Решение б/н - от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №  055/07/4-323/2020

о признании жалобы необоснованной

 

06.04.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Центр Энергоэффективности и Нормирования» (далее – ООО «МЦЭН», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – АО «ТГК-11», Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по расчету и экспертизе нормативов удельных расходов и нормативных запасов топлива для нужд  АО «ТГК-11» (извещение № 32009010552 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос предложений, Закупка),

в отсутствие ООО «МЦЭН», заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (вх. Омского УФАС России № 3317 от 03.04.2020),

при участии представителей АО «ТГК-11» посредством системы видеоконференц-связи – <...> (<...>), <...> (<...>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «МЦЭН» (вх. Омского УФАС России № 3038э от 27.03.2020) на действия АО «ТГК-11» при проведении Запроса предложений.

Пунктом 5.7 технического задания (приложение № 1 к документации о проведении Запроса предложений) (далее – Техническое задание) установлено, что исполнитель должен иметь опыт (не менее двух лет) выполнения расчетов и проведения экспертизы нормативов удельных расходов, нормативных запасов топлива для ТЭЦ мощностью 300 МВт и более, использующие в качестве основного вида топлива уголь и природный газ, в качестве резервного и вспомогательного топлива мазут.

По мнению Общества, означенное требование Заказчика, установленное в Техническом задании, ограничивает количество участников Запроса предложений.

В связи с чем, ООО «МЦЭН» просит Омское УФАС России признавать жалобу Общества обоснованной, приостановить Закупку, выдать предписание АО «ТГК-11» об устранении нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 31.03.2020 № 05-2807э АО «ТГК-11» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

В письменных пояснениях (вх. Омского УФАС России № 3354э от 06.04.2020) Заказчик указывает, что доводами Заявителя не согласен ввиду следующего.

АО «ТГК-11» при проведении Запроса предложений руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для АО «ТГК-11» (приложение к протоколу  заседания Совета директоров АО «ТГК-11») (далее – Положение о закупках), извещением и документацией о проведении Запроса предложений.

В пункте 2.1 Технического задания указано, что основанием для оказания услуг является приказ Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» (вместе с «Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии»).

В пункте 5.7 Технического задания установлены требования к опыту оказания услуг, являющихся предметом Закупки, а именно потенциальный исполнитель должен иметь опыт (не менее двух лет) выполнения расчетов и проведения экспертизы нормативов удельных расходов, нормативных запасов топлива для ТЭЦ мощностью 300 МВт и более, использующие в качестве основного вида топлива уголь и природный газ, в качестве резервного и вспомогательного топлива мазут.

Желательным условием является наличие опыта оказания услуг по выполнению расчетов и проведению экспертизы нормативов удельных расходов, нормативных запасов топлива для АО «ТГК-11».

Означенное требование установлено Заказчиком с учётом характеристик ТЭЦ, входящих в состав АО «ТГК-11», а также с целью обеспечения участия в Закупке организаций, имеющих высокую квалификацию, опыт выполнения расчетов и экспертиз нормативов.

Кроме того, в случае отсутствия у участника Закупки опыта в расчете и экспертизе по удельным расходам топлива, возможен риск не утверждения этих нормативов в Министерстве энергетики РФ, которые используются для тарифа на теплоэнергию.

Учитывая вышеизложенное, АО «ТГК-11» просит признать жалобу ООО «МЦЭН» необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 20.03.2020 в ЕИС были размещены документы и информация о Закупке, в том числе: извещение о проведении Запроса предложений, документация о проведении Запроса предложений.

Согласно извещению № 32009010552 о проведении Запроса предложений предметом Закупки является право на заключение договора на оказание услуг по расчету и экспертизе нормативов удельных расходов и нормативных запасов топлива для нужд                АО «ТГК-11».

Прием заявок на участие в Запросе предложений осуществлялся Заказчиком с 20.03.2020 по 06.04.2020.

Дата рассмотрения и оценка первых частей заявок на участие в закупке: 21.04.2020.

Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (квалификационный отбор):14.05.2020.

Дата подведения итогов Запроса предложений: 21.05.2020.

Уведомлением Омского УФАС России от 31.03.2020 № 05-2807э Закупка приостановлена.

4. Рассмотрев жалобу ООО «МЦЭН», представленные АО «ТГК-11» документы, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Омского УФАС России признала жалобу необоснованной исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

АО «ТГК-11» при проведении Запроса предложений руководствовалось Положением о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации конкурентной закупки должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В разделе 5 документации о проведении Запроса предложений установлены требования к участникам закупки. 

Пунктом 5.4.2 документации о проведении Запроса предложений предусмотрено, что в разделе 7 «Техническая часть» документации (Техническое задание) могут быть указаны дополнительные требования к участникам Закупки.

Так, пунктом 5.7 Технического задания установлено, что исполнитель должен иметь опыт (не менее двух лет) по выполнению расчетов и проведения экспертизы нормативов удельных расходов, нормативных запасов топлива для ТЭЦ мощностью 300 МВт и более, использующие в качестве основного вида топлива уголь и природный газ, в качестве резервного и вспомогательного топлива мазут.

Желательным условием является наличие опыта оказания услуг по выполнению расчетов и проведению экспертизы нормативов удельных расходов, нормативных запасов топлива для АО «ТГК-11».

Таким образом, Заказчик, руководствуясь своими потребностями, определил в пункте 5.7 Технического задания требование к участникам Запроса предложений, а именно наличие не менее двух лет опыта оказания услуг, аналогичных предмету Закупки.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.

Учитывая вышеуказанное, Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу, что действия АО «ТГК-11», выразившиеся в установлении в Техническом задании требования к потенциальным участникам Закупки о наличии опыта оказания услуг аналогичных предмету Запроса предложений, не приводят к нарушению Закона о закупках.

Также Комиссией Омского УФАС России установлено, что Заявитель за разъяснениями положений документации о проведении Запроса предложений к Заказчику не обращался.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Центр Энергоэффективности и Нормирования» на действия акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237, адрес: 644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по расчету и экспертизе нормативов удельных расходов и нормативных запасов топлива для нужд АО «ТГК-11» (извещение № 32009010552).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 31.03.2020  №  05-2807э.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны