Решение б/н - от 6 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-644/2023

о признании жалобы необоснованной

 

06.06.2023                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профессиональное оснащение» (далее – ООО «Профоснащение», Общество, Заявитель) на действия государственного предприятия Омской области «Таврическое дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ГП ОО «Таврическое ДРСУ», Предприятие, Организатор торгов, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды железнодорожного тупика, расположенного по адресу: 646040, Омская область, г. Омск, ул. Барабинская, д. 19, территория ДРСУ № 3, ул. Барабинская, д. 19 от СП № 343 до У.П. (извещение № 22000199420000000002 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, торги),

при участии представителя Заявителя: <...> (доверенность от 31.05.2023 № 1, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя Ответчика посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность от 02.06.2023, личность удостоверена паспортом),

в присутствии представителя ИП <...>: <...> (доверенность от 17.05.2022 № 55АА2769982, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Профоснащение» (вх. от 29.05.2023 № 4856-ИП/23), которое полагает, что Организатором торгов принято неправомерное решение об отказе в допуске Общества к участию в аукционе. В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

ООО «Профоснащение» 18.05.2023 посредством электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» подана заявка на участие в аукционе.

В соответствии с разделом 9 Регламента электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» (редакция от 15.05.2023 № 33) по факту поступления на ЭТП заявки на участие в процедуре ЭТП осуществляет блокировку денежных средств на лицевом счете участника закупки в размере суммы обеспечения заявки (в том числе задатка) на участие в процедуре. Заявка на участие в процедуре отклоняется оператором, в случае, если отсутствуют денежные средства для обеспечения заявки, в том числе задатка, в случае если требование об обеспечении указано в извещении о процедуре. Подача заявки на участие в процедуре является согласием участника закупки на списание обеспечения заявки или задатка со счета участника закупки и перечисление его заказчику или организатору в случаях, предусмотренных регламентом или законодательством Российской Федерации.

Заявителем задолго до размещения извещения о спорной закупке были внесены средства на расчетный счет оператора, достаточные для внесения задатка, определенного аукционной документацией в размере 14 000,0 руб. Заявка от ООО «Профоснащение» была принята оператором, о чем на электронную почту было направлено соответствующее уведомление.

Тем не менее, Организатором торгов было принято решение об отказе в допуске Общества к участию в аукционе с указанием причины: «Непредставление документов, определенных пунктом № 12 Правил аукциона аренды, либо наличия в таких документах недостоверных сведений (п. 24 Правил по Приказу 67). Согласно аукционной документации ст. 3 Заявка на участие аукционе, п. 3.1 Требования к содержанию, составу и форме заявки, инструкция по её заполнению, пп. 2) Отсутствуют документы или копии документов, подтверждающие перечисление задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка)» (протокол № 22000199420000000002 от 23.05.2023).

Поскольку денежные средства были внесены, требование о внесении задатка при подаче заявки выполнено в полном объеме, таким образом, Организатор торгов необоснованно отказал Обществу в допуске к участию в аукционе.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать незаконными действия ГП ОО «Таврическое ДРСУ» при организации и проведении торгов, восстановить нарушенные права и законные интересы ООО «Профоснащение» путем выдачи ГП ОО «Таврическое ДРСУ» предписания об отмене протокола № 22000199420000000002-01-01 от 23.05.2023, аннулировании результатов торгов, принятых с нарушением закона и прав Заявителя.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 31.05.2023 № ГЛ/3337/23 Предприятием представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 05.06.2023 № 5099/23).

В письменных пояснениях Ответчик отмечает, что Организатор торгов при подготовке аукционной документации руководствовался Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила № 67), Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Законом Омской области «Об управлении и распоряжении собственностью Омской области» и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с проведением конкурсов или аукционов.

Согласно пункту 121 Правил № 67 заявка  на участие в аукционе должна содержать, в том числе документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в документации об аукционе содержится требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 24 Правил № 67 заявитель не допускается к участию в аукционе, в случае непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 Правил № 67, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

Аналогичные положения содержатся в аукционной документации. В разделе II аукционной документации Организатором торгов установлено требование о внесении задатка в размере 14 000,0 руб. (20% от начальной (минимальной) цены договора (цены лота)).

Организатор торгов не имеет технической возможности в своем личном кабинете на сайте электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ» увидеть информацию о внесении участниками торгов задатка на счет оператора электронной площадки.

Заявка на участие в аукционе должна содержать всю указанную заказчиком в аукционной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение задатка (платежное поручение, подтверждающее внесение задатка). Заявитель представил заявку, которая не содержала платежного поручения, что не соответствует аукционной документации и Правилам № 67. Таким образом, Ответчик считает, что Организатором торгов принято законное и обоснованное решение об отказе в допуске к участию в торгах Общества.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя  необоснованной.

2.1. В материалы дела от оператора электронной торговой площадки ООО «ЭТП ГПБ» поступили письменные пояснения (вх. от 01.06.2023 № 4977-ЭП/23) из которых следует, что согласно пункту 4.2.2.3 Регламента электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» (редакция от 15.05.2023 № 33) если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное, при отсутствии на лицевом счете участника закупки суммы, достаточной для обеспечения участия участника закупки в процедуре, оператор вправе: если требование о внесении обеспечения заявки в виде задатка в процедуре было установлено заказчиком или организатором, не принимать от участника закупки заявку на участие в процедуре до момента зачисления на лицевой счет участника закупки денежных средств в размере, предусмотренном разделом 7 Регламента, а также обеспечения заявки на участие в процедуре в виде задатка.

Таким образом, в случае, если необходимые денежные средства отсутствуют на лицевом счете участника, оператором заявка участника отклоняется.

Вместе с тем, у организатора торгов отсутствует функциональная возможность в своем личном кабинете на сайте ООО «ЭТП ГПБ» фиксировать информацию, содержащую сведения о внесении участником торгов задатка на свой лицевой счет участника.

2.2. Также в материалы настоящего дела поступили письменные возражения на жалобу от представителя ИП <...> (участника аукциона) (вх. от 01.06.2023 № 4996-ЭП/23), в которых последний отмечает, что в соответствии с Регламентом электронной площадки ООО «ЭТП ГПБ» при отсутствии денежных средств, в требуемом для внесения задатка размере, оператор электронной площадки вправе отклонить заявку. Вместе с тем, указанные положения Регламента не носят императивный характер, а лишь предоставляют право оператору электронной площадки на отклонение заявки.

Само по себе наличие у оператора электронной торговой площадки полномочий на допуск либо не допуск заявки к участию в конкурентной процедуре может рассматриваться только в качестве вспомогательного инструмента при проведении процедуры, но не может подменять собой документы и/или полномочия Организатора торгов.

В силу функциональных особенностей «Личного кабинета», а также конфиденциального характера информации о финансовых взаимоотношениях между электронной торговой площадкой и участниками, Организатор торгов не имеет доступа к состоянию лицевого счета кого-либо из участников и не может самостоятельно проверить внесение либо невнесение задатка.

Учитывая, что ООО «Профоснащение» не был предоставлен документ, подтверждающий внесение задатка (что не опровергнуто в жалобе), заявка Общества обоснованно была отклонена Организатором торгов.

На основании изложенного, представитель ИП <...> просит признать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 28.04.2023 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Предприятием размещено извещение
22000199420000000002 и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды железнодорожного тупика, расположенного по адресу: 646040, Омская область, г. Омск, ул. Барабинская, д. 19, территория ДРСУ № 3,
ул. Барабинская, д. 19 от СП № 343 до У.П., протяженностью 539 м., кадастровый номер 55:36:120308:3201. Целевое использование объекта – выгрузка сыпучих материалов: песок, щебень. Срок действия договора аренды – 5 лет.
Начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет 70 000 руб. в месяц.

Согласно документации о проведении аукциона заявка на участие в аукционе принимаются с 00:00 ч. 29.04.2023 до 17:00 ч. 22.05.2023 на электронной торговой площадке Группа Газпромбанка по адресу: https://etp.gpb.ru/. Электронная площадка функционирует круглосуточно.

Дата рассмотрения заявок на участие в аукционе 23.05.2023 в 09:00 ч. Дата проведения аукциона – 24.05.2023 в 11:00 ч.

В соответствии с протоколом № 22000199420000000002-01-01 рассмотрения заявок на участие в процедуре № 22000199420000000002 от 23.05.2023 на участие в аукционе поступило 2 заявки, по результатам рассмотрения которых ООО «Профоснащение» отказано в допуске к участию в аукционе, в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся.

Уведомлением Омского УФАС России от 31.05.2023 № ГЛ/3337/23 аукцион приостановлен.

4.    Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями случаев, предусмотренных указанной статьей.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение данного положения приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» утверждены Правила № 67.

Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу части 1 статьи 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Согласно распоряжению от 24.04.2023 № 906-р Министерство имущественных отношений Омской области дало согласие ГП ОО «Таврическое ДРСУ» на сдачу в аренду путем проведения торгов сроком на 5 лет железнодорожного тупика, протяженностью
539 м., расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Барабинская, д. 19, территория ДРСУ № 3, ул. Барабинская, д. 19 от СП № 343 до У.П.
, находящегося в собственности Омской области и закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения, рыночной стоимостью 12 542 400 рублей с учетом НДС.

В соответствии с пунктом 103 Правил № 67 извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Из пункта 105 Правил № 67 следует, что в извещении о проведении аукциона должны быть указаны, в том числе требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка.

В силу пункта 108 Правил № 67 документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона.

Согласно пункту 114 Правил № 67 документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе:

  • в соответствии с пунктами 120 – 122 Правил № 67 требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
  • порядок, место, дату начала и дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
  • место, дату и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • место, дату и время проведения аукциона;
  • требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка.

Пунктом 120 Правил № 67 предусмотрено, что заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 ГК РФ.

В силу подпункта 3 пункта 121 Правил № 67 заявка на участие в аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в документации об аукционе содержится требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).

Согласно пункту 122 Правил № 67 не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 Правил № 67.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 24 Правил № 67 заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 Правил № 67, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

Из пункта 1.1 извещения о проведении аукциона, раздела II «Информационная карта аукциона» документации о проведении аукциона следует, что аукцион проводится в электронной форме на электронной торговой площадке Группа Газпромбанка по адресу: https://etp.gpb.ru/.

Согласно пункту 1.8 извещения о проведении аукциона Организатором торгов установлено требование о внесении задатка. Так, задаток на участие в аукционе в размере 14 000 руб. должен быть перечислен на расчетный счет, указанный оператором торговой площадки, не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с пунктами 5.5.1, 5.5.2 документации о проведении аукциона задаток должен быть представлен в виде денежных средств, в валюте и на сумму, которые указаны в разделе II «Информационная карта аукциона» аукционной документации, перечисленных на лицевой счет заявителя, открытый при регистрации на электронной площадке. Задаток должен быть перечислен до окончания срока приема заявок, установленного в разделе II «Информационная карта аукциона» аукционной документации.

Из раздела II «Информационная карта аукциона» документации о проведении аукциона следует, что участниками аукциона должны быть внесены денежные средства в сумме, установленной аукционной документацией, единым платежом на лицевой счет заявителя, открытый при регистрации на электронной площадке в срок до 22 мая 2023 года. В случае не поступления денежных средств суммы задатка на момент начала рассмотрения заявок на участие в аукционе обязательства участника аукциона по внесению задатка считаются неисполненными, и он к участию в аукционе не допускается. Представление участником в составе заявки платёжных документов, подтверждающих внесение задатка, в этом случае во внимание не принимается. Размер задатка составляет
14 000,00 руб. (20 % от начальной (минимальной) цены договора (цены лота)).

Согласно пункту 3.1, разделу II «Информационная карта аукциона» документации о проведении аукциона заявитель подает заявку на участие в аукционе из личного кабинета на электронную торговую площадку Группа Газпромбанка по адресу: https://etp.gpb.ru/ в соответствии с формой, приведенной в разделе III «Заявка на участие в аукционе» аукционной документации.

Заявка представляет собой полный комплект документов, предоставляемых заявителем для участия в аукционе, и должна включать в себя, в том числе документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).   

В силу подпункта 1 пункта 1.8.1 документации о проведении аукциона заявитель не допускается комиссией к участию в аукционе в случае непредставления документов, определенных пунктом 3.1 аукционной документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

Согласно протоколу № 22000199420000000002-01-01 рассмотрения заявок на участие в процедуре № 22000199420000000002 от 23.05.2023 ООО «Профоснащение» отказано в допуске к дальнейшему участию в аукционе. В обосновании принятого решения указано: «Непредставление документов, определенных пунктом № 121 Правил аукциона аренды, либо наличия в таких документах недостоверных сведений (п. 24 Правил по Приказу 67). Согласно аукционной документации ст. 3. Заявка на участие в аукционе,
п. 3.1. Требования к содержанию, составу и форме заявки, инструкция по ее заполнению, пп. 2) отсутствуют документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка)».

Комиссия, проанализировав положения Правил № 67, извещение и документацию о проведении аукциона, заявку ООО «Профоснащение», в том числе все содержащиеся в ней документы, установила, что к указанной заявке Обществом не приложен документ, подтверждающий внесение задатка. Соответственно, на основании подпункта 1 пункта 24 Правил № 67, подпункта 1 пункта 1.8.1 документации о проведении аукциона Заявитель
не допущен к участию в аукционе, в связи с непредставлением
необходимых для участия в аукционе документов, а именно документа,
подтверждающего внесение задатка, который в силу подпункта 3 пункта 121 Правил № 67, подпункта 2 пункта 3.1 документации о проведении аукциона является обязательным.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Предприятия, выразившиеся в отказе ООО «Профоснащение» в допуске к участию в аукционе, являются правомерными и не противоречат подпункту 1 пункта 24, подпункту 3 пункта 121 Правил № 67, подпункту 1 пункта 1.8.1, подпункту 2 пункта 3.1 документации о проведении аукциона. В связи с чем, Комиссия признает данный довод Заявителя необоснованным.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профессиональное оснащение» на действия государственного предприятия Омской области «Таврическое дорожное ремонтно-строительное управление» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды железнодорожного тупика, расположенного по адресу: 646040, Омская область, г. Омск, ул. Барабинская, д. 19, территория ДРСУ № 3, ул. Барабинская, д. 19 от СП № 343 до У.П. (извещение № 22000199420000000002 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 31.05.2023 № ГЛ/3337/23.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                      <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны