Предупреждение б/н - от 1 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  № 055/01/15-255/2022

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

01.04.2022                                                                                                                        г. Омск

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» (далее – АО «Омскгазстройэксплуатация», Общество, Заявитель) (вх. от 02.03.2022 № 2080) по вопросу бездействия Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – Министерство) по внесению изменений в региональную программу газификации на 2021 – 2025 годы, утвержденную указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 № 187 «Об утверждении региональной программы газификации Омской области на 2021 – 2025 годы» (далее – Региональная программа).

На основании поступивших от граждан в январе 2022 года заявок о догазификации Общество направило в адрес Министерства письмо от 04.02.2022 № 01-06/512-ОАО с приложением пообъектного плана-графика догазификации, информации для сводного плана-графика догазификации, информации о стоимости и источниках финансирования объектов догазификации на 2022 – 2023 годы для их включения в программу газификации.

В качестве источников финансирования указаны как средства единого оператора газификации (по 44 объектам, запланированным в 2022 году, и 5 объектам на 2023 год), так и средства спецнадбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям газораспределительной организации (12 объектов в 2022 году и 3 объекта в 2023 году).

В настоящее время Заявитель не имеет оснований ни для получения средств единого оператора газификации, ни на осуществление догазификации за счет средств спецнадбавки.

Без внесения соответствующих изменений в Региональную программу Общество не имеет возможности предоставить в Региональную энергетическую комиссию Омской области (далее – РЭК Омской области) документы, необходимые для установления специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа, а также не вправе рассчитывать на средства единого оператора газификации.

Бездействие Министерства, выразившееся в не включении предложений Общества в Региональную программу в законодательно установленный семидневный срок, послужившее причиной невозможности установления для Заявителя специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа для финансирования мероприятий по догазификации, а также получения средств единого оператора газификации, что препятствует осуществлению Обществом деятельности по догазификации населения, содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Омское УФАС России, проанализировав доводы АО «Омскгазстройэксплуатация», информацию, представленную Министерством, установило следующее.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ                     «О газоснабжении в Российской Федерации» развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903  «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее – Правила № 903), которые устанавливают порядок разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

Согласно пункту 2 Правил № 903 региональные программы газификации включают мероприятия, направленные на повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил № 903 разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) совместно с единым оператором газификации (региональным оператором газификации).

Из пункта 4 Правил № 903 следует, что программы газификации должны содержать, в том числе сводный план-график догазификации, пообъектный план-график догазификации. К программам газификации прилагаются материалы, содержащие информацию об объемах и источниках финансирования реализации программы газификации (подпункт «г» пункта 5 Правил № 903).

В соответствии с пунктом 6(5) Правил № 903 сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации формируются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным органом публичной власти федеральной территории) с учетом мероприятий в отношении всех газифицированных населенных пунктов субъекта Российской Федерации (федеральной территории), в том числе с учетом предложений, указанных в пункте 6(2) Правил № 903.

Подпунктом «а» пункта 6(6) Правил № 903 установлено, что формирование сводного плана-графика догазификации и пообъектного плана-графика догазификации осуществляется на основании предложений единого оператора газификации (регионального оператора газификации), газораспределительной организации.

В силу подпункта 3 пункта 12 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 № 57 «Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области», Министерство осуществляет разработку, реализацию региональной программы газификации и контроль за ее исполнением в соответствии с законодательством.

Так, Указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 № 187 «Об утверждении региональной программы газификации Омской области на 2021 –2025 годы» на территории Омской области утверждена Региональная программа. Указом Губернатора Омской области от 22.12.2021 № 201 «О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 1 декабря 2020 года № 187» в Региональную программу были внесены изменения, в том числе утверждены пообъектный план-график догазификации, сводный план-график догазификации.

Пунктом 6(2) Правил № 903 установлено, что предложения об изменении программы газификации, направляемые газораспределительными организациями и организациями - собственниками систем газоснабжения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), в целях осуществления подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладении, принадлежащем физическим лицам, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам, без взимания средств с физического лица при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа (далее – догазификация), в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», подлежат включению в программу газификации (в сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации) в течение 7 рабочих дней со дня поступления предложений.

Установлено, что на основании пункта 6(2) Правил № 903 Общество письмом от 04.02.2022 № 01-06/512-ОАО обратилось в Министерство с предложением об изменении Региональной программы.

Вышеуказанные предложения АО «Омскгазстройэксплуатация» об изменении Региональной программы Министерством письмом от 14.02.2022 № ИСХ-22/МЭЖК-1298 были направлены в адрес единого оператора газификации – ООО «Газпром газификация».

28.02.2022 в адрес единого оператора газификации Министерством направлено письмо № ИСХ-22/МЭЖК-1823, с просьбой ускорить процесс рассмотрения направленных материалов.

Письмом от 14.03.2022 № ИСХ-22/МЭЖК-2240 Министерством в адрес ООО «Газпром газификация» направлена скорректированная информация об объемах и источниках финансирования мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования в рамках догазификации, в части выданных замечаний по фактическим данным за 2021 год.

Таким образом, предложения АО «Омскгазстройэксплуатация» об изменении программы газификации, изложенные в письме от 04.02.2022 № 01-06/512-ОАО, до настоящего времени Министерством не рассмотрены, соответствующие изменения в Региональную программу не внесены.

В представленных пояснениях Министерство указывает, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» программы газификации должны в обязательном порядке согласовываться с единым оператором газификации.

Поскольку официальный ответ от единого оператора газификации по согласованию данных планов-графиков догазификации не поступил, у Министерства отсутствуют правовые основания для включения в Региональную программу предложений АО «Омскгазстройэксплуатация» от 04.02.2022 в течение 7 рабочих дней в соответствии с требованиями пункта 6(2) Правил № 903.

Согласно предложениям АО «Омскгазстройэксплуатация», направленным в адрес Министерства письмом от 04.02.2022 № 01-06/512-ОАО, источниками финансирования мероприятий по догазификации указаны как средства единого оператора газификации, так и средства спецнадбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям Общества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1550 утверждены Правила взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее – Правила № 1550), определяющие порядок взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе порядок финансирования мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования в рамках догазификации.

Под мероприятиями по технологическому присоединению к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования в рамках догазификации понимаются мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, предусмотренные межрегиональной или региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в части пообъектного плана-графика догазификации, и мероприятия, содержащиеся в договорах о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации (пункт 2 Правил № 1550).

В силу пункта 4 Правил № 1550 взаимодействие единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации программ газификации осуществляется посредством, в том числе финансирования мероприятий по газификации, осуществляемых в соответствии с программой газификации, в том числе в рамках догазификации, проводимой в соответствии с Правилами № 1550.

Подпунктом «о» пункта 5 Правил № 1550 установлено, что единый оператор газификации в рамках взаимодействия при реализации программ газификации обеспечивает финансирование мероприятий в рамках догазификации на территории всех субъектов Российской Федерации при отсутствии такой возможности у регионального оператора газификации и газораспределительных организаций в соответствии с Правилами № 1550.

Согласно пункту 12 Правил № 1550 в случае недостаточности финансовых средств для покрытия расходов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации газораспределительные организации направляют единому оператору газификации или региональному оператору газификации следующие сведения (с помесячной разбивкой при необходимости):

  • расчет расходов, необходимых для реализации мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации в рассматриваемый период, в том числе сведения о технических характеристиках объектов капитального строительства, создаваемых в рамках исполнения договоров в рамках догазификации и (или) предусмотренных программой газификации, а также расчет стоимости работ, которые планируется выполнить в рамках осуществления мероприятий, предусмотренных программой газификации (проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, пуск газа);
  • сведения об объеме полученных в квартале, предшествующем отчетному, финансовых средств в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительной организацией и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в части финансирования строительства (реконструкции) сетей газораспределения, расходуемых на цели, не связанные с догазификацией, а также финансовых средств, полученных в квартале, предшествующем отчетному, от иных источников финансирования, включая ранее полученные от единого оператора газификации, регионального оператора газификации и неизрасходованные средства, направляемых на покрытие расходов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации в отчетном квартале;
  • сведения об объеме недостаточности финансовых средств для покрытия расходов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации в рассматриваемый период.

Пунктом 15 Правил № 1550 установлено, что финансирование единым оператором газификации расходов газораспределительных организаций на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации, понесенных газораспределительными организациями, расположенными в субъектах Российской Федерации, где действует региональный оператор газификации, осуществляется в случае недостаточности финансовых средств у регионального оператора газификации для покрытия указанных расходов газораспределительной организации и регионального оператора газификации.

Из пункта 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, следует, что подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляется без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение.

Компенсация выпадающих доходов газораспределительной организации на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения вышеуказанных категорий заявителей, производится за счет установления специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Выпадающие доходы газораспределительной организации покрываются за счет средств, получаемых от применения специальной надбавки, в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Согласно разделу 5 Региональной программы источниками финансирования программы являются:

  • внебюджетные средства, привлекаемые за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, а также альтернативные внебюджетные источники финансирования газораспределительных и газоснабжающих организаций (собственные и кредитные средства, чистая прибыль, амортизационные отчисления, инвестиции сторонних организаций, плата за подключение и прочие средства);
  • внебюджетные средства, привлекаемые за счет средств единого оператора газификации;
  • внебюджетные средства, привлекаемые в составе государственных и муниципальных программ Омской области.

Из совокупности вышеприведенных норм следует, что финансирование мероприятий, проводимых в рамках догазификации, должно осуществляться за счет средств, получаемых газораспределительной организацией от применения специальной надбавки. В случае недостаточности финансовых средств для покрытия расходов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации газораспределительные организации вправе обратиться к единому оператору газификации для получения таких средств.

Согласно пункту 121 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем. Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года.

Таким образом, догазификация домовладений физических лиц осуществляется только на основании программы газификации, разрабатываемой уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе на основании предложений газораспределительных организаций.

Отсутствие в Региональной программе (сводном плане-графике догазификации, пообъектном плане-графике догазификации) объектов, предложенных Обществом на основании, поступивших в адрес организации заявлений граждан на догазификацию, лишает Заявителя возможности своевременно обратиться в РЭК Омской области для установления специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа для финансирования мероприятий по догазификации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании вышеизложенного, Омское УФАС России приходит к выводу, что бездействие Министерства, выразившееся в не включении предложений АО «Омскгазстройэксплуатация» о внесении соответствующих изменений в Региональную программу в законодательно установленный срок, лишает Общество возможности обращения в РЭК Омской области для установления специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа для финансирования мероприятий по догазификации, что приводит к ограничению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению деятельности АО «Омскгазстройэксплуатация» по догазификации населения и содержит в себе признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в бездействии Министерства признаков нарушения пункта 2  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции

 

предупреждает

 

Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области о необходимости прекращения вышеуказанного бездействия, приводящего к ограничению конкуренции, путем включения в Региональную программу предложений об изменении программы газификации в соответствии с пунктом 6(2) Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903, направленных АО «Омскгазстройэксплуатация» письмом от 04.02.2022 № 01-06/512-ОАО.

Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 7 рабочих дней со дня его получения.

О выполнении настоящего предупреждения Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

Руководитель управления                                                                                                   <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны