Решение б/н Решение по делу от 6 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/18-242/2021

 

06 апреля 2021 года                                                      город  Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии (…)

члены Комиссии (…)

рассмотрев дело № 055/05/18-242/2021 по признакам нарушения акционерным обществом «Банк Русский стандарт», место нахождения: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36, ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630 (далее – АО «Банк Русский стандарт», Общество) частей  1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя (…), законного представителя  АО «Банк Русский стандарт» (пояснения от 26.03.2021 б/н), извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России из ФАС России направлено обращение гражданина (…) по факту получения им 14.02.2021 в 12:04 часов телефонного звонка от абонента +7(…).

В качестве доказательства заявителем была приложена аудиозапись телефонного разговора следующего содержания:

- С двадцать восьмого января мы увеличили максимальную сумму и снизили переплату, не упустите возможность реализовать ваши планы на лучших условиях. Позвольте рассказать вам подробнее о предложении банка «Русский стандарт», для этого нажмите – один. Если вы хотите просто уточнить условия предложения, нажмите  два. Если вам не интересно предложение банка, нажмите восемь.

- Ну, вы даете.

- Добрый день, хорошие новости для вас. С двадцать восьмого января мы увеличили максимальную сумму и снизили переплату… Благодарим вас за отклик.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц.

Таким образом, указанная информация подпадает под понятие рекламы:  распространена по сетям электросвязи в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечения внимания на предоставление услуг банком «Русский стандарт».

По утверждению заявителя, реклама распространялась без его предварительного согласия на ее получение.

Оператором связи ООО (…) представлена информация о том, что указанный абонентский номер отправителя рекламы + 7(…) на основании договора об оказании услуг связи от 23.05.2017 № 41767263 закреплен за АО «Банк Русский стандарт».

Определением от 19.03.2021 в отношении АО «Банк Русский стандарт» возбуждено дело № 055/05/18-242/2021 по признакам нарушения частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на определение о возбуждении дела АО «Банк Русский стандарт» пояснило: (…)

В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Абонентом  номера  +7(…) является гражданин (…)

Факт осуществления телефонного звонка на абонентский номер (…)  подтвержден материалами дела № 055/05/18-242/2021.

1. В силу  части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Согласие абонента (…) на получение рекламы АО «Банк Русский стандарт»  получено не было.

2. На основании части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается  использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Под запрет, установленный в части 2 статьи 18 Закона о рекламе, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).

В данном случае, когда абонент +7(…) отвечал на входящие вызовы, ему транслировалась запись голоса, содержащая текст рекламного сообщения.

Таким образом, из представленной в адрес Омского УФАС России аудиозаписи следует, что рассматриваемый звонок совершен с помощью автоматического набора номера и дальнейшего озвучивания рекламного сообщения, предварительно записанного либо созданного с помощью компьютерных программ, а равно звонок с сообщением рекламного характера совершен без участия человека.

Указанное также отражено в письме ФАС России от 26.12.2019 №  ДФ/114009/19 «О применении части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

АО «Банк Русский стандарт» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 6 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность  за нарушение требований статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении АО «Банк Русский стандарт» требований частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по сетям электросвязи на абонентский номер +7(…).

Учитывая пояснения Общества о том, что (…) Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушившими требования части 1,2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» действия АО «Банк Русский стандарт» (ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630), выразившиеся в распространении рекламы:

- с абонентского номера +7(…) на абонентский номер +7(…) без предварительного согласия на ее получение;

- с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека на абонентский номер +7(…).

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АО «Банк Русский стандарт» не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 07.04.2021.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны