Определение б/н Нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального ... от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/5-1478/2023 и назначении дела к рассмотрению

22 декабря 2023 года                                                                                                                                        г. Омск  

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>– врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью микрокредитной компанией «Влияние запада» (ИНН 7459006641, ОГРН 1197456001236, далее - ООО МКК «Влияние запада») пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Омским УФАС России 19.10.2023 выявлен факт размещения на рекламной конструкции, установленной на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, пр.  К. Маркса, 71, информации следующего содержания: «ВЗАИМО·ДЕЙСТВИЕ Займы под ПТС на выгодных условиях Бери и действуй! 40-41-52 sfgroup.ru Агентство финансовых решений ООО МКК «Влияние запада» ИНН 7459006641, ОГРН 1197456001236, КПП 745901001 Рег. номер записи юр. лица в ГОС реестре МФО БАНКА РОССИИ 1903475009166».

Кроме того, факт распространения аналогичной информации зафиксирован 27.10.2023 на рекламной конструкции, установленной на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Труда, д. 5.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Влияние запада» и оказываемым финансовым услугам («Займы под ПТС»).

При этом указанная информация распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

Текст рекламы содержит информацию о предоставлении займов под залог ПТС, где «ПТС» является общепринятой буквенной аббревиатурой от «паспорт транспортного средства».

Учитывая правовой смысл и содержание понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного и истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара.

После ознакомления с данной рекламой у потребителя создается впечатление о том, что объектом рекламирования является услуга по предоставлению займа под залог паспорта транспортного средства (ПТС) и возможность его получения у рекламодателя, позвонив по телефону 40-41-52.

ПТС (паспорт транспортного средства) – документ, идентифицирующий транспортное средство (пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

ПТС предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Залог отдельных видов имущества может быть ограничен или запрещен законом (часть 1 статья 336 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Учитывая, что предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки, следовательно, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС.

При таких обстоятельствах ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Относительно распространения рекламной информации на конструкции, установленной на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, пр.  К. Маркса, 71, ООО МКК «Влияние запада» была представлена информация, согласно которой: «Общество считает возможным усомнится в выводе, к которому пришло УФАС при изучении размещенной Обществом рекламной информации на вышеупомянутом баннере по следующим причинам.

Так, Общество просит обратить внимание УФАС на то, что реклама «займов под залог ПТС» в России довольно популярна, а потому финансовые организации активно продвигают данный финансовый инструмент.

При этом суть данного продукта в том, что авто как предмет залога, остается у собственника, что не противоречит ч. 1 ст. 338 ГК РФ, которая гласит, что заложенное имущество может остаться у залогодателя. Поэтому на рынке займов существует 2 типа обеспечения, которые в бытовом языке обозначены «под залог авто» (автор остается у залогодержателя) и под залог ПТС (авто остается у залогодателя).

Формально УФАС конечно делает правильный вывод о невозможности передачи в залог только паспорта транспортного средства (документа), однако данный пример показывает классическую проблему рекламных споров, в который проявляется конфликт словарного (буквального) толкования терминов и речевого (бытового). Причем конфликт этот, по мнению Общества, надуман, поскольку любой язык состоит из словаря и речи. Но поскольку в рекламной практике сложился подход, что толкование рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, то квалифицировать рекламу «займа под залог ПТС» как недостоверную, по мнению Общества, некорректно, так как данное выражение активно применяется в бытовом и финансовом обороте.

Примечательно то, что рекламу «ИПОТЕКИ» никто не признает вводящей в
заблуждение потребителя, хотя ипотека - это обеспечение исполнение обязательств в виде залога недвижимого имущества, а не сам кредит (заем) как его представляют в рекламе. То есть, использование данного термина в бытовом понимании не вводит потребителя в заблуждение! Именно с учетом бытового понимания потребителя такой рекламы Общество, как рекламодатель, использует данный термин - «Заем под ПТС» при рекламировании своих финансовых услуг, т.к. именно по нему осуществляется основной поиск источника займа потребителем.

Прошу учесть данные пояснения Общества при вынесении решения по данному вопросу, а также то, что в целях урегулирования рекламного спора Общество в настоящий момент проводит мероприятия по внесению изменений в такую рекламу, текст которого будет содержать расшифровку «ЗАЙМЫ под ПТС», а именно «передача в залог автомобиля без его удержания заимодавцем»…».

Одновременно ООО МКК «Влияние запада» представлена копия договора № 26/20 от 01 июля 2022 года, заключенного между ООО МКК «Влияние запада» и ООО «Атлантида», согласно пункту 1.1. которого Рекламораспространитель (ООО Атлантида») обязуется оказать услуги по распространению рекламных материалов (монтаж) Рекламодателя (ООО МКК «Влияние запада») с использованием рекламных конструкций, а Рекламодатель обязуется предоставить рекламные материалы для распространения, принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора и приложений к нему.

По информации Администрации г. Омска, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Труда, д. 5, выдано ООО «Атлантида».

На запрос Омского УФАС России ООО «Атлантида» была представлена информация, согласно которой «…Компания «Атлантида» является рекламораспространителем по договору № 26/20 от 01 июня 2020 года, заключенному с ООО МКК «Влияние запада». Компания «Атлантида» занимается распространением рекламной информации клиента на основании разрешения № 170-17РМ от 15.09.2017…».

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО МКК «Влияние запада» является рекламодателем.

В статье 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-1478/2023 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО МКК «Влияние запада» (ИНН 7459006641, ОГРН 1197456001236, адрес: <…>);

- заинтересованное лицо – ООО «Атлантида» (ИНН 5504228148, ОГРН 1115543038962, адрес: <…>).

3. Назначить дело № 055/05/5-1478/2023 к рассмотрению на 17 января 2024 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. ООО МКК «Влияние запада» в срок до 12 января 2024 года представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение с приложением документов, обосновывающих позицию ООО МКК «Влияние запада».

Рассмотрение дела может осуществляться дистанционно.

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС): https://fas3.tconf.rt.ru/c/7499791395.

 С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны