Определение б/н - от 9 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

о назначении дела № 055/01/11-81/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

09 февраля 2022 года                                                                                                        г. Омск

 

Заместитель руководителя управления, председатель Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дела № 055/01/11-81/2022 о нарушении антимонопольного законодательства <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

            Дело № 055/01/11-81/2022 возбуждено приказом Омского УФАС России от 09.02.2022 № 29 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Компания «Альком» (вх. № 12218 от 15.12.2021) по признакам нарушения БУЗОО «Омская ЦРБ»
(ОГРН 1025501864740, ИНН 5528004517) и ООО «Сибтрансэкспедиция»
(ОГРН 1065506012681, ИНН 5506063406)
пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при организации и проведении электронного аукциона № <…> на поставку автомобильных камер и шин и заключении контракта № 2021.83 от 26.10.2021.

            При рассмотрении материалов по заявлению установлено следующее.

06.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) БУЗОО «Омская ЦРБ» (далее – заказчик) были размещены извещение о проведении электронного аукциона № <…> и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 385700 руб.

Протоколом от 15.10.2021 заявка единственного участника электронного аукциона ООО «Сибтрансэкспедиция» (далее - общество, участник закупки, поставщик) признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

26.10.2021 заказчиком заключен контракт с ООО «Сибтрансэкспедиция» № 2021.83 с ценой контракта 385700 руб.

15.12.2021 Омским УФАС России было получено (вх. № 12218) заявление
ООО «Компания «Альком», содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также антимонопольного законодательства. В заявлении, в частности было указано о том, что производство товара с характеристиками, установленными в описании объекта закупки, отсутствует.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Материалами, полученными в результате рассмотрения заявления ООО «Компания «Альком» установлено, что описание объекта заказчика сформировано в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

При описании объекта закупки заказчиком использовалась позиция каталога товаров, работ, услуг (далее также КТРУ) № 22.11.11.000-00000003.

Вместе с тем совокупности установленных в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9) показателей, значения которых устанавливались заказчиком самостоятельно из вариантов, установленных КТРУ, не соответствует товар ни одного производителя шин.

Омским УФАС России проведен мониторинг открытого источника в сети «Интернет» на сайте https://www.e-katalog.ru/list/337/.

Результаты мониторинга позволяют считать, что заказчиком некорректно установлено требование к категории скорости <…>.

            Из представленных БУЗОО «Омская ЦРБ» пояснений следует, что заказчиком при описании объекта закупки не осуществлялось изучение рынка шин, в том числе информации из открытых источников, не запрашивались сведения у производителей закупаемого товара о наличии производства товара с указанными выше требованиями.

            БУЗОО «Омская ЦРБ» при формировании аукционной документации, в целях определения начальной (максимальной) цены контракта, проводился анализ рынка закупаемого товара (автомобильные камеры и шины) посредством направления запросов о предоставлении ценовой информации в ООО «Русшина – Инвест», ООО «Автомагазин», ООО «Сибавтоснаб». От указанных обществ в БУЗОО «Омская ЦРБ» поступили коммерческие предложения, на основании которых определялась начальная (максимальная) цена контракта. Запросы о предоставлении ценовой информации в
ООО «Компания «Альком»,
ООО «Сибтрансэкспедиция» не направлялись, соответственно, коммерческие предложения в адрес учреждения от указанных обществ не поступали.

При этом БУЗОО «Омская ЦРБ» не представлено ни одного документального доказательства, свидетельствующего о наличии на рынке товара как минимум двух производителей, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе.

Более того, заказчик признает, что при описании объекта закупки им некорректно был применен индекс скорости, без учета индекса массы.

Таким образом, Омским УФАС России установлено, что БУЗОО «Омская ЦРБ» были нарушены требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как установленные требования к товару влекут невозможность предложить к поставке соответствующий этим требованиям товар, следовательно, ведут к ограничению количества участников закупки.

Управлением также установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В результате анализа полученных материалов установлено, что на участие в закупке была подана только одна заявка (ООО «Сибтрансэкспедиция»), содержащая предложение о поставке товара со следующими характеристиками.

При проверке достоверности сведений, представленных в заявке участника закупки, Омское УФАС России учитывало результаты мониторинга, приведённого выше, а также ответы, полученные от производителей/поставщиков шин АО «Кордиант» (вх. № 12280э от 17.12.2021), ООО «Уралшина» (вх. № 12301э от 17.12.2021), АО «Волтайр-Пром»
(вх. № 12460), ООО «Торговый дом «Кама» (вх. № 12463 от 23.12.2021).

Указанная информация однозначно свидетельствует об отсутствии производства шин с заявленными участником закупки характеристиками.

Таким образом, заказчику следовало отстранить ООО «Сибтрансэкспедиция» от участия в электронном аукционе, вместе с тем аукционной комиссией заказчика в нарушение части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка такого участника закупки была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, с ООО «Сибтрансэкспедиция» заключен контракт по начальной (максимальной) цене контракта.

Также установлено, что контракт № 2021.83 от 26.10.2021 исполнен.

В реестре контрактов, который в силу статьи 103 Федерального закона о контрактной системе ведется на официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=2552800451721000147&contractInfoId=68327642, размещена счет-фактура от 03.11.2021 № 225, которая свидетельствует о том, что товар принят заказчиком 08.11.2021. При этом из указанной счет - фактуры не представляется возможным определить, какой именно товар поставлен заказчику.

БУЗОО «Омская ЦРБ» представлена (вх. № 12415 от 21.12.2021) счет-фактура с аналогичными реквизитами, но в ней уже указаны сведения о конкретных шинах, которые были поставлены заказчику. Также представлены сертификаты соответствия, из которых следует, что поставленные шины не соответствуют сведениям, представленным участником закупки (ООО «Сибтрансэкспедиция») в первой части заявки (в частности по категории скорости), что также подтверждает факт предоставления недостоверной информации.

Таким образом БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция» не представлено ни одного доказательства подтверждающего, что предлагаемые к поставке шины кем – либо производятся.

Из пояснений заказчика (вх. № 12462 от 23.12.2021) следует, <…>.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Как следует из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В Законе о контрактной системе содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

Таким образом, заключение указанного контракта в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние были лишены возможности участвовать в аукционе и соответственно в последующем заключить контракт.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о том, что аукционная документация разрабатывалась организатором торгов (БУЗОО «Омская ЦРБ») таким образом, чтобы обеспечить победу заранее определенному единственному участнику аукциона - ООО «Сибтрансэкспедиция».

Указание БУЗОО «Омская ЦРБ» в аукционной документации несуществующего поставляемого товара с характеристиками, установленными в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9), и принятие заявки при проведении аукциона
<…> от единственного участника - ООО «Сибтрансэкспедиция» с характеристиками не существующих шин, дальнейшее заключение контракта № 2021.83 от 26.10.2021 и приемка товара по контракту свидетельствуют о заключении антиконкурентного соглашения между заказчиком и участником аукциона № <…>.

В результате осуществления вышеизложенных действий ООО «Сибтрансэкспедиция» были предоставлены не обоснованные преимущества и ограничен доступ иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок, при том, что на территории Российской Федерации достаточно поставщиков шин.

Проведение аукциона № <…> было произведено с нарушениями норм Закона о контрактной системе, заказчиком проигнорированы механизмы, обеспечивающие конкуренцию на указанном товарном рынке.

Кроме того решением № 03-08/106-2021 Комиссии Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области по результатам внеплановой проверки закупки от 23.12.2021 БУЗОО «Омская ЦРБ» признано нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 часть 1 статьи 33, части 4, 5 и 8 статьи 34, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.

При указанных обстоятельствах признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлены в действиях БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция», выразившихся в заключении между ними антиконкурентного соглашения в устной форме о предоставлении преимущества ООО «Сибтрансэкспедиция» при участии  в аукционе № <…> путем:

- указания заказчиком – БУЗОО «Омская ЦРБ»  в аукционной документации товара (шин) с установленными в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9) характеристиками  товара, производство которого и поставки не осуществляются;  

- принятия БУЗОО «Омская ЦРБ» заявки при проведении аукциона                               <…> от единственного участника – ООО «Сибтрансэкспедиция» с характеристиками товара (шин), производство которого и поставки не осуществляются;

- заключения контракта № 2021.83 от 26.10.2021 и приемки заказчиком
(БУЗОО «Омская ЦРБ») поставленного по указанному контракту

ООО «Сибтрансэкспедиция» товара (шин), поставка которого по контракту № 2021.83 от 26.10.2021 не предусмотрена, и осуществлении БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция» действий по его реализации.

Антиконкурентное соглашение между БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция» полностью реализовано в части создания препятствий другим хозяйствующим субъектам к участию в аукционе № <…> и заключению контракта № 2021.83 от 26.10.21 с единственным участником аукциона - ООО «Сибтрансэкспедиция», указавшего в заявке шины с несуществующими характеристиками, а по факту поставившего шины с другими характеристиками, что  подтверждено  полученными в результате рассмотрения заявления доказательствами.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 055/01/11-81/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 01.03.2022 в 14:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, каб. 203.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

2.1. в качестве заявителя: ООО «Компания «Альком»;

2.2. в качестве ответчиков: БУЗОО «Омская ЦРБ» (ИНН 5528004517),
ООО «Сибтрансэкспедиция» (ИНН 5506063406).

3. В рамках возбужденного дела лицам, участвующим в деле, представить следующие документы и информацию:

3.1 Ответчику по делу БУЗОО «Омская ЦРБ» в соответствии с частью 5 статьи 45, статьёй 25 Закона о защите конкуренции необходимо представить до 25.02.2022 в Омское УФАС России:

1. Письменные мотивированные пояснения по существу вышеизложенного, с нормативно - правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов.

2. Копию приказа (иного документа) о назначении на должность главного врача БУЗОО «Омская ЦРБ», а также копию устава БУЗОО «Омская ЦРБ».

3. Представить в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о размерах суммы совокупной выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), полученной БУЗОО «Омская ЦРБ» (отчет о прибылях и убытках) за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

4. В случае участия в деле защитника БУЗОО «Омская ЦРБ» предоставить надлежащим образом заверенную копию доверенности.

3.2 Ответчику по делу ООО «Сибтрансэкспедиция» в соответствии с частью 5 статьи 45, статьёй 25 Закона о защите конкуренции необходимо представить до 25.02.2022 в Омское УФАС России:

1. Письменные мотивированные пояснения с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов.

2. Копию приказа (иного документа) о назначении на должность директора
ООО «Сибтрансэкспедиция», а также копию устава ООО «Сибтрансэкспедиция».

3. В соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит представить сведения о размерах суммы совокупной выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), полученной ООО «Сибтрансэкспедиция» (отчет о прибылях и убытках) за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

4. В случае участия в деле защитника ООО «Сибтрансэкспедиция» предоставить надлежащим образом заверенную копию доверенности.

Одновременно разъясняем, что все лица участвующие в деле
№ 055/01/11-81/2022 о нарушении антимонопольного законодательства вправе предоставить на заседание комиссии письменные мотивированные пояснения по существу вышеуказанных обстоятельств, с нормативно-правовым обоснованием своих доводов, с приложением подтверждающих документов, а также заверенные копии иных документов, касающихся рассматриваемых обстоятельств.

Явка руководителей и/или представителей (с доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на участие в рассмотрении дела) – обязательна.

Обращаем Ваше внимание на то, что все предоставляемые копии документов необходимо заверить надлежащим образом.

Напоминаем, что частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление заведомо ложных сведений (информации).

 

 

Заместитель руководителя управления,

председатель Комиссии                                                                                              <…>

 

 

С определением ознакомлены                                                                               <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны