Определение б/н определение о возбуждении дела от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/28-445/2024 и назначении дела к рассмотрению

 

06 мая 2024 года г. Омск

 

Председатель Комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) (…) - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России),

рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард «Центральный» (далее - ООО «Ломбард «Центральный», Общество) пункта 2 части 3 и части 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Омским УФАС России 05.03.2024 по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 34 зафиксированы факты распространения информации следующего содержания:

- «Акция 3 % займы под авто 594-222»;

- «Здесь займ под птс авто 594-222»;

- «Займы под ПТС».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация содержит юридические признаки понятия реклама, поскольку распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение

внимания к предоставлению займов.

При этом распространенная реклама содержит признаки нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции» дано понятие «финансовая услуга» - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») даны понятия:

потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в

денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рекламе, размещенной на фасаде здания «Акция 3 % займы под авто 594-222», «Здесь займ под птс авто 594-222» и флаштогах «Займы под ПТС», отсутствовали сведения о наименовании лица, предоставляющего займы, что нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Федерального закона «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Пунктом 10 части 4 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») предусмотрена обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) (далее - ПСК) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка. При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

С учетом изложенного реклама кредита с указанием процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений полной стоимости кредита.

В распространенной рекламе «Акция 3 % займы под авто 594-222» обозначено одно условие предоставления финансовой услуги - процентная ставка, при этом иная информация, предусмотренная частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в рекламе отсутствовала.

Текст рекламы содержит информацию о предоставлении займов под залог ПТС, где «ПТС» является общепринятой буквенной аббревиатурой от «паспорт транспортного средства».

ПТС (паспорт транспортного средства) - документ, идентифицирующий транспортное средство (пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки.

Следовательно, ломбард не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа в ломбарде.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В нарушении пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама на фасаде здания «Здесь займ под птс авто 594-222» и флагштогах «Займы под ПТС» содержала несоответствующие действительности сведения об условиях предоставления финансовой услуги.

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

На основании подпункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы.

Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.

Орфографические нормы - это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.

Согласно нормам современного русского языка слово «заем» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «е».

Таким образом, неправильное написание слов в рекламе «Здесь займ под птс авто 594-222», противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно информации на режимной вывеске деятельность по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 34 осуществляет ООО «Ломбард «Центральный», г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195 А, оф. 1.

Обозначенный в рекламе номер телефона для связи с потенциальными клиентами (594-222) указан на режимной вывеске.

В соответствии со сведениями, размещенными на сайте Федеральной налоговой службы

https://www.nalog.gov.ru/, ООО «Ломбард «Центральный» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с присвоением ИНН 5506215666, ОГРН 1105543040206, основной вид деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) «64.92.6 Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества».

ООО «Ломбард «Центральный» с 21.12.2010 состоит в реестре Центрального банка Российской Федерации как лицо, осуществляющее деятельность ломбарда (https://cbr.ru/finorg/foinfo/? ogrn=1105543040206).

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Ломбард «Центральный» является рекламодателем и рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение пункта 2 части 3 и части 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространитель (часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»).

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-445/2024 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 и части 11 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общество с ограниченной ответственностью «Ломбард «Центральный», ИНН 5506215666, ОГРН 1105543040206, адрес юридического лица: 644031, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195 А, оф. 1.

3. Назначить дело № 055/05/28-445/2024 к рассмотрению на 22.05.2024 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. ООО «Ломбард «Центральный» в срок до 20.05.2024 представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение.

 

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи https://fas3.tconf.rt.ru/c/8845432757.

С инструкцией для участников видеоконференцсвязи можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны