Постановление №055/04/7.32.4-930/2020 о назначении административного наказания от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

 

г. Омск                                                                                                                                  Дело №

12.10.2020                                                                                                    055/04/7.32.4-930/2020

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) <...> в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 055/04/7.32.4-930/2020, возбужденного в отношении должностного лица акционерного общества «Омская региональная ипотечная корпорация» – директора АО «ОРИК» <...>, по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ,

в отсутствие должностного лица АО «ОРИК» – директора АО «ОРИК» <...>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

в присутствии защитника директора АО «ОРИК» <...> – <...> (предъявлен паспорт <...> доверенность от 28.09.2020 № 19д),

руководствуясь статьей 29.7 КоАП РФ, разъяснив <...> права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1 КоАП РФ,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров от 18.06.2020 по делу № 055/10/18.1-562/2020 в действиях АО «ОРИК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности  АО «ОРИК» за 2020, 2021, 2022 годы (извещение о проведении закупки № 0452200000120000001  размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – конкурс) установлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

1. В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

– цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

– квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил установлено, что Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее – заявка, предложение).

В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

– цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

– стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил (далее – стоимость жизненного цикла);

– предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

– квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка»  – это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги», а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, – критерий оценки «стоимость жизненного цикла».

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно абзацу 1 пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Абзацем 2 пункта 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.

В пункте 18 информационной карты (раздел III документации о проведении конкурса) установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость.

Так, оценка заявок участников конкурса по критериям «качественные характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» осуществляется по следующим показателям:

– «наличие и содержание методики проведения аудита»;

– «оценка общего объема трудозатрат на проведение аудита, календарный план график оказания услуг»;

– «описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита»;

– «продолжительность проведения аудиторской деятельности участником закупки на рынке услуг»;

– «опыт и квалификация руководящего персонала»;

– «опыт и квалификация специалистов»;

– «сведения, подтверждающие деловую репутацию».

1.1. В отношении показателя «наличие и содержание методики проведения аудита» АО «ОРИК» указывает следующее:

«Максимальный выставляемый балл – 100. Значимость показателя – 40%. Коэффициент значимости показателя – 0,40.

Значение показателя: Высокий балл выставляется при наличии методики и при условии, что участником конкурса наиболее развернуто определен общий подход к оказанию услуг, разработаны внутрифирменные методики и стандарты на основании действующих стандартов аудиторской деятельности, стандарты актуализированы, организована система внутрифирменного контроля качества оказания услуг, система взаимодействия с клиентом, в т.ч. форма и порядок представления результатов работ, услуг, а также указанная методика должна соответствовать техническому заданию на проведение аудита.

Конкурсная комиссия оценивает методики участников между собой путем сравнения».

Анализ документации о проведении конкурса показал, что в рамках спорного показателя требование Заказчика о предоставлении методики проведения аудита является правомерным.

Вместе с тем, в документации о проведении конкурса по показателю «наличие и содержание методики проведения аудита» отсутствует формула расчета количества баллов, присуждаемых по такому показателю, или шкала предельных величин значимости показателя оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Кроме того, участники закупки могут предоставить к оценке различные по полноте проработки и детализации сведения, которые будут отличны по методам исполнения, контроля качества (допустимым действующими нормативными документами) и т.д., однако выявить более лучшие условия из них на основании установленного Заказчиком порядка оценки не представляется возможным, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Также Омское УФАС России считает, что Заказчиком нарушена статья 53 Закона о контрактной системе.

Так, в соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация порядке оценки заявок на участие в конкурсе.

Вместе с тем, протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе от 21.05.2020, протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе от 26.05.2020 информации порядке оценки заявок на участие в конкурсе не содержит.

1.2. В отношении показателя «оценка общего объема трудозатрат на проведение аудита, календарный план-график оказания услуг» АО «ОРИК» указывает следующее:

«Максимальный выставляемый балл – 100. Значимость показателя – 35%. Коэффициент значимости показателя – 0,35.

Значение показателя: Высокий балл выставляется при детальности обозначенного плана, разумности соотношения представленных сроков осуществления работ поставленным задачам, соответствия техническому заданию.

Конкурсная комиссия оценивает планы-график участников путем сравнения между собой».

В рамках спорного показателя требование Заказчика о предоставлении план-графика оказания услуг является правомерным, требования действующего законодательства Заказчиком не нарушены.

Вместе с тем, в документации о проведении конкурса по указанному выше показателю отсутствует формула расчета количества баллов, присуждаемых по такому показателю, или шкала предельных величин значимости показателя оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

1.3. В отношении показателя «описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита» АО «ОРИК» указывает следующее:

«Максимальный выставляемый балл – 100. Значимость показателя – 25%. Коэффициент значимости показателя – 0,25.

Значение показателя: Высокий балл выставляется за подробное описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита, описание конкретных вопросов аудита, представляющих интерес для управления заказчиком.

Конкурсная комиссия оценивает предоставленные участниками образцы отчетов путем сравнения между собой.

За предоставление заказчику по результатам аудита только аудиторского заключения выставляется 0 баллов».

Установление Заказчиком показателя «описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита» является правомерным, требования действующего законодательства Заказчиком не нарушены.

Между тем, в рамках спорного показателя в документации о проведении отсутствует:

– формула расчета количества баллов, присуждаемых по такому показателю, или шкала предельных величин значимости показателя оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

– предельно необходимые заказчику минимальные или максимальные значения качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанного критерия (не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащей оценке конкурсной комиссией и соответственно представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по вышеуказанному показателю, в частности, не представляется возможным объективно определить какие сведения оцениваются конкурсной комиссией Заказчика в 100 баллов).

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

1.4. В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

– квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

– опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

– обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

– обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

– деловая репутация участника закупки.

В рамках показателя «продолжительность проведения аудиторской деятельности участником закупки на рынке услуг, в том числе опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» АО «ОРИК» указывало следующее:

 «Высокий балл 100 баллов – выставляется в случае если участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

– продолжительность осуществления аудиторской деятельности на рынке аудиторских услуг составляет 10 лет и более;

– имеет опыт аудита крупных предприятий 10 лет и более (крупная организация – организация с численностью сотрудников количеством свыше 100 человек и размером выручки более 1 млрд. руб. без НДС);

– имеет опыт аудита компаний соответствующей отраслевой деятельности заказчика 5 лет и более.

 Средний балл – 50 баллов – выставляется в случае если участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

– продолжительность осуществления аудиторской деятельности на рынке услуг менее 10 лет;

– имеет опыт аудита крупных предприятий менее 10 лет;

– опыт аудита аналогичных компаний соответствующей отраслевой принадлежности менее 5 лет.

В случае не предоставления подтверждающих копий документов, участнику будет выставлен 0 (ноль) баллов.

При этом участнику закупки необходимо документально подтвердить опыт проведения аудита. Документальным подтверждением считается представление копий свидетельства о государственной регистрации; копий лицензий на осуществления аудиторской деятельности, выданные ранее; копии свидетельства о членстве в СРО; копии договоров и актов приема-передачи оказанных услуг».

По мнению Омского УФАС России, выявить опыт аудита крупных предприятий (организаций с численностью сотрудников количеством свыше 100 человек и размером выручки более 1 млрд. руб. без НДС) на основании установленного Заказчиком порядка оценки и затребованных документов не представляется возможным, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

1.5. В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В пункте 5.3.4 документации о проведении конкурса (раздел II) установлены основания для признания заявки на участие в конкурсе несоответствующей требованиям документации о проведении конкурса.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5.3.4 документации о проведении конкурса (раздел II) заявка на участие в конкурсе признается несоответствующей требованиям документации о проведении конкурса в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Как указывалось выше, согласно пункту 1.6.4 документации о проведении конкурса  (раздел II) участник закупки должен соответствовать требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, Закона об аудиторской деятельности.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 18 Закона об аудиторской деятельности лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации должно быть аудитором. Полномочия исполнительного органа коммерческой организации не могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Согласно части 1 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Таким образом, исходя из системного токования вышеуказанных норм,  руководитель аудиторской организации должен обладать квалификационным аттестатом аудитора.

В отношении показателя «опыт и квалификация руководящего персонала» Заказчик в документации о проведении конкурса указывает следующее:

«Высокий балл 100 баллов – выставляется в случае, если руководитель(и) организации и (или) подразделений имеющие квалификационные аттестаты аудитора, и стаж работы по профессии аудитора составляет 5 лет и более.

Средний балл 50 баллов – выставляется в случае, если руководитель(и) организации и (или) подразделений, имеющие квалификационные аттестаты аудитора имеют стаж работы по профессии аудитора менее 5 лет.

Если руководитель(и) организации и (или) подразделений не имеют квалификационных аттестатов или не представлены, выставляется 0 баллов.

При этом участнику закупки необходимо документально подтвердить опыт и квалификацию руководителей.

Документальным подтверждением считается предоставление копий квалификационных аттестатов, копий дипломов об образовании, копий трудовых книжек или трудовых договоров, а также декларация об опыте проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аналогичных компаний соответствующей отраслевой принадлежности».

Положения документации о проведения конкурса (подпункт 3.2 пункта 18 информационной карты), предусматривающие выставление участнику закупки «0 баллов», в случае, если руководитель(и) организации не имеет квалификационного аттестата, противоречат статье 31 Закона о контрактной системе, Закону об аудиторской деятельности, пункту 1.6.4 документации о проведении конкурса (раздел II). В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявку на участие в конкурсе надлежит признать несоответствующей требованиям документации о проведении конкурса и отклонить.

1.6. В отношении показателя «опыт и квалификация специалистов» АО «ОРИК» указывает следующее:

«Высокий балл – 100 баллов – выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

– наличие в штате 10 и более аттестованных аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы;

– наличие в штате 5 и более аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более;

– наличие в штате 2 и более аттестованных аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат, для которых аудиторская организация является основным местом работы и имеющих опыт проверки аналогичных компаний отраслевой принадлежности.

Средний балл – 50 баллов – выставляется в случае, если участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

– наличие в штате менее 10 аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы;

– наличие в штате 4 и менее аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет менее 10 лет;

– наличие в штате одного аттестованного аудитора, имеющего единый квалификационный аттестат, имеющего опыт проверки аналогичных компаний.

В случае отсутствия в штате аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат и опыт проверки аналогичных компаний отраслевой принадлежности или не предоставлены подтверждающие документы, выставляется 0 баллов.

При этом участнику закупки необходимо документально подтвердить опыт и квалификацию специалистов. Документальным подтверждением считается представление копий квалификационных аттестатов аудитора, копий свидетельств о членстве аудиторов в СРО, копией расширенной выписки из реестра саморегулируемой организации аудиторов о штатном составе; копий трудовых книжек или трудовых договоров, а также декларация об опыте проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аналогичных компаний соответствующего сектора экономики».

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В соответствии с частью 4.1 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности, с 01.01.2012 аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

В силу части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Омским УФАС России установлено, что АО «ОРИК», аудит финансовой отчетности, которого будет проведен, относятся к организациям, указанным в части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Таким образом, исходя их буквального толкования части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, предусмотренное требование распространяется на Заказчика, следовательно, оказание услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности имеет право осуществлять только аудиторская организация с участием аудитора, имеющего действительный квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2012 и являющегося работником аудиторской организации.

Вместе с тем, положения документации о проведения конкурса (подпункт 3.3 пункта 18 информационной карты), предусматривающие выставление участнику закупки «0 баллов», в случае отсутствия в штате организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат противоречат статье 31 Закона о контрактной системе, Закону об аудиторской деятельности, пункту 1.6.4 документации о проведении конкурса (раздел II). В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявку на участие в конкурсе надлежит признать несоответствующей требованиям документации о проведении конкурса и отклонить.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.

Извещение о проведении конкурса в части срока поставки товара, завершения работы, графика оказания услуг содержит отсылочную норму к документации о проведении конкурса.

В информационной карте (раздел III документации о проведении конкурса) указано, что услуги оказываются в три этапа:

– первый этап – за 6 месяцев;

– второй этап – за 9 месяцев;

– третий этап – за год.

Аналогичные положения установлены Заказчиком и в проекте контракта (раздел V документации о проведении конкурса).

Так, разделом 6 «Сроки выполнения работ» проекта контракта (раздел V документации о проведении конкурса) установлено, что «аудиторская проверка выполняется в три этапа: по результатам работы предприятия за 6 месяцев, за 9 месяцев 2020 года и за 2020 год; за 6 месяцев, за 9 месяцев 2021 года и за 2021 год; за 6 месяцев, за 9 месяцев 2022 года и за 2022 год.

Конкретные даты начала и окончания аудиторской проверки оговариваются сторонами путем обмена письмами, в том числе электронными».

Проанализировав вышеуказанные положения извещения и документации о проведения конкурса, установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик не установил в извещении о проведении конкурса сроки завершения работы либо график оказания услуг. В документации о проведении конкурса указанные сведения также отсутствуют.

Более того, ввиду отсутствия в документации о проведении конкурса срока оказания услуг не представляется возможным определить срок передачи Заказчиком исходных данных, необходимых исполнителю для проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «ОРИК».

3. В соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать:

– размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);

– размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Исходя из положений части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее – гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

При этом, в силу части 64 статьи 112 Закона о контрактной системе до 31.12.2020 при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Резюмируя вышеизложенное, до 31.12.2020 при проведении закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заказчик может не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта (гарантийных обязательств), если не предусмотрена выплата аванса.

Установлено, что положения извещения о проведении конкурса требований об обеспечении заявки, об исполнении контракта, об обеспечении гарантийных обязательств не предусматривают.

В соответствии с пунктами 8.13, 8.19 информационной карты (раздел III документации о проведении конкурса) обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта также не требуется.

Между тем, согласно пункту 7.2.1 проекта контракта (раздел V документации о проведении) оплата по договору осуществляется путем внесения авансового платежа на расчетный счет исполнителя в размере 60% от стоимости аудиторских услуг за каждый этап проверки не позднее 10 рабочих дней до начала оказания услуг.

Соответственно, в извещении и документации о проведении конкурса должно быть указано требование об обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств.

Вместе с тем, как установлено Омским УФАС России, в нарушение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе в извещении и документации о проведении конкурса, требование об обеспечении исполнения контракта АО «ОРИК» не установлено.

В отношении обеспечения гарантийных обязательств необходимо отметить следующее.

В соответствии с техническим заданием (раздел VI документации о проведении конкурса) Заказчиком установлены требования к объему предоставления гарантий качества услуг.

Так, гарантия качества услуг аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предоставляется исполнителем на оказанные услуги, на срок 36 месяцев в объеме не менее начальной (максимальной) цены контракта. Действие срока гарантии начинается с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг в отношении каждого отчетного периода проверки по контракту. Обязательство исполнителя по исполнению гарантии качества услуг наступает при следующих условиях:

– претензии заказчика и/или третьих лиц, связанные с недостоверностью формирования статей бухгалтерской отчетности соответствующего отчетного периода;

– претензии заказчика и/или третьих лиц, связанные с нарушением требований порядка и правил оказания аудиторских услуг, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе при выдаче аудиторского заключения и предоставлении письменной информации заказчика;

– претензии заказчика и/или третьих лиц, связанные с некачественным исполнением (неполным исполнением) технической части.

Таким образом, Заказчик в нарушение части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе установил требование о предоставлении гарантии качества услуг аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в размере, превышающем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

4. Омским УФАС России также установлено, что в извещении о проведении конкурса, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок, указано, что «дата и время окончания срока подачи заявок – 21.05.2020 в 11:07», «дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок – 21.05.2020 в 10:00». Рассмотрение первых частей заявок на участие в конкурсе не может быть ранее, чем окончание срока подачи заявок.

Учитывая вышеуказанные нормы права и установленные обстоятельства, АО «ОРИК» допущены нарушения установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.4 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 29.09.2020 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России протокола об административном правонарушении № 055/04/7.32.4-930/2020 по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ в отношении директора АО «ОРИК» <...>, с участием защитника директора АО «ОРИК» <...> – <...> (доверенность от 28.09.2020 № 19д), пояснившей при составлении протокола, что директор АО «ОРИК» <...> вину в совершении административного правонарушения по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, признает.

Заверенные копии протокола об административном правонарушении № 055/04/7.32.4-930/2020 и определения о назначении времени и места рассмотрения настоящего дела вручены защитнику директора АО «ОРИК» <...> – <...>  – 29.09.2020.

В ходе рассмотрения административного дела 12.10.2020 имеющиеся в деле № 055/04/7.32.4-930/2020 материалы были всесторонне изучены и им дана следующая оценка.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества влечет административную ответственность по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом ОАО «ОРИК» <...> с 01.03.2016 принята на должность директора Общества.

Приказом АО «ОРИК» от 01.06.2020 № 08-0 «О проведении конкурса» общее руководство, контроль и ответственность за разработку и размещение документации и информации по закупкам на официальном сайте zakupki.gov.ru возложены на директора АО «ОРИК» <...>.

Документация о проведении конкурса утверждена директором АО «ОРИК» <...>.

Из письма АО «ОРИК» (вх. Омского УФАС России от 11.09.2020 № 10053) следует, что ответственным должностным лицом Общества за нарушения, установленные комиссией Омского УФАС России в решении от 18.06.2020 по делу № 055/10/18.1-562/2020, является директор АО «ОРИК» <...>.

Таким образом, <...>, являясь должным лицом АО «ОРИК», в нарушение норм действующего законодательства, совершила административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Оценив материалы административного дела № 055/04/7.32.4-930/2020 уполномоченное должностное лицо Омского УФАС России сделало следующие выводы.

Административное дело № 055/04/7.32.4-930/2020 возбуждено в соответствии с нормами КоАП РФ.

Материалы настоящего административного дела свидетельствуют о том, что директор АО «ОРИК» <...> имела возможность не нарушать нормы действующего законодательства, однако не приняла должных мер к их соблюдению, результатом чего явилось совершение АО «ОРИК» административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Вина должностного лица – директора АО «ОРИК» <...> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, а также место, время и способ совершения ею указанного правонарушения подтверждается имеющимися в деле № 055/04/7.32.4-930/2020 доказательствами, в том числе:

– решением Омского УФАС России от 18.06.2020 по делу № 055/10/18.1-562/2020;

– предписанием Омского УФАС России от 18.06.2020 по делу № 055/10/18.1-562/2020;

– извещением о проведении конкурса;

– документацией о проведении конкурса от 22.04.2020;

– протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 26.05.2020;

– письмом АО «ОРИК» (вх. Омского УФАС России от 11.09.2020 № 10053);

– протоколом об административном правонарушении № 055/04/7.32.4-930/2020 и другими материалами административного дела.

Доказательств того, что директором АО «ОРИК» <...> были приняты все зависящие от нее меры по предупреждению совершения вменяемого ей административного правонарушения, а также доказательства наличия каких-либо объективных причин, препятствующих соблюдению означенным должностным лицом положений действующего законодательства, в материалы дела не представлены.

Инкриминируемое указанному должностному лицу административное правонарушение не является малозначительным, поскольку, как следует из материалов дела, нарушение действующего законодательства, явилось результатом ненадлежащего исполнения директором АО «ОРИК» <...> своих должностных обязанностей.

Отсутствие каких-либо последствий не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения.

Административное правонарушение совершено 22.04.2020 в г. Омске (по месту нахождения АО «ОРИК»: ул. Фрунзе, д. 49,  г. Омск, 644007).

Обстоятельств, исключающих производство по настоящему административному делу, не установлено. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

За совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, для должностных лиц установлена следующая санкция: административный штраф в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Сведений об имущественном положении <...> представлено не было.

При назначении административного наказания должностному лицу – директору АО «ОРИК» <...>. учитываются личность виновной, характер совершенного ею административного правонарушения, отсутствие сведений об имущественном положении данного должностного лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность <...>.

На основании пункта 2 статьи 1 части 3.2 КоАП РФ принимается решение о наложении на должностное лицо – директора АО «ОРИК» <...> административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 26.1, 29.9, 29.10, 2.1, 3.2, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Признать директора акционерного общества «Омская региональная ипотечная корпорация» <...>, виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере  3  000  (трех тысяч)  рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

При неуплате административного  штрафа в срок сумма штрафа на основании части 5 статьи 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В силу части 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма штрафа за нарушение антимонопольного законодательства подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

Банк получателя: Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации

ИНН 5503023028   КПП 550401001

Получатель: Управление Федерального казначейства по Омской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области)

БИК 045209001, Отделение Омск

Счет № 40101810100000010000 

Код бюджетной классификации 161 1 16 01071 01 9000 140  «Административные штрафы, установленные главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (иные штрафы)».

ОКТМО 52701000 

Назначение платежа: Административный штраф в соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу № 055/04/7.32.4-930/2020.

 

ВНИМАНИЕ! В случае оплаты административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения об УИН 16100500000000707858.

 

В соответствии с частью 1 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный  суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в порядке, предусмотренном статьей 30.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                             <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны