Решение б/н - от 28 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-1252/2021

о признании жалобы необоснованной

 

28.12.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>, Заявитель) на действия акционерного общества «Омскэлектро» (далее – АО «Омскэлектро», Заказчик, Ответчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку и установку регистрационного оборудования на транспортные средства заказчика, полученные по договору финансовой аренды (лизинга) № ОВ/К-86214-02-01 от 20.10.2020, и обеспечение доступа к программному приложению управления транспортом, функционирующего посредством web-приложения (извещение № 32110930241 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

при участии Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...>(личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Ответчика: <...> (доверенность от 14.12.2021 № 06-10/180-юр, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 16.08.2021 № 06-10/123-юр, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 21.12.2021 № 12419) на действия АО «Омскэлектро», который полагает, что положения документации о проведении запроса предложений противоречат положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Под технические характеристики, указанные в пункте 1.1 «Требования к регистраторам» и пункте 1.1 «Требования к датчикам уровня топлива» технического задания, подходит один единственный регистратор и датчик уровня топлива Omnicomm (производитель ООО «Омникомм Технологии»). По мнению Заявителя, это свидетельствует об ограничении конкуренции.

Кроме того, требования к регистраторам существенно завышены. Так, например, Заказчик требует в техническом задании (пункт 1.1 «Требования к регистраторам») поддержку не менее 6 датчиков топлива, в то время как фактически согласно приложению № 1 «Перечень транспортных средств и адресов стоянки» к документации о закупке необходимо не более 2-х датчиков топлива.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства путем отмены закупки и внесения изменений в техническое задание.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 22.12.2021 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 27.12.2021 № 12607).

На заседании комиссии 28.12.2021 представители Заказчика высказались согласно письменным пояснениям АО «Омскэлектро» на жалобу ИП <...>, отметив следующее.

Заказчик считает, что техническое задание (приложение № 1 закупочной документации) разработано в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Планируемое к установке регистрационное оборудование на транспортные средства АО «Омскэлектро» предполагает долгосрочную его эксплуатацию. После прохождения этапа установки оборудования, наработки опыта его эксплуатации с целью более полного контроля за использованием транспортных средств планируется увеличить количество контролируемых параметров. Значительную часть из списка занимают транспортные средства с установленным специальным оборудованием (автокраны, автоподъемники, вакуумные цистерны, электротехнические лаборатории и т.д.), контроль работы которых также необходим. Для достижения указанных целей Заказчику необходим расширенный функционал регистраторов с возможностью подключения дополнительных датчиков, таких как: датчик наклона стрелы, датчик присутствия в люльке, датчик нагрузки на ось, датчик включения КОМ, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик поворота и т.д.

Таким образом, при дальнейшей эксплуатации оборудования возникнет необходимость установки других датчиков. Поскольку на данный момент практически все датчики параметров работают по протоколу RS-485, в связи с этим, в техническом задании к регистраторам предъявлено требование к подключению не менее 6 датчиков расхода/уровня топлива.

Также Ответчик отмечает, что требование к подключению не менее 6 датчиков не является завышенным, так как это средний показатель для рынка мониторинга транспорта и большая часть терминалов, предлагаемых различными производителями, имеют возможность подключать от 4 до 16 датчиков.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 10.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений.

Согласно извещению № 32110930241 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 10.12.2021 по 22.12.2021 09:00 часов (время местное).

Дата подведения итогов закупки – 23.12.2021. Начальная (максимальная) цена договора: 2 227 558,50 руб., в том числе НДС (20%).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений № 397 от 23.12.2021 до окончания срока подачи заявок на участие в закупке не поступило ни одной заявки, в связи с чем, запрос предложений признан несостоявшимся.

Уведомлением Омского УФАС России от 22.12.2021 № 05-12426 запрос предложений приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011       № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействия) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействий) может осуществляться только участниками закупки, подавшими заявку на участие в закупке.

Как следует из жалобы, Заявитель обжалует положения документации запроса предложений. Учитывая, что жалоба подана ИП <...> до окончания срока подачи заявок, она была принята к рассмотрению по существу в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно пунктам 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из системного толкования вышеизложенных норм следует, что Заказчик вправе устанавливать такие характеристики предмета закупки, которые наиболее полно отвечают его потребностям и позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным требованиям.

Согласно пункту 1 документации о проведении запроса предложений предметом закупки является: поставка и установка регистрационного оборудования на транспортные средства заказчика, полученные по договору финансовой аренды (лизинга) № ОВ/К-86214-02-01 от 20.10.2020, и обеспечение доступа к программному приложению управления транспортом, функционирующего посредством web-приложения. Техническое задание и перечень транспортных средств и адресов стоянки определены в приложении 1 к документации о проведении запроса предложений.

В силу пункта 2 документации о проведении запроса предложений установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, определены в приложении 1 к документации о проведении запроса предложений.

В соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к документации о проведении запроса предложений) Заказчику к поставке требуется: регистратор (115 шт.), датчик уровня топлива (117 шт.), установка регистраторов (115 шт.), установка датчиков уровня топлива (117 шт.), тарировка датчиков уровня топлива (117 шт.).

Проанализировав положения технического задания (приложение № 1 к документации о проведении запроса предложений), Комиссия установила, что в техническом задании указаны подробные технические характеристики товара, требуемая комплектация, при описании используются словосочетания «не более», «не менее», «не выше», «не хуже» и т.д., таким образом, Заказчиком указаны допустимые диапазоны характеристик требуемого к поставке оборудования. Указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, а также наименование страны происхождения товара в техническом задании АО «Омскэлектро» не установлены.

Комиссия принимает во внимание пояснения АО «Омскэлектро», что содержащееся в техническом задании требование к регистраторам о подключении не менее 6 датчиков расхода/уровня топлива установлено, в связи с тем, что Заказчику необходим расширенный функционал регистраторов с возможностью подключения в дальнейшем дополнительных датчиков. Как указывает Заказчик, на данный момент практически все датчики параметров работают по протоколу RS-485, поэтому в техническом задании установлены указанные требования.

Таким образом, Комиссия признает несостоятельным довод Заявителя, что требования к регистраторам существенно завышены.

Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные Заказчиком характеристики товара, подходят исключительно одному производителю – ООО «Омникомм Технологии».

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования данного закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Приведенные правовые нормы предоставляют заказчику право самостоятельно определить процесс закупки товаров, работ, услуг, который направлен на обеспечение потребности заказчика, исходя из названных целей и принципов правового регулирования Закона о закупках.

Комиссия считает, что указание АО «Омскэлектро» в документации о проведении запроса предложений определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях АО «Омскэлектро» нарушения требований части 6.1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках при проведении запроса предложений.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя <...> (ИНН 550502163734, ОГРНИП 304550535500781) на действия акционерного общества «Омскэлектро» (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145, юридический адрес: 644027, Омская область, город Омск, улица Л. Чайкиной, дом 8) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку и установку регистрационного оборудования на транспортные средства заказчика, полученные по договору финансовой аренды (лизинга) № ОВ/К-86214-02-01 от 20.10.2020, и обеспечение доступа к программному приложению управления транспортом, функционирующего посредством web-приложения (извещение № 32110930241).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 22.12.2021 № 05-12426.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны