Решение б/н Решение по делу от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                               РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-555/2022

25 августа 2022 года                                                  город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/28-555/2022 по факту нарушения индивидуальным предпринимателем (…) и обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард «Копейка», ИНН 5501273985, ОГРН 1215500021164, адрес: 644053, г. Омск, пр. Мира, д. 72, пом. 1П (далее – ООО «Ломбард «Копейка», Общество) требований пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей ИП (…) и ООО «Ломбард «Копейка» - (…)

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения материалов прокуратуры Советского административного округа города Омска Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области зафиксированы факты размещения на фасадах нестационарных торговых объектов рекламы следующего содержания:

- «скупка продажа деньги под любой залог», «деньги под залог», «скупка золота», «низкий %», «ломбард», «24 часа», «вход →», «ломбард комиссионный магазин» (пр. Комарова, д. 3/1);

- «скупка низкий %», «займы под залог ювелирных изделий», «покупаем и продаем стройинструмент ноутбуки телефоны золото», «займы под любой залог», «скупка инструмент ноутбуки телефоны часы», «займы под любой залог» (пр. К. Маркса, д. д. 91/6В);

- «высокая оценка товаров», «займы», «покупаем продаем стройинструмент ноутбуки телефоны золото», «высокая оценка товара», «скупка инструмент ноутбуки телевизоры телефоны часы», табличка «скупка продажа» (ул. Дмитриева, д. 7/1).  

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к осуществлению деятельности ломбарда и комиссионного магазина, услуг по предоставлению займов и скупке золота.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

На режимных вывесках указано, что деятельность в ломбарде осуществляется ООО «Ломбард «Копейка», в комиссионном магазине - ИП (…)

Определением от 05.07.2022 в отношении ИП (…) и ООО «Ломбард «Копейка» Омским УФАС России возбуждено дело № 055/05/28-555/2022 по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на определение о возбуждении дела ИП (…) в письменных пояснениях (вх. № 8265 от 19.08.2022) указано: (…)

Исходя из письменных пояснений ООО «Ломбард «Копейка» (вх. № 8266 от 19.08.2022) следует, что (…).

Относительно распространения рекламы скупки золота Общество отметило, что (…)

Изучив представленные письменные пояснения, материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Реклама содержит информацию о предоставлении займов под залог.

Принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами (пункт 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») установлено понятие ломбарда - юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

На основании пункта 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона «О ломбардах» Банк России ведет государственный реестр ломбардов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России.

Согласно сведениям сайта Центрального банка Российской Федерации https://www.cbr.ru/ на момент факта фиксации распространения рекламы и вынесения решения по настоящему делу ООО «Ломбард «Копейка» не было внесено в реестр ломбардов Банка России.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (часть 14 статьи 28 Федерального «О рекламе»).

В нарушение требований части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама предоставления займов распространялась ООО «Ломбард «Копейка», будучи не включенным в соответствующий реестр.

2. Реклама содержит информацию об осуществлении скупки золота у населения.

В силу пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Скупка у граждан находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, состоящими на специальном учете в Федеральной пробирной палата, и имеющими лицензию на такой вид деятельности.

При этом Федеральным законом «О ломбардах» установлены требования к видам деятельности ломбарда, так в силу части 4 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, ООО «Ломбард «Копейка» априори не наделено правом осуществлять, соответственно, рекламировать такую услугу как как скупка золота.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», с учетом письменных пояснений сторон ООО «Ломбард «Копейка» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Ломбард «Копейка» требований пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства об устранении ООО «Ломбард «Копейка» нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Производство по делу, возбужденному по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении ИП (…), прекратить.

2. Признать рекламу «скупка продажа деньги под любой залог», «деньги под залог», «скупка золота», «ломбард», «ломбард комиссионный магазин» (пр. Комарова, д. 3/1); «займы под залог ювелирных изделий», «займы под любой залог», «займы под любой залог» (пр. К. Маркса, д. д. 91/6В); «займы» (ул. Дмитриева, д. 7/1), распространенную ООО «Ломбард «Копейка» (ИНН 5501273985, ОГРН 1215500021164), ненадлежащей, нарушающей требования пункта 7 статьи 7 и части 14 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать ООО «Ломбард «Копейка» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 30.08.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны