Решение б/н - от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-713/2022

о признании жалобы обоснованной

 

12.09.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Галит» (далее – ООО «Галит», Общество, Заявитель) на действия государственного предприятия Омской области «Горьковское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ГП «Горьковское ДРСУ», Предприятие, Заказчик, Организатор закупки, Ответчик) при проведении запроса предложений на поставку концентрата минерального галит для нужд ГП «Горьковское ДРСУ» (извещение № 32211635959 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) (далее – запрос предложений, закупка),

в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу;

в отсутствие представителя Ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу;

в присутствии представителя ООО «Кристалл»: <...> (доверенность № 60 от 09.09.2022, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 05.09.2022 № 8722), который полагает, что при проведении запроса котировок Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

01.09.2022 закупочной комиссией Заказчика составлен и размещен протокол подведения итогов № 2482213, указанным протоколом к участию к закупке допущено 2 участника: ООО «Галит», ООО «Кристалл». Победителем признано ООО «Галит».

01.09.2022 закупочной комиссией Заказчика вынесен новый протокол подведения итогов № 2482213 и также размещен в ЕИС, согласно которому победителем признан участник ООО «Кристалл».

Таким образом, по мнению Заявителя, оценка заявок произведена в нарушение требований закупочной документации, а также Закона о закупках. Организатором закупки опубликованы два итоговых протокола по результатам запроса предложений.

В итоговом протоколе от 01.09.2022, в соответствии с которым победителем признано ООО «Кристалл», отсутствует информация об отмене итогового протокола от 01.09.2022, в котором победителем признано ООО «Галит», либо о признании данной редакции протокола недействующей. Общество считает, что Заказчиком тем самым нарушены принципы, установленные пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Итоговый протокол от 01.09.2022, в соответствии с которым победителем закупки признано ООО «Кристалл», не содержит достаточных сведений, которые бы позволяли сделать однозначный вывод о причинах присвоения данному участнику закупки указанных в протоколе баллов. Заказчиком в названном протоколе указано количество баллов, присвоенных участникам закупки, без указания того как происходил расчет этих баллов, и какие документы участников при этом учитывались.

Кроме того, в соответствии с разделом 6 документации о проведении запроса предложений результат открытия доступа к заявкам оформляется протоколом, который размещается организатором закупки в ЕИС, однако, указанный протокол в нарушение документации отсутствует.

Таким образом, Заказчик при оценке заявок нарушил часть 1 стати 1, пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений, в том числе об отмене протоколов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2482213 от 01.09.2022,
а также о признании итогов закупки недействительными и отмене результатов закупки
№ 32211635959.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 05.09.2022 № 05-7009
ГП «Горьковское ДРСУ» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 08.09.2022 № 8864э).

В пояснениях Предприятие указывает, что первый протокол был сформирован неверно, так как при оценке не был учтен критерий «квалификация участника». Данный протокол был отменен и сформирован верный протокол оценки участников запроса предложений, в котором уже были учтены оба критерия оценки.

По критерию «цена договора» ООО «Галит» было присвоено 7,27 баллов,
ООО «Кристалл» – 4,68 баллов. По критерию «квалификация участника» ООО «Галит» присвоено 0 баллов, поскольку к заявке Общества не было приложено ни одного документа, подтверждающего квалификацию участника. В заявке ООО «Кристалл» было предоставлено 5 договоров, подтвержденных исполненными документами, соответственно, оценка по данному критерию составила 30 баллов.

Итоговые баллы участников составили: ООО «Галит» – 7,27, ООО «Кристалл» – 34,68. Оценка была зафиксирована протоколом и опубликована на электронной площадке
РТС-тендер и в ЕИС.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 22.08.2022 в ЕИС ГП «Горьковское ДРСУ» размещено извещение о проведении запроса предложений.

Согласно извещению № 32211635959 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 22.08.2022 по 01.09.2022 (07:00 МСК).

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений – 01.09.2022 .

Начальная (максимальная) цена договора: 3 849 997,0 руб.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 24822123 от 01.09.2022 (недействующая редакция) победителем закупки признано ООО «Галит», второе место присвоено ООО «Кристалл». Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 24822123 от 01.09.2022 (действующая редакция) следует, что победителем признано ООО «Кристалл», ООО «Галит» присвоено второе место.

Уведомлением Омского УФАС России от 05.09.2022 № 05-7009 запрос предложений приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

При проведении запроса предложений Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ и услуг ГП «Горьковское ДРСУ», утвержденным директором
ГП «Горьковское ДРСУ» 02.06.2022 (далее – Положение о закупке).

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункты 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Согласно пункту 15 раздела 10 документации о проведении запроса предложений Заказчиком в настоящей закупке установлены следующие критерии оценок: цена договора, (значимость критерия 70%) и квалификация участника запроса предложений (значимость критерия 30 %).

При оценке заявок по критерию «квалификация участника закупки» Заказчиком используется подкритерий «опыт поставки товара, аналогичного предмету запроса предложений[1]», что подтверждается наличием у участника закупки копий подписанных с обеих сторон договоров (контрактов) на поставку песка из отсевов дробления и (или) песка, щебня, заключенных в период с 2020 – 2022 гг., а также копий документов, подтверждающих приемку товара по представленным договорам (контрактам).

В пункте 23 раздела 10 документации о проведении запроса предложений установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Так, заявка на участие в запросе предложений должна содержать, в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника закупки: копии подписанных с обеих сторон договоров (контрактов) на поставку песка из отсевов дробления и (или) песка, щебня, заключенных в период с 2016 – 2018 гг., а также копий документов, подтверждающих приемку товара по представленным договорам (контрактам).

В соответствии со статьей 64 Положения о закупке в день окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, оператор электронной торговой площадки, в соответствии с регламентом ЭТП, открывает доступ Организатору закупки к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме. Результаты открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме оформляются протоколом открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме.

Протокол открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме подписывается членами комиссии в день открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме. В течение трех календарных дней со дня подписания протокола открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме такой протокол размещается Организатором закупки в ЕИС.

Аналогичные положения содержатся в разделе 6 документации о проведении запроса предложений.

Из статьи 65 Положения о закупке следует, что комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, и соответствие участников закупок требованиям, установленным в соответствии со статьей 10 Положения о закупке, а также оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, поданные участниками закупок, в отношении которых комиссией принято решение о допуске к участию в запросе предложений в электронной форме. Срок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме не может превышать семь дней со дня подписания протокола открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме.

По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронной форме комиссией принимаются решения о допуске участника закупки к участию в запросе предложений в электронной форме или об отказе в допуске участника закупки к участию в запросе предложений в электронной форме.

Заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, поданные участниками закупок, в отношении которых принято решение о допуске к участию в запросе предложений в электронной форме, подлежат оценке и сопоставлению в соответствии с критериями и порядком, установленными документацией о проведении запроса предложений в электронной форме.

По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений в электронной форме относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в запросе предложений в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер, а участник закупки, подавший такую заявку, признается победителем запроса предложений в электронной форме.

Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в электронной форме оформляются протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.

Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме подписывается членами комиссии в день окончания срока рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, установленный в документации о проведении запроса предложений в электронной форме. В течение трех календарных дней со дня подписания протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме такой протокол размещается Организатором закупки в ЕИС.

Аналогичные положения содержатся в разделе 7 документации о проведении запроса предложений.

Комиссией установлено, что Предприятием 01.09.2022 в ЕИС опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2482213 от 01.09.2022 (редакция 1 недействующая). Согласно пункту 16 указанного протокола ООО «Галит» признано победителем закупки, а ООО «Кристалл» присвоено второе место. При этом в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2482213 от 01.09.2022 отсутствуют сведения об оценке заявок, поданных на участие в закупке и присвоенных итоговых баллах.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, данный протокол был отменен и 01.09.2022 Заказчиком опубликован новый протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2482213 от 01.09.2022 (редакция 2 действующая). Так, в пункте 16 данного протокола ООО «Галит» присвоено второе место (итоговый балл – 7,27), ООО «Кристалл» признано победителем закупки (итоговый балл – 34,68). Таким образом, Заказчиком пересмотрены итоги проведенной закупки и победителем запроса предложений признан другой участник.

В письменных пояснениях Ответчик обосновал это тем, что первый протокол был сформирован неверно, так как Заказчиком при оценке не был учтен критерий «квалификация участника», в связи с чем, данный протокол был отменен и сформирован верный протокол оценки участников закупки, где были учтены оба критерия оценки.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При рассмотрении жалобы установлено, что Положение о закупке, документация о проведении запроса предложений, не содержат указания на возможность пересмотра Заказчиком заявок участников закупки после публикации протокола рассмотрения и оценки заявок и подведения итогов закупки. Законом о закупках также не предусмотрено право Заказчика на пересмотр результатов закупки после определения победителя закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что у ГП «Горьковское ДРСУ» отсутствовали правовые основания для отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений и пересмотра итогов закупки.

В силу части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Статей 65 Положения о закупке, разделом 7 документации о проведении запроса котировок предусмотрено, что протокол оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений должен содержать, в том числе:

  • порядок и результат оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, поданных участниками закупок в форме электронных документов, в отношении которых комиссией принято решение о допуске к участию в запросе предложений в электронной форме, в соответствии с критериями и порядком, установленными документацией о проведении запроса предложений в электронной форме;
  • результат сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме в соответствии с оценкой заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и присвоение порядковых номеров таким заявкам.

Так, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2482213 от 01.09.2022 (редакция 1 недействующая) в нарушение части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, статьи 65 Положения о закупке, раздела 7 документации о проведении запроса
не содержал сведений о количестве присвоенных участникам закупки баллов.

В протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2482213 от 01.09.2022 (редакция 2 действующая) указано итоговое количество баллов, присвоенное участникам закупки, вместе с тем, данный протокол в нарушение части 13 статьи 3.2 Закона о закупках не содержит информации о результатах оценки заявок участников закупки по каждому из предусмотренных критериев оценки.

В документации о проведении запроса предложений установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, в том числе формулы, в соответствии с которыми производится расчет баллов, но поскольку протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 2482213 от 01.09.2022 (редакция 2 действующая) не содержит информации ни о результатах оценки заявок участников закупки по каждому из предусмотренных критериев оценки, ни о ценовых предложениях участников закупки, участники закупки не обладают достаточной информацией, позволяющей объяснить указанные в протоколе результаты оценки заявок, что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком принципа информационной открытости закупки. Указанный довод Заявителя Комиссия признает обоснованным.

Относительно довода Заявителя об отсутствии протокола результатов открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 64 Положения о закупке, разделом 6 документации о проведении запроса предложений результаты открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме оформляются соответствующим протоколом. Установлено, что указанный протокол Заказчиком не оформлялся, в ЕИС не размещался, таким образом, указанный довод является обоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают принципы, установленные в пунктах 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Разрешая вопрос о выдаче предписания, Комиссия исходит из того факта, что установленный Заказчиком в документации о проведении запроса предложений порядок оценки заявок по подкритерию «опыт поставки товара, аналогичного предмету запроса предложений» является неоднозначным, его положения противоречат друг другу.
Как было указано ранее, в силу пунктов 15, 23 раздела 10 документации о проведении запроса предложений Заказчиком по данному подкритерию оценивается опыт поставки товаров, аналогичного предмету закупки (поставка концентрата минерального галит), вместе с тем,
в качестве документов, подтверждающих опыт поставки Заказчик просит представить договоры (контракты) на поставку песка из отсевов дробления и (или) песка, щебня, заключенных в период с 2020 – 2022 гг., при этом в другом пункте документации о закупке указано, что данные договоры должны быть заключены в период с 2016 – 2018 гг.

Комиссия считает, что установление порядка оценки заявок по подкритерию «опыт поставки товара, аналогичного предмету запроса предложений» в таком виде нарушает положения пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем, с учетом всех выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании запроса предложений.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Галит» (ИНН 5507290440, ОГРН 1225500016708, юридический адрес: 644103, Омская область, г. Омск, ул. Авиагородок д. 6, кв.33) на действия государственного предприятия Омской области «Горьковское дорожное ремонтно-строительное управление» (ИНН 5512004857, ОГРН 1025501556948, юридический адрес: 646600, Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское, ул. Максима Горького, д. 2) при проведении запроса предложений на поставку концентрата минерального галит для нужд ГП «Горьковское ДРСУ» (извещение
№ 32211635959 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Выдать государственному предприятию Омской области «Горьковское дорожное ремонтно-строительное управление» предписание об аннулировании запроса предложений на поставку концентрата минерального галит для нужд ГП «Горьковское ДРСУ» (извещение
№ 32211635959).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                       <...>

 

<...>

 

 


[1] Согласно пункту 4 раздела 10 документации о проведении запроса предложений предметом закупки является поставка концентрата минерального галит для нужд ГП «Горьковское ДРСУ»

Связанные организации

Связанные организации не указаны