Решение б/н - от 19 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-486/2019

о признании жалобы необоснованной

 

 

19.06.2019                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом СНК» (далее - ООО «ТД СНК», Заявитель, Общество) на действия государственного предприятия Омской области «Усть-Ишимское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее –  ГП «Усть-Ишимское ДРСУ», Предприятие, Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку щебня и щебеночно-песчаной смеси (извещение № 31907912987 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос предложений),

при участии представителя Заявителя – <...> (доверенность б/н от 18.06.2019, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие представителя Ответчика,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 10.06.2019 № 5888) на действия ГП «Усть-Ишимское ДРСУ», который полагает, что Предприятием нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

31.05.2019 на электронной торговой площадке 223.rts-tender.ru Общество разместило заявку на участие в Запросе котировок. В силу статьи 3.4 Закона о закупках электронная торговая площадка разделила подачу заявки на одну часть и ценовое предложение. Таким образом, при формировании заявки участник должен был загрузить документы в следующие графы:

  • сведения о товаре – в данный раздел следует прикреплять документы, на основании которых принимается решение о соответствии/несоответствии заявки установленным документацией о закупке требованиям. При этом, данные документы не должны содержать сведения о ценовом предложении;
  • ценовое предложение – в данный раздел следует прикреплять документы, которые содержат сведения о ценовом предложении;
  • иные документы – в данный раздел можно прикреплять дополнительные документы, предоставление которых не предусмотрено документацией о закупке.

Соблюдая нормы законодательства, ООО «ТД СНК» добавило в графу «ценовое предложение» сведения о ценовом предложении, в графу «сведения о товаре» были добавлены технические характеристики товара, а также иные документы, установленные документацией о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 857580 от 03.06.2019 закупочной комиссией ГП «Усть-Ишимское ДРСУ» Обществу было отказано в допуске к участию в Запросе котировок.

В соответствии с пунктом 1 части 22 статьи 3.4 Закона о закупках оператор электронной площадки в следующем порядке направляет заказчику заявки на участие в запросе котировок в электронной форме – не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства, установленного в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке.

По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 настоящего Федерального закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе.

Далее, оператор электронной площадки в течение часа после размещения в единой информационной системе протокола сопоставления ценовых предложений направляет заказчику результаты осуществленного оператором электронной площадки сопоставления ценовых предложений.

В течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. В соответствии с запросом котировок в электронной форме – наименьшему ценовому предложению, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора или одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.

После этого, Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона о закупках и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Таким образом, Заявитель считает, что Заказчиком принято неправомерное решение об отказе в допуске ООО «ТД СНК» на основании пункта 1 части 5 статьи 51 Положения о закупках за несоответствие котировочной заявки в электронной форме требованиям документации о проведении запроса котировок в электронной форме, в связи с непредставлением участником предложения о цене договора, требование о предоставлении которой установлено пунктом 10 раздела 17 «Требования к содержанию, составу котировочной заявки в электронной форме» извещения о проведении запроса котировок, так как ценовое предложение участника было направлено отдельным файлом, который направляется Заказчику после опубликования первого протокола.

03.06.2019 ГП «Усть-Ишимское ДРСУ» опубликовало извещение об отмене Запроса котировок, в качестве основания отмены Ответчик указывает: «Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме не было предусмотрено особенностей осуществления конкурентной закупки в электронной форме для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установленные статьей 3.4. Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ».

Общество указывает, что документацией Запроса котировок предусмотрено, что участнику закупки необходимо при подаче заявки подать декларацию соответствия участника закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Таким образом, по мнению Заявителя, каждый из участников, принимая участие в закупке, знал особенности осуществления конкурентной закупки.

Частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках и подпунктом 3 пункта 18 извещения Запроса котировок установлено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

ООО «ТД «СНК» считает, что в данном случае отсутствовали обстоятельства непреодолимой силы, в связи с чем, отмена Запроса котировок является незаконной.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 13.06.2019 № 05-6095 ГП «Усть-Ишимское ДРСУ» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

27.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы сфере закупок Предприятием размещено извещение № 31907912987 о проведении Запроса котировок. Данное извещение не соответствовало особенностям осуществления запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установленные статьей 3.4 Закона о закупках, и ошибочно проводился как запрос котировок в электронной форме, для неограниченного круга лиц, с одним этапом.

Вследствие чего, Заказчиком была произведена неверная оценка участников закупки, составлен один протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок в электронной форме, не соответствующий частям 13 и 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Данное несоответствие было выявлено Предприятием на этапе, когда протокол подведения итогов уже был опубликован на официальном сайте Единой информационной системы сфере закупок.

Единой закупочной комиссией ГП «Усть-Ишимское ДРСУ» было принято решение об отмене закупки, так как вся документация, начиная от извещения и заканчивая итоговым протоколом, не соответствовала требованиям Закона о закупках при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Таким образом, Ответчик ввел в заблуждение часть участников закупки, которые, впоследствии, представили заявки не соответствующие выбранному способу закупки.

Предприятием были внесены изменения в план закупок ГП «Усть-Ишимское ДРСУ». 11.06.2019 года на официальном сайте Единой информационной системы сфере закупок Заказчиком размещено извещение № 31907979020 о проведении аналогичной закупки. При этом, извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, приведено в соответствие с требованиями Закона о закупках.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 27.05.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение Запроса котировок.

Согласно извещению № 31907912987 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 27.05.2019 по 31.05.2019.

Дата рассмотрения и оценки котировочных заявок – 03.06.2019.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 215 000 рублей, в том числе НДС.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок                № 857580 от 03.06.2019 на участие в Запросе котировок поступило 3 заявки, по результатам рассмотрения заявок ООО «ТД СНК» отказано в допуске к участию в Запросе котировок.

03.06.2019 Предприятием опубликовано извещение об отмене закупки. В качестве основания отмены указано, что извещением о проведении запроса котировок в электронной форме не было предусмотрено особенностей осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установленных Законом о закупках.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В пункте 17 извещения Запроса котировок установлены требования к содержанию и составу котировочной заявки в электронной форме. Подпунктом 10 пункта 17 извещения Запроса котировок установлено требование о представлении в составе заявки предложения о цене договора.

Приложением № 4 к извещению о проведении Запроса котировок утверждена рекомендуемая форма котировочной заявки, которая предполагает заполнение сведений, в том числе и о предлагаемой цене договора.

Комиссией проанализированы заявки участников Запроса котировок, установлено, что котировочная заявка Общества подготовлена не в полном соответствии с рекомендуемой формой котировочной заявки, установленной в приложении № 4 Запроса котировок. Таким образом, заявка ООО «ТД СНК» не содержит сведений о ценовом предложении. Иных документов, содержащих сведения о ценовом предложении Общества, к заявке также не приложено.

Как указал Заявитель, сведения о ценовом предложении были им указаны в графе «ценовое предложение» при подаче заявки на электронной торговой площадке 223.rts-tender.ru.

Таким образом, учитывая требования документации к оформлению и содержанию заявки на участие в Запросе котировок, Комиссия считает, что Заказчиком принято обоснованное решение об отказе в допуске ООО «ТД СНК» к участию в Запросе котировок, а довод Заявителя является необоснованным.

Остальные участники Запроса котировок – ООО «Щебень.ОК», ООО «ТрансСвязьМет» указали в своих заявках сведения о ценовом предложении, разместив данные сведения в графах «сведения о товаре» и «иные документы».

Комиссия отмечает, что оценка и сопоставление всех заявок участников Запроса котировок производилось ГП «Усть-Ишимское ДРСУ» на основании утвержденного извещения Запроса котировок.

Частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно части 7 статьи 3.2 Закона о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Извещение об отмене Запроса котировок опубликовано 03.06.2019 после наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (31.05.2019), Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушена часть 5 статьи 3.2 Закона о закупках, а довод Заявителя является обоснованным.

Вместе с тем, Комиссия считает, что утвержденное и размещенное Предприятием извещение о проведении Запроса котировок не соответствует требованиям Закона о закупках на основании следующего.

Статья 3.4 Закона о закупках регламентирует особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения, в том числе запроса котировок в электронной форме.

Из содержания части 19 статьи 3.4 Закона о закупках следует, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.

Вместе с тем, в извещении о проведении Запроса котировок не установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, состоит из одной части и ценового предложения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что утвержденное Предприятием извещение о проведении Запроса котировок не соответствует требованиям части 19 статьи 3.4 Закона о закупках и такую закупку надлежит аннулировать.

Поскольку 03.06.2019 на сайте Единой информационной системы ГП «Усть-Ишимское ДРСУ» уже размещено извещение об отмене закупки, то у Комиссии Омского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об аннулировании Запроса котировок.

 

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом СНК» (ИНН 5504239615, ОГРН 1135543026640) на действия государственного предприятия Омской области «Усть-Ишимское дорожное ремонтно-строительное управление» (ИНН 5538004026, ОГРН 1025502092120) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку щебня и щебеночно-песчаной смеси (извещение № 31907912987) обоснованной в части.

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны