Решение б/н Решение по делу от 1 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/18-95/2021

 

01 апреля 2021 года                                                                                                               город  Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/18-95/2021 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем (…) части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие:

заявителя (…)

лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП (…)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России из ФАС России направлено обращение гражданина (…) по факту получения 08.07.2020 в 09:41 час. на свой абонентский номер +7(…) смс-сообщения: «По заявке 639 одобрена сумма 18000 рублей finm24.ru/x6EKm/Webbankir-безконтактная…и удобный личный кабинет. Светлана Карпина. promo. webbankir.com» от отправителя «zaimal24.ru».

По утверждению заявителя, указанное смс-сообщение является рекламой, при этом направлено без его согласия на ее получение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Указанная информация подпадает под понятие рекламы, поскольку распространена по сетям электросвязи в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечения внимания к получению займам посредством  сайта https://webbankir.com.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

ПАО (…)  представило информацию о том, что абонентский номер +7(…) принадлежит заявителю (…) на основании договора об оказании услуг связи, подтвердило факт получения указанного смс-сообщения (посредством детализации), при этом указало, что рассылку осуществило ООО (…)  на основании договора от 01.05.2015 № 557898576.

На запрос Омского УФАС России ООО (…) указало (от 01.10.2020 № 587), что отправка  смс-сообщения была осуществлена ИП  (…) на основании договора от 11.03.2020 № ПАА-03/20.

ИП (…) является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность  за нарушений требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Определением от 09.02.2021 в отношении ИП (…) было возбуждено дело № 055/05/18-95/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», рассмотрение дела назначено 02.03.2021 в 15:00 часов.

Указанное определение о возбуждении дела было направлено в адрес ИП (…) заказным письмом от 09.02.2021 № 06-1106, вместе с тем на момент рассмотрения дела Комиссия не располагала сведениями о надлежащем уведомлении ИП (…) о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем рассмотрение дела было отложено, назначены дата и время повторного заседания Комиссии – 01.04.2021 в 15:00 часов.

Определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела было также направлено в адрес ИП (…) заказным письмом от 03.03.2021 № 06-1988, согласно информации официального сайта почта России (https://www.pochta.ru/) в настоящее время указанное письмо хранится в почтовом отделении с пометкой «неудачная попытка вручения».

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Учитывая вышеизложенное, Омским УФАС России предприняты все необходимые меры по извещению ИП (…) о дате и времени рассмотрения настоящего дела.

В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Факт направления рекламного смс-сообщения подтвержден материалами дела № 055/05/18-95/2021.

В письме от 05.10.2020 № 597 ООО (…) представило согласие на обработку персональных данных - физических лиц, а также скриншоты оформления заявки на сайте www.zaimal24.ru.

Исходя из представленных документов, заполняя заявку на предоставление займа, потенциальный клиент должен указать номер телефона для связи,  адрес электронной почты, размер суммы займа.

Одновременно потенциальным клиентом дается согласие на обработку персональных данных ИП (…), в котором указано, что целью « обработки персональных данных …проведение рекламных и новостных рассылок», «Я согласен на обработку и хранение моих персональных данных…Одновременно даю согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера…».

Вместе с тем в  процессе рассмотрения дела № 055/05/18-95/2021 заявителем (…) были представлены пояснения о том, что «настоящим письмом информирую вас, что заявку 639 на сумму 18 000 руб. через zaimal24.ru не подавал, никакие предложения от данных лиц я не акцептировал…».

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 11.11.2019 № ДФ/98054/19 «О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

Так, по мнению ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя».

При таких обстоятельствах Комиссией установлено, что согласие абонента (…), котором у выделен абонентский номер +7(…),  на получение рекламы от ИП (…) получено не было.

Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ИП (…) требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи на абонентский номер +7(…)

Учитывая пояснения заявителя о том, что «рекламное сообщение от данных лиц направлялось мне однократно»  Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушающими требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» действия ИП (…), выразившиеся в распространении рекламы на абонентский номер +7(…) без предварительного согласия абонента на ее получение.

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП (…) не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 02.04.2021.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны