единственного участника                                     ООО ЧОП «ГЕКТОР» об увеличении уставного капитала общества за счет дополнительного вклада участника общества от 08.12.2015 (далее – Устав), срок полномочий директора составляет 3 года; Обществом предоставлено решение № 4/1 от 01.12.2015 г., согласно пункту 4 которого, полномочия директора возложены на лицо, подписавшее заявку на участие в торгах. Из изложенного следует, что полномочия лица, подписавшего заявку на участие в тогах, на дату подписания заявки на участие в Запросе котировок не подтверждены;

– пунктам 12.2, подпункта 1 пункта 12.3. Инструкции, а именно: не предоставлена опись документов с указанием количества листов в формате Word.

В соответствии с Итоговым протоколом к участию в закупке допущен один участник, Запрос котировок признан несостоявшимся.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

            В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В части 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки  сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении закупки Заказчик руководствуется положением о закупке ПАО «Сатурн», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Сатурн» протоколом от 17.12.2018 года № 18/2018 (далее – Положение о закупке).

Так, в разделе 6.11 Положения о закупке установлены требования к участникам закупки. 

Пунктом 1 пункта 6.11.3 Положения о закупке установлено, что Заказчик имеет право установить такие квалификационные требования к участникам закупки как наличие опыта и квалификации.

Согласно пункту 6.11.4 Положения о закупке конкретные обязательные, дополнительные и квалификационные требования к участникам закупки и документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанным требованиям, устанавливаются заказчиком в документации процедуры закупки с учетом Положения о закупке.

Пунктом 6.11.5 Положения о закупке предусмотрено, что конкретные обязательные, дополнительные и квалификационные требования к участникам закупки и документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанным требованиям, устанавливаются заказчиком в документации процедуры закупки с учетом Положения о закупке.

Согласно пункту 6.11.6 Положения о закупке дополнительные и квалификационные требования должны быть обоснованными, измеримыми, выполнимыми и не должны приводить к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, выражающемуся, в том числе в создании участнику либо нескольким участникам закупки преимущественных условий участия в соответствующей процедуре закупки.

В соответствии с частью 2 пункта 6.6.1 Положения о закупке, пунктом 2 подпункта 21.2.1 Инструкции участник закупки не допускается комиссией к участию в процедуре закупки при непредставлении документов и сведений, указанных в документации (Инструкции).

Заказчиком в пунктах 15,16 Информационной карты установлено такое дополнительное квалификационное требование как наличие опыта охраны торговых объектов и бизнес центров. Опыт охраны торговых объектов и бизнес центров подтверждается копиями не менее 3 договоров на оказание услуг физической охраны торговых объектов и (или) бизнес центров с суммой не менее 40 % от суммы Запроса котировок (1 248 000, 00 рублей) – такие договоры должны исполняться в 2018 и (или) 2019 гг., с приложением акта приемки услуг, подписанного сторонами на последний отчетный период.

Комиссией установлено, что ООО ЧОП «ГЕКТОР» в подтверждение своего опыта охраны торговых объектов и бизнес центров в составе заявки представило следующие договоры:

– договор № ФО010718 от 01.07 2018, сроком действия один год;

– договор № 36-6-0052(2019) от 16.04.2019, сроком действия  один год;

– договор от 01.09.2014, сроком действия до 31.12.2014;

– договор № 35/03 от 02.03.2018, сроком действия до 31.12.2018.

Комиссией также установлено, что в нарушение требований пунктов 15, 16 Информационной карты ООО ЧОП «ГЕКТОР» к указанным договорам не приложило акты приемки услуг, подписанные сторонами на последний отчетный период. Кроме того, договор от 01.09.2014 не соответствует требованиям пункта 16 Информационной карты, поскольку срок исполнения договоров должен приходиться на 2018 и (или) 2019 гг.

Довод заявителя о том, что данное квалификационное требование к участникам Запроса котировок, изложенное в пункте 16 Информационной карты, не отвечает принципам, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку необоснованно ограничивает количество претендентов на участие в закупке, Комиссия считает необоснованным.

Комиссия Омского УФАС России считает, что требования к составу заявки на участие в Запросе котировок, указанные в пункте 15, 16 Информационной карты, не являются нарушением Закона о закупках, поскольку не являются избыточным требованием.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 12.3 Инструкции участник процедуры закупки должен подготовить заявку на участие в Запросе котировок, включающую копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявку на совершения указанный действий.

Согласно статье 40 Закона № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Частью 3 статьи 40 Закона № 14-ФЗ установлено, что единоличный исполнительный орган общества, в рассматриваемом случае - директор Общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

В составе заявки на участие в Запросе котировок ООО ЧОП «ГЕКТОР» представлен Устав Общества, на основании которого срок полномочий директора составляет 3 года (пункт 8.2), а также решение № 4/1 от 01.12.2015, в котором полномочия директора Общества возложены на <…>

Закон № 14-ФЗ не устанавливает каких-либо определенных юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий руководителя общества с ограниченной ответственностью. Какие-либо нормы, устанавливающие, что истечение срока, на который лицо было избрано директором, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа общества, отсутствуют.

Таким образом, действующий директор Общества обязан исполнять функции единоличного исполнительного органа до момента, когда будет избран новый директор Общества.

Также, информация о лице (ФИО и должность), имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержится в выписке из ЕГРЮЛ. Нормами действующего законодательства (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации) закреплен принцип достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

На основании изложенного, Комиссия полагает, что в составе заявки                              ООО ЧОП «ГЕКТОР» на участие в Запросе котировок представлены достаточные сведения, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица, требуемые согласно подпункту 16 пункта 12.3 Инструкции, в связи с чем, отказ в допуске ООО ЧОП «ГЕКТОР» к участию в торгах по данному основанию является неправомерным.

Таким образом, Комиссия Омского УФАС России считает жалобу Заявителя обоснованной в части вышеуказанного довода.

Относительно третьего довода жалобы ООО ЧОП «ГЕКТОР» Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту 1 пункта 12.3 Инструкции участник Запроса котировок должен подготовить заявку, указывающую на согласие участвовать в торгах по форме 1.

В соответствии с пунктом 12 Формы 1 (Приложение к Инструкции) к заявке на участие в Запросе котировок прилагается опись документов с указанием количества листов в формате Word.

Одной из причин отказа в допуске к участию в Запросе котировок является нарушение требований к содержанию, форме и оформлению заявки на участие в закупке (подпункт 2 пункта 21.2.1 Инструкции).

Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев заявку ООО ЧОП «ГЕКТОР», установила, что в нарушение вышеуказанного требования Инструкции, Обществом представлена опись документов, входящих в состав заявки на участие в Запросе котировок, в формате Pdf.

Таким образом, данный довод жалобы Комиссия Омского УФАС России находит необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия Омского УФАС России считает, что Заказчик, руководствуясь требованиями закупочной документации, правомерно принял решение об отклонении заявки ООО ЧОП «ГЕКТОР» на участие в Запросе котировок.

Также Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение со стороны Заказчика части 12 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в нарушении сроков размещения Итогового протокола.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Аналогичные требования к срокам размещения Итогового протокола установлены в Инструкции (пункт 22.3).

Так, Итоговый протокол был подписан 09.09.2019, следовательно, предельным сроком размещения данного протокола на Официальном сайте является – 12.09.2019.

Однако, Заказчик разметил Итоговый протокол 13.09.2019, что является нарушением пункта 12 статьи 4 Закона о закупках.

Частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.

         Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной в части жалобу ООО ЧОП «Гектор» на действия заказчика ПАО «Сатурн» (ИНН 5508000955) при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объекта (извещение № 31908243681).

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

3. Передать материалы дела № 055/10/18.1-809/2019 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

4. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 24.09.2019  № 05-10616.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                                          <…>

 

<…>                                                                                                                                        

                                                                                                                            <…>

 

                                                                                                                                    <…>

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны