Решение №055/01/17.1-78/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 18 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Р Е Ш Е Н И Е  № 055/01/17.1-78/2020

 

Резолютивная часть оглашена  06.05.2020  

Изготовлено в полном объеме  18.05.2020                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

в отсутствие на заседании представителей акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация», муниципального унитарного предприятия «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, ООО «Межоблгаз»,

рассмотрев дело № 055/01/17.1-78/2020 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» (далее – АО «Омскгазстройэксплуатация», Общество, Заявитель) о нарушении муниципальным унитарным предприятием «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области (далее – МУП «РСТ» ОМР, Предприятие) антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в передаче ООО «МЕЖОБЛГАЗ» в аренду муниципального имущества – сети газопотребления, пролегающей на территории газовой котельной, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, без проведения конкурентных процедур.

Заявитель полагает, что передача МУП «РСТ» ОМР при содействии Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация) в пользование ООО «МЕЖОБЛГАЗ» муниципального имущества свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО «МЕЖОБЛГАЗ» при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в аренду указанного имущества.

Незаконно получив права владения и пользования муниципальной сетью газопотребления, ООО «Межоблгаз» выдало Администрации технические условия на подключение (техническое присоединение) к сетям газораспределения от 12.09.2018 № ТУ-МОГ-607.

В последующем на основании данных технических условий был построен соответствующий распределительный газопровод.

В материалы дела № 055/01/17.1-78/2020 АО «Омскгазстройэксплуатация» были представлены копии следующих документов:

– факсограммы ООО «Газпром межрегионгаз Омск» от 08.04.2019 № 427/2263;

– факсограммы ООО «Газпром межрегионгаз Омск» от 29.04.2019 № 559/3772;

– свидетельства о государственной регистрации права серии 55-АГ № 044386;

– договора транспортировки газа № 2019-06/222 (71Р) от 24.01.2019;

– технических условий на подключение (техническое присоединение) к сетям газораспределения от 12.09.2018 № ТУ-МОГ-607;

– фотографий точки врезки нового распределительного газопровода в сеть газопотребления котельной.

2. МУП «РСТ» ОМР в материалы дела № 055/01/17.1-78/2020 были представлены письменные пояснения (вх. Омского УФАС России от 03.06.2019 № 5546, от 19.02.2020 № 1687э), в которых Предприятие отмечает следующее.

Распоряжением Администрации от 30.06.2017 № Р-17/ОМС-974 в хозяйственное ведение МУП «РСТ» ОМР было передано: здание газовой котельной, расположенное по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, а также оборудование – ГРУ (газораспределительная установка), расположенное в здании этой котельной и частично за ее пределами.

Названное оборудование котельной относится к движимому имуществу.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 11052/09, при оценке обоснованности доводов об отнесении ГРУ к объекту недвижимого имущества, необходимо давать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определять, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. ГРУ котельной п. Омский при передаче МУП «РСТ» ОМР не имела статуса объекта недвижимого имущества и самостоятельной регистрации ЕГРН.

Таким образом, ограничения по распоряжению муниципальным имуществом, переданным в хозяйственное ведение, установленные статьей 17.1 Законом о защите конкуренции, на объект аренды по договору аренды № 1007/18 не распространяются (пункт 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции). МУП «РСТ» ОМР передало движимое муниципальное имущество в аренду на законных основаниях.

Также в своих письменных пояснениях МУП «РСТ» ОМР указывает, что договор аренды № 1007/18  расторгнут. После расторжения договора аренды № 1007/18 газопровод, расположенный на территории котельной, никому не передавался.

Котельная п. Омский, ул. Центральная, д. 18 выведена из эксплуатации по согласованию с Администрацией согласно распоряжению Администрации от  05.07.2019 № Р-19/ОМС-979 «О выводе из эксплуатации объектов системы централизованного теплоснабжения п. Омский Омского муниципального района Омкой области, находящихся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омкой области», в связи с переключением потребителей на иные источники тепловой энергии и окончанием отопительного сезона 2018-2019 годов.

Котельная п. Омский, ул. Центральная, д. 18 снята с учета ОПО – не эксплуатируется.

В материалы дела № 055/01/17.1-78/2020 МУП «РСТ» ОМР были представлены копии следующих документов (вх. Омского УФАС России от 03.06.2019 № 5547,  от 19.02.2020 № 1687э):

– постановления Администрации от 03.06.2016 № П-16/ОМС-121;

– распоряжения Администрации от 30.06.2017 № Р-17/ОМС-974 (с приложением);

– распоряжения Администрации от 09.08.2018 № Р-18/ОМС-1487 (с приложением);

– выписки из ЕГРН от 30.08.2017;

– договора № 1007/18 аренды объектов газораспределительной системы от 10.08.2018 (с приложением);

– письма МУП «РСТ» ОМР от 31.05.2019 № 05-916;

– соглашения от 31.05.2019 о расторжении договора № 1007/18 аренды объектов газораспределительной системы от 10.08.2018;

– распоряжения Администрации от 05.07.2019 № Р-19/ОМС-979 (с приложением).

3. Администрацией в материалы дела № 055/01/17.1-78/2020 были представлены письменные пояснения (вх. Омского УФАС России от 28.05.2019 № 5270), в которых указывает, что распоряжением Администрации от 09.08.2018 № Р-18/ОМС-1487 МУП «РСТ» ОМР дано согласие на заключение договора аренды движимого имущества – ГРУ (газораспределительная установка), расположенного в здании газовой котельной, находящейся по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, с ООО «Межоблгаз».

Газораспределительная установка не может быть отнесена к категории объектов недвижимости, является движимым имуществом – отдельным технологическим устройством сети газопотребления, состоящим из совокупности элементов, необходимым для снижения и регулирования давления газа, в связи с чем процедура, предусмотренная статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, на передачу во временное владение не распространяется.

Кроме того, по мнению Администрации, АО «Омскгазстройэксплуатация» доказательств ограничения конкуренции не представлено.

В материалы дела № 055/01/17.1-78/2020 Администрацией были представлены копии следующих документов (вх. Омского УФАС России от 28.05.2019 № 5270):

– технического паспорта нежилого помещения, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18;

– распоряжения Администрации от 09.08.2018 № Р-18/ОМС-1487 (с приложением);

– свидетельства о государственной регистрации права от 29.01.2016 серии 55 № 073865.

4. В заседании 18.03.2020 в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято, оглашено и направлено в адрес АО «Омскгазстройэксплуатация»,  МУП «РСТ» ОМР, Администрации, ООО «Межоблгаз» заключение об обстоятельствах дела № 055/01/17.1-78/2020.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 055/01/17.1-78/2020 от 18.03.2020 письменных возражений АО «Омскгазстройэксплуатация»,  МУП «РСТ» ОМР, Администрации, ООО «Межоблгаз», а также каких-либо дополнительных доказательств не представлено.

5. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела № 055/01/17.1-78/2020 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

В собственности Омского муниципального района Омской области, хозяйственном ведении МУП «РСТ» ОМР находится здание газовой котельной площадью 516,9 кв.м., расположенное по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18.

09.08.2018 Администрацией издано распоряжение № Р-18/ОМС-1487, согласно которому Администрацией дано согласие МУП «РСТ» ОМР на заключение договора аренды движимого имущества – газораспределительной установки, находящейся в здании газовой котельной, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский,  ул. Центральная, д. 18, с  ООО «МЕЖОБЛГАЗ».

Так, 10.08.2018 МУП «РСТ» ОМР заключило с ООО «МЕЖОБЛГАЗ» договор № 1007/18 аренды объектов газораспределительной системы, предметом которого является передача во временное владение и пользование (аренду) «сети газоснабжения п. Омский, Омского муниципального района Омской области, ул. Центральная, д. 18» (далее – договор № 1007/18).

Также из предмета договора следует, что объект предоставляется арендатору для бесперебойного газоснабжения потребителей. Арендатор имеет право выдавать технические условия на подключение третьих лиц, производить подключение третьих лиц к объекту (пункт 1.4 договора № 1007/18).

Договор аренды вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 364 дней, цена договора составляет 2 600 рублей в год (пункты 3.1, 9.1 договора  № 1007/18).

Согласно акту приема-передачи от 10.08.2018 (приложение № 1 к договору № 1007/18) по указанному договору ООО «МЕЖОБЛГАЗ» передано в аренду: ГРУ, клапан предохранительный запорный, регулятор давления, клапан предохранительный сбросной, газопровод (Ду – 100 мм, дина 4 м.).

20.08.2018 между МУП «РСТ» ОМР и ООО «МЕЖОБЛГАЗ» заключено дополнительное соглашение к договору № 1007/18, которым в указанный договор стороны вносят изменения, а именно: «объект системы газоснабжения», «газопровод» по тексту договора заменить на «газораспределительная установка», «объект»; в пункте 1.1 договора, в приложении № 1 «сеть газоснабжения п. Омский Омского муниципального района Омской области, ул. Центральная, 18» заменить на «ГРУ (газораспределительная установка)», местоположение – здание газовой котельной, расположенное по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18». 

Пунктом 5.1.12 договора № 1007/18 предусмотрена обязанность арендатора при наличии письменного согласия арендодателя осуществлять выдачу технических условий, обеспечивать технологическое присоединение потребителей в соответствии с постановлением Правительства Российский Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Российской Федерации».

12.09.2018 ООО «МЕЖОБЛГАЗ» выдало Администрации технические условия на подключение объекта «Газопровод для перевода объектов администрации на газ в п. Омский Омского района Омской области» (ТУ-МОГ-607), из которых следует, что подключение осуществляется от надземного стального газопровода высокого давления Ø108 перед существующей котельной в п. Омский.

Указанное свидетельствует о том, что ООО «МЕЖОБЛГАЗ» владеет на праве аренды не только газораспределительной установкой, находящейся в котельной по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, но и газопроводом, пролегающим на территории указанной газовой котельной.

По смыслу пунктов 10,10.1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно терминологии, установленной Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, газопроводы сетей газораспределения и газопотребления относятся к сооружениям, которые являются объектами капитального строительства и представляют собой линейную строительную систему, предназначенную для выполнения транспортирования природного газа.

Пунктами 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» даны определения сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения.

Так, под сетью инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, под системой инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

Согласно пункту 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения следует понимать совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Принимая во внимание, что ООО «МЕЖОБЛГАЗ» осуществило к газопроводу, пролегающему на территории газовой котельной, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18 (газопровод), технологическое присоединение объекта, то указанный газопровод имеет самостоятельное хозяйственное назначение и является отдельным объектом гражданского оборота, объектом недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленной данной нормой.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Учитывая, что газопровод является недвижимым имуществом, то его передача во временное владение и пользование должна осуществляться в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке аренды недвижимого имущества, по результатам которого Омское УФАС России пришло к заключению, что несоблюдение МУП «РСТ» ОМР процедуры предоставления недвижимого имущества, а именно газопровода, пролегающего на территории газовой котельной, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, создало преимущество для хозяйствующего субъекта, получившего право аренды недвижимого имущества, и ограничило доступ к получению такого права иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере газоснабжения.

При указанных обстоятельствах, действия МУП «РСТ» ОМР, выразившиеся в заключении договора № 1007/18 аренды объектов газораспределительной системы с ООО «МЕЖОБЛГАЗ», в части передачи во временное владение и пользование (аренду) газопровода на территории газовой котельной, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, без проведения торгов, которые создали преимущество ООО «МЕЖОБЛГАЗ» и могли ограничить доступ к получению права аренды на указанное имущество иных хозяйствующих субъектов, нарушают часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.  

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Разрешая вопрос о выдаче МУП «РСТ» ОМР предписания об устранении нарушений части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что соглашением от 31.05.2019 договор № 1007/18 аренды объектов газораспределительной системы от 10.08.2018 расторгнут. В соответствии с актом возврата газораспределительной установки к  договору № 1007/18 газораспределительная установка, местоположение – помещение котельной, расположенное по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, возвращена ООО «Межоблгаз» Предприятию.

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/17.1-77/2020 не может выдать предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренное подпунктом «з» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, поскольку договор № 1007/18 аренды объектов газораспределительной системы от 10.08.2018 расторгнут по соглашению сторон.

Исходя из положений части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия муниципального унитарного предприятия «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области, выразившиеся в заключении договора № 1007/18 аренды объектов газораспределительной системы от 10.08.2018 с ООО «МЕЖОБЛГАЗ», в части передачи во временное владение и пользование (аренду) газопровода на территории газовой котельной, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Омский, ул. Центральная, д. 18, без проведения торгов, которые создали преимущество ООО «МЕЖОБЛГАЗ» и могли ограничить доступ к получению права аренды на указанное имущество иных хозяйствующих субъектов, нарушением части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 055/01/17.1-78/2020, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не имеется.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                              <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                         <...>

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны