Постановление б/н - от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ  ПО ОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

пр.К.Маркса, 12а, г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru  телефон (3812)320-696, факс(3812)320-696

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 055/04/14.32-1143/2021

 

06 декабря 2021 года

                                      г. Омск

 

 

Заместитель руководителя Омского УФАС России Лаптева Г.В., в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации                                       об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 055/04/14.32-1143/2021, возбужденного в отношении акционерного общества «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (далее АО «ОНИИП») (ОГРН 1115543024574, ИНН 5506218498, зарегистрировано по адресу: 644009, Россия, Омская обл., г. Омск, ул. Масленникова, 231) (далее –  АО «ОНИИП») по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ,

в отсутствие законного представителя АО «ОНИИП» - директора Березовского В.А., извещенного надлежащим образом о дне, времени и месте составления настоящего протокола,                              

в присутствии защитника АО «ОНИИП» – <…> (доверенность № 265 от 14.12.2021, паспорт серия <…>), которой были даны разъяснения о правах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, а также разъяснены права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ,

 

                                                   УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Омского УФАС России от 17.09.2021 по делу № 055/01/11-511/2021  АО «ОНИИП», ООО «ОСМУ-2» признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссией по делу № 055/01/11-511/2021 было установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) поступили материалы из Прокуратуры Омской области на действия АО «ОНИИП», ООО «ОСМУ-2».

ООО «ОСМУ-2» является правопреемником ЗАО «ОСМУ - 2»  (ИНН 5501056229),                    прекратившего свою деятельность в связи с реорганизацией в форме преобразования 09.01.2018.

Согласно представленным сведениям, АО «ОНИИП» 29.12.2011 заключило                                       с ЗАО «ОСМУ-2» договор № 19/12, предметом которого является выполнение согласно локально – сметным расчетам работ по ремонту помещений по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 231. Стоимость работ на дату заключения договора составляла 7 760 625, 06 руб. (пункт 2.1. договора).  В соответствии с пунктом 2.2. договора № 19/12, установленная в договоре стоимость не подлежит изменению в течение срока действия настоящего договора.

30.12.2011 АО «ОНИИП» и ЗАО «ОСМУ-2» было заключено дополнительное соглашение к договору № 19/12, которым стоимость работ увеличена до 150 500 000 руб.

АО «ОНИИП» с 01.01.2013 обязано было руководствоваться требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон № 223 - ФЗ), Положением о закупках АО «ОНИИП».

На момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства,  договор № 19/12 являлся действующим.

Как следует из материалов Прокуратуры Омской области, в 2020 году в рамках договора               № 19/12 выполнялись работы  по ремонту кабинета  № 45 в 1 корпусе АО «ОНИИП»                           (КС-3 от 30.09.2020 на сумму 1 372 500 руб., КС-3 от 30.09.2020 на сумму 326 771 руб., КС-3 от 30.09.2020 № 266 877).

Таким образом, работы по ремонту помещений АО «ОНИИП» проводились с 01.01.2013 без применения конкурентных способов определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупок у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупках               АО «ОНИИП».

Комиссией Омского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

АО «ОНИИП» 29.12.2011 заключило с ЗАО «ОСМУ-2» договор № 19/12, предметом которого является выполнение согласно локально – сметным расчетам работ по ремонту помещений по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 231. Стоимость работ на дату заключения договора составляла 7 760 625, 06 руб. (пункт 2.1. договора).  В соответствии с пунктом 2.2. договора № 19/12  установленная в договоре стоимость работ не подлежит изменению в течение срока действия настоящего договора.

30.12.2011 АО «ОНИИП» и ЗАО «ОСМУ-2» было заключено дополнительное соглашение к договору № 19/12, которым стоимость работ увеличена до 150 500 000 руб.

В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 30.12.2011 настоящее соглашение распространяется на отношения, возникшие между сторонами после 30.12.2011.

В соответствии с пунктом 2.3. договора № 19/12 заказчик выплачивает подрядчику в течение 10 дней до начала выполнения работ аванс на приобретение материалов в размере  30 % от суммы договора.

Согласно пункту 2.4. договора № 19/12 заказчик оплачивает подрядчику выполненные работы согласно акту выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-2, КС-3 и счет - фактуры в течение 10 календарных дней.

Работы считаются выполненными с момента подписания сторонами акта выполненных работ (пункт 2.5. договора № 19/12).

Из пункта 5.1. договора № 19/12 следует, что начало работ – с момента получения аванса на приобретение материалов, окончание работ – в течение 85 календарных дней с момента получения аванса.

13.08.2018 между АО «ОНИИП» было заключено дополнительное соглашение к договору 19/12, в соответствии с которым работы по ремонту каждого отдельного помещения по адресу:              г. Омск, ул. Масленникова, д. 231 будут проводиться Подрядчиком на основании подписанных (утвержденных) полномочными представителями Сторон следующих документов:

- ведомость исполнения, составленная по форме (Приложение № 1 к Соглашению),                в которой указываются № помещения, виды работ, объем работ, сроки (дата начала и окончания) выполнения работ;

- локальный сметный расчет, составленный по форме (Приложение № 2 к Соглашению), в котором указываются №, дата ведомости исполнения, № помещения, стоимость работ и прочие параметры работ.

В соответствии с указанным дополнительным соглашением от 13.08.2018, работы по                  Договору оплачиваются на основании утвержденных в установленном порядке локальных              сметных расчетов. Авансирование не предусматривается. Общая цена Договора складывается из сумм локальных сметных расчетов. Предельная стоимость работ по Договору не должна               превышать суммы (лимита стоимости работ), указанной в пункте 2.1. договора № 19/12.

Также 09.01.2019 было заключено дополнительное соглашение № 2 к договору                        № 19/12, в соответствии с которым пункт 1 дополнительного соглашения № 1 от 13.08.2018  к             договору №19/12 изложен в следующей редакции: «Стороны пришли к соглашению о том, что с момента заключения настоящего Соглашения работы по ремонту каждого отдельного помещения по адресу: г. Омск, ул. Масленникова, д. 231 будут проводиться Подрядчиком на основании              подписанных (утвержденных) полномочными представителями Сторон следующих документов:              ведомость исполнения, составленная по форме (Приложение № 1 к Соглашению), в которой указываются: № помещения, виды работ, объем работ, сроки (дата начала и окончания) выполнения работ; локальный сметный расчет, составленный по форме (Приложение № 2 к Соглашению), в которой указываются: №, дата ведомости исполнения, № помещения, стоимость работ и прочие параметры работ. Стороны пришли к соглашению, что НДС исчисляется по ставке, установленной пунктом 2 статьи 164 НК РФ на дату оплаты выполненных работ.

Согласно сведениям, размещенным в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителем АО «ОНИИП» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В уставном капитале АО «ОНИИП» 57.28 % (679 714 838,4 р.) принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134) и 42.72 % (506 938 161,6 р.) ГК «Ростех» (ИНН 7704274402), то есть АО «ОНИИП» относится к хозяйственным           обществам, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности    принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг                   заказчики руководствуются  Конституцией  Российской Федерации,                                                 Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными           законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в  соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом,           который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы                закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг             заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Решением Совета директоров ОАО «ОНИИП» от 29.03.2012 утверждено и размещено в             единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ положение                                 «О закупочной деятельности ОАО «ОНИИП» (далее - Положение о закупках от 29.03.2012).

Положением о закупках АО «ОНИИП» от 29.03.2012 были предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок.

К конкурентным способам относятся: конкурс; аукцион; аукцион в электронной форме,                  котировочная сессия.

К неконкурентным способам закупок относятся: закупка у единственного поставщика                  (исполнителя).

В соответствии со статьей 27 Положения о закупках АО «ОНИИП» установлены случаи, в которых АО «ОНИИП» вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя).

Согласно части 7 статьи 8 Закона о закупках организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят                   процентов, применяют положения Закона о закупках с 01.01.2013.

Таким образом, АО «ОНИИП» с 01.01.2013 обязано руководствоваться требованиями Закона о закупках, положением о закупке АО «ОНИИП».

Пунктами 7.1, 7.2, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3. договора № 19/12 установлено, что: стороны несут            ответственность за взятые на себя обязательства по настоящему договору, в соответствии с               действующим законодательством РФ; при выполнении договора стороны руководствуются:            действующими нормативными актами, настоящим договором, во всем остальном, не                            урегулированным настоящим договором, стороны руководствуются действующим                                законодательством РФ.

Омское УФАС России полагает, что указанные пункты заключенного договора не                     соблюдались, поскольку с 01.01.2013 при реализации указанного договора, не руководствовались                 требованиями Закона о закупках и Положения о закупке АО «ОНИИП».

Работы по ремонту помещений АО «ОНИИП» проводились с 01.01.2013 без применения конкурентных способов определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления                 закупок у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке АО «ОНИИП».

В силу части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения                        конкуренции это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение            общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими            субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами                     государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных                      законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции,  Закон о защите             конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение –                       договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором                признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по             договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны           (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять           результат работы и оплатить его.

Частью 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в                 договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных             этапов работы (промежуточные сроки).

Из содержания пункта 1 статьи 702 и пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенными условиями договора подряда являются предмет                      (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный сроки их выполнения.

Предметом заключенного между  ОАО «ОНИИП», ООО «ОМСУ - 2» (ранее – ЗАО «ОСМУ – 2») договора № 19/12 является сотрудничество по ремонту на объектах АО «ОНИИП», указанные соглашения не содержат виды и объемы подлежащих выполнению  работ, а также начальный и конечный сроки их выполнения, что не позволяет отнести такой договор к договорам подряда и, тем самым, отнести данное соглашение к «вертикальным» в соответствии с пунктом 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Из положений Закона о защите конкуренции следует, что при осуществлении хозяйственной деятельности требования, установленные Законом о защите конкуренции, обязательны к                     соблюдению всеми хозяйствующими субъектами.

АО «ОНИИП» и ООО «ОСМУ-2» не руководствовались с 01.01.2013 требованиями Закона о закупках и положения о закупках АО «ОНИИП», исполнение которых является обязательным для АО «ОНИИП» с указанной даты.

Следует отметить, что в случае надлежащего соблюдения  действующего законодательства  с 01.01.2013, указанное не препятствовало бы участию ООО «ОСМУ-2» в закупках работ по ремонту в здании АО «ОНИИП».

Не проведение конкурентных процедур в случаях, когда проведение таких процедур                 предусмотрено  законодательством, подразумевающих состязательность хозяйствующих                    субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении               закупочной процедуры могут быть выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, действующих на                                      соответствующем товарном рынке, эффективное расходование средств заказчика.

Между тем, из материалов следует, что АО «ОНИИП» и ООО «ОСМУ-2» в период с 01.01.2013 по настоящее время требования действующего законодательства  не соблюдали,                 Законом о закупках и Положением о закупках АО «ОНИИП» не руководствовались.

Действия АО «ОНИИП» при исполнении договора № 19/12 в совокупности с не проведением конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного подрядчика, предусмотренных Положением о закупке               АО «ОНИИП», могли привести к ограничению конкуренции на рынке указанных работ, что указывает на наличие признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

АО «ОНИИП» и ООО «ОСМУ-2» являются хозяйствующими субъектами в понятии пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006                 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме,                          содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Потенциальными поставщиками могут быть любые хозяйствующие субъекты,                              осуществляющие и имеющие возможность осуществить вышеуказанные работы.

Не проведение АО «ОНИИП» конкурентных процедур на выполнение работ по ремонту в здании АО «ОНИИП» свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ                    ООО «ОСМУ-2»  при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, при исполнении договора № 19/12, заключенного между АО «ОНИИП» и ООО «ОСМУ-2», не были применены, предусмотренные законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений,  установленных ГК РФ и другими законами.

Обязанность проверять соответствие положений договора (контракта) и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возложена на обе стороны договора.

Исполнение договора, являющегося согласованием воли сторон по всем существенным            условиям, в том числе противоречащим законодательству о закупках  и антимонопольному              законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения и осуществлении действий по его реализации.

В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции,  дело о нарушении                     антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит                    прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного                       законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня                  окончания нарушения или его обнаружения.

В связи с указанными обстоятельствами, антимонопольным органом в рамках настоящего дела рассматриваются действия ответчиков за период 2019 – 2020 гг., по исполнению договора          № 19/12, то есть в пределах срока давности, установленного статьей 41.1 Закона о защите                    конкуренции.

Управлением в пределах сроков исковой давности проведен анализ состояния конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий (аналитический отчет от 06.08.2021).

Объем выполненных ООО «ОСМУ-2» работ в 2019-2020 годах по договору №19/12 от 29.12.2011 согласно представленным в материалы дела счетам - фактурам на общую сумму работ ООО «ОСМУ-2», выполненных для АО «ОНИИП» составил 33 532 655,95 руб. Объем работ,              выполненных ООО «ОСМУ-2» на анализируемом товарном рынке принят на основе                                документально подтвержденных данных (счета - фактуры).

Омским УФАС России установлено, что на товарном рынке работ по капитальному и              текущему ремонту нежилых зданий потенциальным продавцом мог стать любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по капитальному и (или) текущему ремонту как на                 территории Омской области, так и за ее пределами, вне зависимости от территориальной привязки к месту регистрации.

Также установлено, что рынок работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий на территории г. Омска относится к рынку с высоким уровнем конкуренции.

Выбор подрядчика АО «ОНИИП» без проведения конкурентных процедур на выполнение работ по ремонту в здании АО «ОНИИП» свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО «ОСМУ-2» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

В соответствии с аналитическим отчетом от 06.08.2021 по результатам анализа состояния конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий.

1. Временной интервал исследования: определён периодом 2019 и 2020 годы.

2. На исследуемом товарном рынке в течение 2019-2020 годов действовало достаточное                количество строительных организаций.

3. Потенциальным продавцом на исследуемом рынке мог стать любой хозяйствующий              субъект, осуществляющий деятельность по капитальному и (или) текущему ремонту как на территории Омской области, так и за ее пределами, вне зависимости от территориальной привязки к месту регистрации.

Определение состава хозяйствующих субъектов основано на имеющейся информации о           хозяйствующих субъектах, заключивших в 2019-2020 годах работы по капитальному/текущему ремонту зданий (помещений).

Указанные факты доказывают, что действия АО «ОНИИП» и ООО «ОСМУ-2» могли                 привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий, путем создания другим хозяйствующим субъектам                      препятствий доступа на этот рынок.

  Выводы Комиссии соответствуют действующему законодательству, установленным по делу № 055/01/11-511/2021 фактическим обстоятельствам и имеющимся в антимонопольном деле                    доказательствам.

Решением Комиссии Омского УФАС России от 17.09.2021 по делу № 055/01/11-511/2021 признано нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия АО «ОНИИП» и ООО «ОСМУ-2», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения и осуществления действий по его реализации, путем выполнения работ по договору № 19/12 от 29.12.2011 по ремонту помещений АО «ОНИИП» в 2019-2020 гг. без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного поставщика, предусмотренных Положением о закупке АО «ОНИИП», что могло привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий на территории Омской области,             путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на указанный рынок.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/11-511/2021, в соответствии пунктом 4 резолютивной части решения
№ 055/01/11-511/2021, переданы уполномоченному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.32 КоАП РФ.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении должностным лицом Омского УФАС России 25.11.2021                № 055/04/14.32-1143/2021 в отношении юридического лица АО «ОНИИП».

При составлении протокола № 055/04/14.32-1143/2021 защитник  АО «ОНИИП» письменных пояснений, ходатайств не представил.

При рассмотрении административного дела 06.12.2021 имеющиеся в деле                                № 055/04/14.32-1143/2021 материалы были всесторонне изучены и им дана надлежащая оценка.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего административного дела защитник АО «ОНИИП» пояснила, что юридическое лицо вину в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ признает, ходатайств не заявила.

В соответствии частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Материалы дела свидетельствуют о том, что юридическое лицо -
АО «ОНИИП» имело возможность надлежащим образом исполнить нормы антимонопольного законодательства, однако не приняло должных мер к соблюдению указанных норм, результатом чего явилось нарушение антимонопольного законодательства и совершение административного правонарушения.

Действия АО «ОНИИП» и ООО «ОСМУ-2», выразившиеся в заключении                                антиконкурентного соглашения и осуществления действий по его реализации путем выполнения работ по договору № 19/12 от 29.12.2011 по ремонту помещений  АО «ОНИИП» в 2019-2020 гг. без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного поставщика, предусмотренных Положением о закупке АО «ОНИИП», что могло привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий на территории Омской области путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на указанный рынок, признанные решением  Комиссии Омского УФАС России от 17.09.2021 по делу                                      № 055/01/11-511/2021 нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, являются  административным правонарушением, за которое административная ответственность лица  предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Виновность юридического лица АО «ОНИИП»  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, установлена и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела № 055/04/14.32-511/2021:

            - материалами из Прокуратуры Омской области (вх. от 17.02.2021 № 1769);

- приказом о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 95                    от 17.05.2021;

- решением Комиссии Омского УФАС России от 17.09.2021 по делу № 055/01/11-511/2021;

- протоколом № 055/04/14.32-1143/2021 от 25.11.2021;

- выпиской из ЕГРЮЛ, и другими материалами дела.

Указанное административное правонарушение является длящимся, совершено в г. Омске                     в период 2019 – 2020 гг. (период выполнения работ по договору № 19/12 от 29.12.2011 по ремонту помещений АО «ОНИИП» без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного поставщика в        пределах срока давности, установленного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции).

Инкриминируемое АО «ОНИИП» административное правонарушение не является малозначительным, поскольку, как следует из материалов дела, заключение  антиконкурентного соглашения и осуществление действий по его реализации, путем выполнения работ по договору    № 19/12 от 29.12.2011 по ремонту помещений  АО «ОНИИП» в 2019-2020 гг. без проведения конкурентных процедур определения подрядчика и в отсутствие оснований для осуществления закупки таких работ у единственного поставщика, предусмотренных Положением о закупке                  АО «ОНИИП», могло привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий на территории Омской области, путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на указанный рынок.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по настоящему административному делу, не установлено.

При назначении административного наказания в соответствии со статьями 4.1, 4.2, 4.3.     КоАП РФ учтены личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение, характер совершенного им правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.

  На основании пункта 2 статьи 1 части 3.2 КоАП РФ принимается решение о наложении на АО «ОНИИП» административного штрафа.

При назначении административного штрафа также учтены примечания к статьям 14.31 и 14.32 КоАП РФ.

   При расчете суммы административного штрафа по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ учтено следующее:

   Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф равен сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Административное правонарушение было выявлено в 2021 году, что подтверждается приказом о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Для расчета административного штрафа используется размер суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение за 2020 год.

Указанная сумма составила <…> рублей.

Таким образом, размер суммы расходов АО «ОНИИП» на приобретение товара (работы, услуги) по итогам заключения договоров равен <…>рублей.

Административный штраф на юридических лиц рассчитывается следующим способом: от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Минимальный штраф - одна сотая от суммы <…> рублей равна <…> руб.

Максимальный штраф - пять сотых от суммы <…> рублей равно <…>руб.

Базовый штраф = <…> руб.

Вместе с тем, установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность - добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Таким образом, с учетом смягчающего обстоятельства, размер штрафа равен:

<…>

В соответствии с санкцией пункта 4 статьи 14.32 КоАП РФ размер рассчитываемого административного штрафа не может быть менее ста тысяч рублей.

Таким образом размер налагаемого на АО «ОНИИП» административного штрафа по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ составляет 100 000 руб.

На основании вышеизложенного, учитывая, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, характер совершенного им административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, отсутствие сведений о финансовом положении  АО «ОНИИП», руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 26.1, 29.9, 29.10, а также статьями 1.7, 2.1,  3.5,  4.1,  4.2, 4.3  КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Признать акционерное общество «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (далее АО «ОНИИП») (ОГРН 1115543024574, ИНН 5506218498, зарегистрировано по адресу: 644009, Россия, Омская обл., г. Омск, ул. Масленникова, 231)                                  (далее –  АО «ОНИИП») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ и назначить ему административное наказание по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000  руб.                           (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5                     КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при неуплате административного штрафа в указанный срок сумма штрафа подлежит взысканию в принудительном порядке.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ сумма штрафа за нарушение антимонопольного законодательства подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Сумма административного штрафа уплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

административной ответственности по следующим реквизитам:

Получатель:

БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) – 015209001;

Наименование банка получателя средств – ОТДЕЛЕНИЕ ОМСК БАНКА РОССИИ//УФК по Омской области г. Омск;

Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета ЕКС) – 40102810245370000044;

Номер счета получателя (номер казначейского счета) (номер казначейского счета) – 03100643000000015200.

Код бюджетной классификации 161 1 16 01141 01 0032 140

Код ОКТМО 52701000

ВНИМАНИЕ! В случае оплаты административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номерах идентификатора начисления и идентификатора плательщика, указанных в верхней части прилагаемых к настоящему постановлению бланков извещения и квитанции.

Назначение платежа: Административный штраф в соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны