Решение б/н Решение по делу № 055/06/69-1062/2020 от 3 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/06/69-1062/2020

о признании жалобы необоснованной

 

29 октября 2020 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<>;

<…>;

<>,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Гурновича Сергея Михайловича (далее также заявитель, ИП Гурнович С.М.) на действия федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области и его аукционной комиссии (далее также ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Омской области, заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка свежих овощей и фруктов» (извещение №0352100002820000084) (далее - электронный аукцион),  

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей:

заявителя - <…> (доверенность № 1 от 29.10.2020),

заказчика - <…> (доверенность № 56/ТО-1 от 21.01.2020), <…> (доверенность  56/ТО-5 от 27.10.2020)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 11718э от 22.10.2020) жалоба заявителя на действия заказчика и его аукционной комиссии, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - приказ Минфина РФ от 04.06.2018 № 126н).

В жалобе помимо действий заказчика и его аукционной комиссии заявителем также обжалуются положения документации об электронном аукционе в части неправомерного объединения в один лот товаров, не входящих в перечень, установленный Приказом  от 04.06.2018 № 126н.

Комиссия отмечает, что жалоба заявителя в части доводов, касающихся обжалования положений документации об электронном аукционе не подлежит рассмотрению, поскольку в силу части 3 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе данная жалоба могла быть подана до окончания установленного срока подачи заявок (согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок на участие в аукционе 14.10.2020).

 

2. Из материалов электронного аукциона следует, что 06.10.2020 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 91596,85 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.10.2020 на участие в закупке подано четыре заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

16.10.2020 размещен протокол проведения электронного аукциона, согласно которому в процедуре проведения аукциона приняли участие два участника закупки, наименьшее предложение о цене контракта сделано ИП Гурновичем С.М.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 2,49%.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.10.2020 заявки допущенных и участвовавших в аукционе участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

Победителем признан ИП Гурнович С.М. с ценой контракта  89306,95 руб.

26.10.2020 заказчиком направлен на подпись проект контракта победителю аукциона с ценой контракта, сниженной на 15% от предложенной им цены контракта, что составило 75910,91 руб.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и возражений представителей сторон, а также осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

 

3.1. В жалобе заявителя указано: «По данному электронному аукциону было подано 4 заявки, 4 из которых были признаны соответствующими требованиям документации о закупке, 3 из них содержали исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.

На момент подачи заявок участник должен лишь декларировать страну происхождения, никак не подтверждая ее документально. Учитывая, что данный вид товара на территории не производится, мы должны понимать, что такие заявки изначально поданы с нарушением.

В результате проведения торгов, ИП Гурнович, был признан победителем.

На этапе подписания контракта Заказчик применил снижение на 15% итоговой суммы контракта.

Исходя из информации, опубликованной в общем доступе на сайте ЕИС, Заказчиком были установлены ограничения, согласно Приказу Минфина России № 126н от 04.06.2018.

В силу п. 3 Приказа 126н для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.

Однако, Заказчиком в аукционной документации был указан товар «Апельсины» (код «01.23.13.000-00000003»), который не входит в вышеуказанный приказ.

Таким образом, Заказчиком были объединены в один лот товары, не входящие в перечень Приказа 126н, что является нарушением Закона о контрактной системе».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, на основании части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Исходя из смысла части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе информацию, предусмотренную статьей 42 Федерального закона о контрактной системе.

Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона должна также содержаться и в документации об электронном аукционе.

Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

В извещении и документации об электронном аукционе заказчиком были установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Из письма Минфина России от 05.08.2019 г. № 24-01-08/58632 следует, что в случае указания в Приложении кода ОКПД2 состоящего из трех цифровых знаков (подкласс), положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н распространяются на все позиции, включенные в соответствующий подкласс кода ОКПД2.

Согласно разделу «Объект закупки» извещения о проведении электронного аукциона объектом настоящей закупки являются следующие овощи и фрукты: картофель столовый (код позиции 01.13.51.120), морковь столовая (код позиции 01.13.41.110), лук репчатый (код позиции 01.13.43.110), чеснок (код позиции 01.13.42.000), капуста белокачанная (код позиции 01.13.12.120), перец необработанный (код позиции 01.28.11.000), яблоки (код позиции 01.24.10.000), апельсины (код позиции 01.23.13.000).

Комиссия установила, что все овощи и фрукты, требуемые к поставке, относятся к подклассу 01.2 «Культуры многолетние», который включен в приложение № 1 к приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

С учетом изложенного, Комиссия считает, что заказчик правомерно установил в извещении и документации об электронном аукционе условия допуска, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичное требование к содержанию первой части заявки установлено заказчиком в пункте 4.2 раздела 4 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 1.1 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:

а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);

б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.

В силу пункта 1.6 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В силу части 5 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Проанализировав содержание всех заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что заявки трех участников закупки содержали указание на страну происхождения всех поставляемых товаров «Российская Федерация», заявка ИП Гурновича С.М. по позиции товара «апельсины» содержала указание на страну происхождения товара иностранного государства «Южная Африка».

В жалобе заявитель указывает на то, что заявки участников закупки, указавших в своих заявках на участие в аукционе по позиции «апельсины» страну происхождения товара «Российская Федерация» предоставили недостоверные сведения, поскольку данный вид товара в Российской Федерации не производится.

При этом на заседании Комиссии в подтверждение доводов жалобы представитель заявителя ссылалась на практику антимонопольного органа (решение Комиссии Омского УФАС России по делу № 03-10.1/306-2015 от 31.08.2015).

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих позицию заявителя.

В нарушение данных норм Федерального закона о контрактной системе к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности довода жалобы заявителя о том, что:

- участники закупки в своих заявках на участие в аукционе по позиции товара «апельсины» указали недостоверные сведения о стране происхождения товара «Российская Федерация»;

- поставщики не смогут поставить товар «апельсины», соответствующий условиям контракта, поскольку на территории Российской Федерации не выращиваются апельсины в промышленных масштабах по причине отсутствия необходимых для выращивания таких фруктов климатических условий.

Комиссия также считает несостоятельной ссылку заявителя на решение Комиссии Омского УФАС России по делу № 03-10.1/306-2015 от 31.08.2015, учитывая давность принятия данного решения.

Учитывая, что заявка ИП Гурновича С.М. по одной из позиций товара «апельсины» содержала указание на страну происхождения товара иностранного государства «Южная Африка», то в силу пункта 1.3 приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н заказчик при направлении проекта контракта победителю аукциона правомерно снизил цену контракта на 15 %.

С учетом вышеизложенного, Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.

 

3.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении № 1 «Объект закупки, требования к товару, условия исполнения контракта» к документации об электронном аукционе.

Комиссия установила, что товару «лук репчатый» в КТРУ соответствует одна реестровая запись 01.13.43.110-00000003. Данная позиция включена в КТРУ 14.05.2019 года с обязательным применением с 01.08.2019.

Реестровая запись 01.13.43.110-00000003 содержит вкладки, содержащие сведения, обязательные к применению при осуществлении закупки данного товара:

- товарный сорт (второй, первый)

- цвет лука (белый, желтый, красный).

Вместе с тем в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, а также постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 по позиции товара «лук репчатый» не были установлены вышеуказанные характеристики товара, которые являются обязательными для применения заказчиком.

Аналогичным образом заказчиком также не были установлены характеристики товаров, которые являются обязательными для применения, по следующим позициям товаров, указанных в приложении № 1 к документации об электронном аукционе: «картофель столовый» (реестровая запись 01.13.51.000-00000003), «морковь столовая» (реестровая запись 01.13.41.110-00000004), «чеснок свежий» (реестровая запись 01.13.42.000-0000004), «капуста белокачанная» (реестровая запись 01.13.12.120-00000003), «яблоки» (реестровая запись 01.24.10.000-00000004), «апельсины» (реестровая запись 01.23.13.000-00000004).

При этом следует отметить, что по всем вышеуказанным позициям товаров приложение № 1 к документации об электронном аукционе содержит дополнительную информацию о товаре, которая не предусмотрена в позиции каталога, при этом в нарушение пункта 6 Правил документация об электронном аукционе не содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации при описании товара.

При этом следует также отметить, что приложение № 1 «Спецификация» к контракту, который в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе является неотъемлемой частью документации об аукционе, в табличной форме содержится графа «Остаточный срок годности».

Однако непосредственно в самом Приложении № 1 «Объект закупки, требования к товару, условия исполнения контракта» документации об электронном аукционе заказчиком не установлено требование об остаточном сроке годности товаров.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262), Комиссия

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать необоснованной жалобу ИП Гурновича С.М. на действия ФКУ ИК -3 УФСИН России по Омской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка свежих овощей и фруктов» (извещение №0352100002820000084).

 

  1. Признать в действиях ФКУ ИК -3 УФСИН России по Омской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

 

  1. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ФКУ ИК -3 УФСИН России по Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

  1. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

<…>

 

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны