Решение б/н Заключение по результатам проверки сведений о недобросовестн... от 1 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаключение № 055/10/5-193/2024
по результатам проверки сведений о недобросовестном участнике закупки,
уклонившемся от заключения договора
01.03.2024 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:
Г.В. Лаптевой – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
А.Х. Баймухамбетовой – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Е.А. Сидоровой – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Е.А. Морозовой – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Н.П. Шмелевой – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев обращение муниципального унитарного предприятия «Энергия» Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (далее – МУП «Энергия», Заказчик) (вх. от 21.02.2024 № 1666-ЭП/24) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Памир» (ИНН 5507289808, ОГРН 1225500013188, юридический адрес: 644036, г. Омск, ул. 1-я Казахстанская, д. 1А, оф. 32) (далее – ООО «Памир», Общество, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков,
в присутствии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность б/н от 26.02.2024, личность удостоверена паспортом),
в присутствии представителя Ответчика: <...> (доверенность б/н от 09.01.2024, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 01/24 от 10.01.2024, личность удостоверена паспортом),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России 21.02.2023 поступило обращение МУП «Энергия» о включении сведений об ООО «Памир» в реестр недобросовестных поставщиков с приложением документов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения договора.
Заказчиком проведен запрос цен в письменной форме на право заключения договора на услуги по транспортировке топлива котельного (мазут) автомобильным транспортом (извещение № 32313063351 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос цен, закупка).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе цен от 26.01.2024 ООО «Памир» признано победителем закупки.
Согласно извещению о поведении запроса цен договор с победителем процедуры заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней со дня размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки ценовых заявок, то есть договор должен быть заключен не позднее 15.02.2024.
Заказчиком 31.01.2024 посредством почтовой связи были направлены на подписание ООО «Памир» два экземпляра договора № 32313063351, однако по состоянию на 21.02.2024 указанные подписанные документы не предоставлены по месту нахождения МУП «Энергия».
На основании изложенного, МУП «Энергия» просит внести сведения об
ООО «Памир» в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 26.02.2024
№ ГЛ/1093/24 Поставщиком представлены письменные пояснения относительно доводов, указанных в обращении МУП «Энергия» (вх. от 29.02.2024 № 1913-ЭП/24), в которых Общество указывает следующее.
13.02.2024 Общество посредством почтовой связи направило в адрес Заказчика подписанный на бумажном носителе договор № 32313063351.
19.02.2024 от Заказчика посредством электронной почты поступило письмо, согласно которому Обществу необходимо предоставить договор № 32313063351 на бумажном носителе. При этом, во время телефонного разговора, должностное лицо МУП «Энергия» сообщило, что отправленный экземпляр договора № 32313063351 содержит подпись и печать только на одном листе.
19.02.2024 Обществом повторно направлен подписанный договор № 32313063351 посредством почтовой связи в адрес Заказчика.
21.02.2024 ООО «Памир» посредством электронной почты в адрес Заказчика направило письмо о предоставлении информации о получении экземпляра договора. От МУП «Энергия» ответа не поступило.
21.02.2024 Заказчиком принято решение о признании Общества уклонившимся от заключения договора.
Также Общество отмечает, что извещение о проведении запроса цен не содержит каких-либо условий о способах заключения договора: подписание договора на бумажном носителе с последующим отправлением Заказчику посредством почтовой связи или заключение с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, следовательно, указанный договор должен быть заключен путем размещения и подписания в ЕИС.
На основании изложенного, Общество просит не включать сведения об
ООО «Памир» в реестр недобросовестных поставщиков.
3. В Омское УФАС России 21.02.2024 от МУП «Энергия» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3 – 7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков).
Информация о недобросовестном участнике закупки, поставщике и его месте нахождения |
Сведения о проведенной закупке |
Сведения о договоре |
|||||||||||
наименование юридического лица |
страна |
почтовый индекс, наименования единиц административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта |
улица, номер дома (владения), корпуса (строения), офиса, квартиры |
ИНН |
дата подведения итогов закупки |
дата заключения неисполненного договора* |
реквизиты подтверждающего документа |
наименование товаров, работ, услуг |
код ОКДП |
валюта договора
код валюты договора |
цена договора |
срок исполнения договора (месяц, год) |
дата расторжения договора с указанием основания расторжения договора (в связи с существенными нарушениями поставщиком условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решение суда) |
ООО «Памир» |
Россия |
603163, Нижегородская область, г. Нижний Новгород |
ул. 1-я Казахстанская, д. 1А, оф. 32
|
5507289808 |
26.01.2024 |
- |
Протокол рассмотрения заявок на участие в запросе цен (№ в ЕИС32313063351) |
Услуги по транспортировке топлива котельного (мазут) автомобильным транспортом |
29.10.59.230 Средства транспортные для перевозки нефтепродуктов |
рубль 643 |
1 001 000,00 |
31.02.2024 |
- |
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила направления заказчиками сведений), устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Из пункта 3 Правил направления заказчиками сведений следует, что в случае если участник закупки, признанный единственным участником закупки, который в соответствии с документацией о закупке обязан заключить договор, уклонился от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в уполномоченный орган сведения, предусмотренные пунктами 3 – 7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.
Из представленных МУП «Энергия» документов, Комиссией установлено, что МУП «Энергия» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 08.12.2023 разместило извещение о проведении запроса цен.
Согласно данному извещению о проведении запроса цен предметом закупки являлись услуги по транспортировке топлива котельного (мазут) автомобильным транспортом, начальная (максимальная) цена договора составляла 1 950 000,00 руб., в том числе НДС. Прием заявок на участие в закупке осуществлялся Заказчиком с 12:00 часов 08.12.2023 года до 12:00 часов 15.12.2023 года. Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе цен в письменной форме осуществлялось Заказчиком в 12:00 часов 15.12.2023 года по адресу: переулок Спартаковский, д. 14, г. Тара, Омская область.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в запросе цен от 26.01.2024 следует, что на участие в закупке поступило 2 заявки, в том числе заявка ООО «Памир», по результатам рассмотрения которых Общество признано победителем закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд МУП «Энергия», утвержденным приказом руководителя МУП «Энергия» Д.Н. Николаевым № 2 от 01.12.2023 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 8.2 главы 8 Положения о закупке договор по результатам проведения конкурентной закупки заказчик заключает не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней со дня размещения в ЕИС, на официальном сайте итогового протокола, составленного по результатам конкретной закупки.
В течение 5 дней со дня размещения в ЕИС, на официальном сайте итогового протокола закупки заказчик передает победителю два экземпляра заполненного проекта договора. Победитель закупки в течение 5 дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает заказчику.
Заказчик не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС, на официальном сайте итогового протокола закупки, на основании которого заключается договор, подписывает и скрепляет печатью (при наличии) оба экземпляра договора и возвращает один из них победителю закупки.
Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается в указанном выше порядке и сроки, с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени участника закупки, заказчика.
В соответствии с пунктом 8.5 главы 8 Положения о закупке в случае непредставления подписанного договора участником, с которым заключается договор в срок, определенный названным положением участник закупки признается уклонившимися от заключения договора.
Комиссия, проанализировав представленные МУП «Энергия»,
ООО «Памир» документы и сведения, в частности действия Заказчика и Общества на стадии заключения договора по результатам закупки, установила следующее.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в запросе цен от 26.01.2024 Заказчиком принято решение о заключении договора № 32313063351 с победителем закупки – ООО «Памир» на сумму 1 001 000,00 руб. Соответственно, крайний срок подписания договора – 15.02.2024.
31.01.2024 Заказчиком посредством почтовой связи в адрес ООО «Памир» направлен проект договора № 32313063351 для подписания.
13.02.2024 Общество посредством почтовой связи направило в адрес Заказчика подписанный на бумажном носителе договор № 32313063351.
19.02.2024 от Заказчика посредством электронной почты поступило письмо, согласно которому Обществу необходимо предоставить договор № 32313063351 на бумажном носителе. При этом, причиной повторного направления экземпляра договора является подпись и печать ООО «Памир» только на одном листе в первоначально направленном договоре № 32313063351 (приложение № 1 к договору).
19.02.2024 Обществом повторно направлен подписанный договор № 32313063351 посредством почтовой связи в адрес Заказчика. Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, озвученным на заседании Комиссии, по состоянию на 21.02.2024 ООО «Памир» не был представлен подписанный договор № 32313063351.
Однако антимонопольный орган отмечает, что Обществом 21.02.2024 посредством электронной почты было направлено письмо МУП «Энергия» с просьбой проинформировать о получении подписанного экземпляра договора.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств.
Термин «уклонение от заключения договора» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя закупки.
Учитывая, что ООО «Памир» своими действиями выразило намерение заключить договор, Комиссия не находит оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам проверки представленных МУП «Энергия» сведений в отношении ООО «Памир» (ИНН 5507289808), на основании пункта 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», во исполнение приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении обращения МУП «Энергия»,
ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:
Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Памир» (ИНН 5507289808, ОГРН 1225500013188, юридический адрес: 644036, г. Омск, ул. 1-я Казахстанская, д. 1А, оф. 32) в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.