Решение б/н . от 21 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

Решение  055/10/18.1-183/2022

о признании жалобы необоснованной

 

21.03.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

** – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

** – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

** – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

** – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                        от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ОАО «Агрофирма Екатеринославская» (далее также Общество, Заявитель) на действия организатора торгов – Администрации Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области (далее – Администрация) при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами 55:32:040701:303, 55:32:040701:307 (извещение № 180222/3755545/02 от 18.02.2022 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, торги),

при участии представителя Заявителя: ** (доверенность от **, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Администрации: ** (доверенность от **, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 11.03.2022 № 2458э), который полагает, что Администрацией незаконно отказано Обществу в заключении договоров аренды земельных участков без проведения торгов на новый срок по основаниям, предусмотренным подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Поскольку отказ Администрации являлся незаконным, она не имела право публиковать извещение о проведении торгов.

В связи с чем, Заявитель просит выдать Организатору обязательное для исполнения предписание о приостановлении торгов.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 16.03.2022 № 05-1872 Администрацией представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе            Заявителя, а также запрашиваемые документы.

На заседании Комиссии 21.03.2022 представитель Администрации с доводами жалобы заявителя не согласилась и высказалась согласно представленным возражениям.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией установлено, что на официальном сайте размещено извещение № 180222/3755545/02 от 18.02.2022 о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами 55:32:040701:303, 55:32:040701:307.

Согласно документации о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами 55:32:040701:303, 55:32:040701:307, утвержденной распоряжением Администрации от 16.02.2022 № 9, срок приема заявок на участие в аукционе установлен с 21.02.2022 по 21.03.2022. Дата проведения аукциона – 24.03.2022.

Уведомлением Омского УФАС России от 16.03.2022 № 05-1872 аукцион приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Администрацией документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.       

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Согласно пункту 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.

Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Таким образом, указанной нормой установлено три условия предоставления земельного участка без проведения торгов: 

- предоставление участка для ведения сельскохозяйственного производства;

- отсутствие информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях;

- заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями  признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых культур (01.11.1).   

Комиссией установлено, что между Обществом и Администрацией  30.04.2018 заключено два договора аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков с кадастровыми номерами: 55:32:040701:303, 55:32:040701:307, № А1-36/2018,             № А2-36/2018, сроком на три года (до 30.04.2021) (далее – Договоры).

10.02.2021 Общество в адрес Администрации направило письмо № 26/21 с заявлением о продлении срока Договоров на три года (с 01.05.2021 по 01.05.2024).

Ответ на указанное письмо Администрацией и Обществом в материалы настоящего дела не представлен.

01.03.2021 Общество повторно в адрес Администрации направило заявление о продлении срока Договоров на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Между тем, 16.03.2021 письмом № 78 Администрация отказывает Обществу в заключении Договоров на новый срок, по причине их заключения 30.04.2018 на основании торгов.

19.03.2021 (исх. № 44/21) Общество, не согласившись с ответом Администрации, повторно направляет заявление о заключении Договоров на новый срок.

Письмом от 23.03.2021 № 86 Администрация также отказывает Обществу в заключении Договоров на новый срок без проведения торгов.

Комиссия считает, что вышеизложенные действия Администрации, выразившиеся в отказе заключить Договоры на новый срок, являются нарушением положений земельного законодательства, а именно подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, поскольку Обществом соблюдены все необходимые условия для реализации права заключения Договоров на новый срок (участок предоставляется для сельскохозяйственного производства, заявление о намерении направлено до истечения сроков Договоров), а также у Администрации отсутствовали сведения о выявленных в рамках земельного надзора нарушениях в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:32:040701:303, 55:32:040701:307.

Между тем, 01.05.2021 между сторонами достигнуто соглашение о заключении дополнительных соглашений к Договорам, согласно которым срок Договоров продлен на восемь месяцев (с 01.05.2021 по 31.12.2021).

30.11.2021 письмом № 322 Администрация уведомила Общество о расторжении Договоров  с 01.01.2022.

Заявлений Общества о продлении Договоров, после заключения дополнительных соглашений к Договорам 01.05.2021 и до окончания сроков Договоров (до 31.12.2021) в адрес Администрации со стороны Общества не поступало.

Указанное подтверждено также сторонами на заседании Комиссии при рассмотрении настоящего дела.

26.01.2022 Общество в адрес Администрации направило письма №№ 26/22, 27/22 о проведении аукционов на право заключения договоров аренды  земельных участков с кадастровыми номерами: 55:32:040701:303, 55:32:040701:307.

Таким образом, Комиссией не установлено в действиях Администрации нарушений подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ после заключения 01.05.2021 между Обществом и Администрацией дополнительных соглашений к Договорам о их продлении сроком на 8 месяцев, поскольку после указанной даты (01.05.2021) в адрес Администрации писем Общества, выражающих намерение продлить сроки Договоров аренды на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, не поступало.

В связи с чем, Комиссия признает жалобу ОАО «Агрофирма Екатеринославская» необоснованной.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать необоснованной жалобу ОАО «Агрофирма Екатеринославская» на действия организатора торгов – Администрации Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами 55:32:040701:303, 55:32:040701:307 (извещение № 180222/3755545/02 от 18.02.2022  размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              *

 

Члены Комиссии                                                                                           *

*

 

*

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны