Решение б/н Нарушение требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона... от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/8-866/2022

22 ноября 2022 года                                                                                                                                     город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/8-866/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Омским областным отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ИНН 5503066286, ОГРН 1025500000492, далее – ООО ПП «КПРФ») рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО ПП «КПРФ» - <…> (доверенность от 16.11.2022 б/н), главного редактора газеты «Красный путь» <…>

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области направлены материалы мониторинга печатного издания.

Из представленных документов следует, что на странице № 17 выпуска № 39(1430) от 05.10.2022 газеты «Красный путь» (свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 55-00068 от 18.12.2008) размещалась информация об открытии театрального фестиваля «Золотая маска» без указания категории информационной продукции: 

«Откроют фестиваль соседи

В начале ноября в Омске откроется театральный фестиваль «Золотая маска». Этой осенью фестивали «Золотой маски», кроме Омска, пройдут еще в 11 городах. В их числе – Улан-Удэ, Гусиноозерск, Красноярск, Лесосибирск, Норильск, Шатура, Петрозаводск, Костомукша, Череповец, Кострома и Санкт-Петербург.

В нашем городе фестиваль откроется спектаклями новосибирских театров. Они стали номинантами Национальной театральной премии в 2022 году. Так, 6 ноября в 14 часов на сцене по ул. Гагарина, 22 (репетиционный зал в подвальном помещении омского минкульта) покажут спектакль «Коромысли». Его ставили в «Лаборатории современного искусства», режиссером является  Полина Кардымон.

Также 6 ноября в 18:00 на сцене на ул. Гагарина, 22 зрителям представят спектакль того же театра и режиссера «[Сыра земля»] Коромысли. Глава 2». Спектакль номинирован на премию «Золотая маска» 2022 года.

На основной сцене Омского академического театра драмы 8 и 9 ноября в 19.00 покажут спектакль «Тайм-аут» режиссера Марии Крапивиной. Его ставили в театре «Красный факел» города Новосибирска. Этот спектакль тоже представлен на премию « Золотая маска» 2022 года в номинациях «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана».

Омичи и гости города уже могут приобретать билеты».

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 55-00068 от 18.12.2008 учредителем газеты «Красный путь» является ООО ПП «КПРФ».

Статьей 56 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон «О средствах массовой информации») установлено, что учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

При этом в силу статьи 36 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон «О средствах массовой информации») распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Определением Омского УФАС России от 01.11.2022 в отношении ООО ПП «КПРФ» было возбуждено дело № 055/05/8-866/2022 по признакам нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ООО ПП «КПРФ» представлена информация, согласно которой:  «…1. Информационной продукцией в рассматриваемой ситуации является газета «Красный путь».  На первой странице газеты от 05.10.2022 № 39 (1430) в правом верхнем углу в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «О защите  детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» стоит цифра 16 со знаком +. Информация, содержащаяся в статье, носит нейтральный, повествовательный  характер, как, например, программа телевизионных передач, и не несет угрозы причинения вреда здоровью и развитию детей. Жалоб по данному факту не поступало.

2. Статья, размещенная на странице 17 данного номера газеты, не является коммерческой рекламой, носит информационный характер, напечатана с целью информирования населения региона о культурных событиях региона, в ней не содержится призывов, контактных номеров телефонов, стоимости билетов, ссылок на места приобретения билетов, наименования юридических или физических лиц, являющихся организаторами мероприятий. Исходя из изложенного, эту статью можно отнести лишь к социальной рекламе, которая в соответствии с п. 11 ст. 3 ФЗ «О рекламе» определяется как «информация, распространенная любым способом, в любой форме, и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно- полезных целей, а также обеспечение интересов государства». Социальная реклама по сути не является разновидностью рекламы, порядок ее распространения регулируется исключительно статьей 10 ФЗ  «О рекламе» и иные нормы этого закона, в том числе и ч. 10.1 ст. 5, на социальную рекламу не распространяются.

3. Омское областное отделение КПРФ не является рекламораспространителем, т.к. эта статья не имеет заказчика и никем не оплачивалась.

4. Газета «Красный путь» является периодическим печатным изданием и не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. Размещение рекламы в таких изданиях должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». В рассматриваемой статье такой пометки нет,  т.к. содержащаяся в ней информация не является коммерческой рекламой.

На основании изложенного просим дело прекратить за отсутствием состава правонарушения».

На заседании Комиссии представитель ООО ПП «КПРФ» также указала, что ввиду того, что статья носит информационный характер, напечатана с целью информирования населения региона о культурных событиях региона, редакция рассматривала ее в качестве справочно-информационного материала.

Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

Факт размещения спорной информации в печатном издании – газете «Красный путь» (выпуск № 39(1430) от 05.10.2022) ООО ПП «КПРФ» не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») устанавливает понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного, вышеуказанные спектакли («Коромысли», «[Сыра земля»] Коромысли. Глава 2»,  «Тайм-аут»), проводимые в рамках фестиваля «Золотая маска» является зрелищными мероприятиями.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация распространена в печатном издании («Красный путь») в адрес лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя информации.

Относительно довода ООО ПП «КПРФ»  о том, что размещенный в газете материал носит справочно-информационный характер, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Справочно-информационные материалы представляют собой совокупность упорядоченных сведений по отдельной тематике, зафиксированных на материальном носителе. Это могут быть статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.

В данном случае материал не содержит сведений, относящихся к справочно-информационным, наоборот, основной целью размещения информации является привлечение внимания потенциального зрителя к вышеуказанным зрелищным мероприятиям, формирование и поддержание интереса к ним, о чем свидетельствует, в том числе указание времени и места проведения предстоящих зрелищных мероприятий, например:

-  «…6 ноября в 14 часов на сцене по ул. Гагарина, 22 (репетиционный зал в подвальном помещении омского минкульта) покажут спектакль «Коромысли…»;

- «…6 ноября в 18:00 на сцене на ул. Гагарина, 22 зрителям представят спектакль того же театра и режиссера «[Сыра земля»] Коромысли. Глава 2»….»;

- «…На основной сцене Омского академического театра драмы 8 и 9 ноября в 19.00 покажут спектакль «Тайм-аут»….».

Комиссия также отмечает, что отсутствие договорных отношений, оплаты и т.п. не может рассматриваться в качестве критерия разграничения нерекламной информации и рекламы, поскольку «платность» не является квалифицирующим признаком рекламы.

Учитывая вышеизложенное, распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в печатном издании, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к зрелищным мероприятиям в рамках театрального фестиваля «Золотая маска»: спектаклям «Коромысли» (6 ноября в 14:00 часов), «[Сыра земля»] Коромысли. Глава 2» (6 ноября в 18:00 часов),  «Тайм-аут» (8 и 9 ноября в 19.00 часов) и возможности приобрести билеты.

На основании части 3 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возрасти шести лет;
  3. информационная продукция для детей, возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

В нарушение требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» знак информационной продукции в рекламе зрелищных мероприятий  (театральный фестиваль «Золотая маска», спектакли «Коромысли», «[Сыра земля»] Коромысли. Глава 2», «Тайм-аут»), размещенной странице № 17 выпуска № 39(1430) от 05.10.2022 газеты «Красный путь» отсутствовал.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО ПП «КПРФ» является рекламораспространителем.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО ПП «КПРФ» требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы зрелищно-развлекательного мероприятия.

Учитывая, что в настоящее время размещение рекламы не осуществляется, что подтверждается актом осмотра выпуска № 43 (1434) от 02.11.2022 газеты «Красный путь», Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче ООО ПП «КПРФ» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  распространенную ООО ПП «КПРФ» (ИНН 5503066286, ОГРН 1025500000492) на странице № 17 выпуска № 39(1430) от 05.10.2022 газеты «Красный путь» рекламу зрелищных мероприятий (спектакли «Коромысли», «[Сыра земля»] Коромысли. Глава 2», «Тайм-аут», проводимые в рамках театрального фестиваля «Золотая маска»,) ненадлежащей, нарушающей требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ООО ПП «КПРФ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 02.12.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны