Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 055/05/5-1185/2022

21 марта 2023 года                                                                                                                     город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – ()

члены Комиссии: ()

рассмотрев материалы дела № 055/05/5-1185/2022 по факту распространения индивидуальным предпринимателем () рекламы, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее -

Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя и ИП ()

УСТАНОВИЛА:

 

В Омскоe УФАС России через приемную Президента Российской Федерации поступило обращение гражданина по факту распространения посредством вложения в почтовый ящик многоквартирного жилого дома в г. Омске печатной продукции (листовки), содержащей рекламу поверки приборов учета водоснабжения следующего содержания:

Метрологический учет приборов ЖКХ г. Омск  Исходящий номер 2022 от 08.08.2022

СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН 8 (3812) 79-59-41

ПРЕДПИСАНИЕ

Уважаемый абонент, настоящим предписанием уведомляем Вас о том, что по истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала приборов индивидуального учета снабжения холодной и горячей водой в многоквартирных домах жилого фонда г. Омск и Омской обл. НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВИТЬ ПОВЕРКУ ЗАМЕНУ счетчиков учета ХВ/ГВ в срок до 31.08.2022 ВО ИЗБЕЖАНИЕ дальнейшей тарификации пот норме согласно Федеральному закону № 102-ФЗ «Об обеспечении единств измерений» от 26.06.2020 и приведенной ниже таблицы

Коммунальн ые услуги

Норматив М3/мес

Тариф Руб/м3

С 01.01.2022

Тариф Руб/м3

С 01.07.2022

Начислено Руб.

С 01.01.2022

Начислено Руб.

С 01.07.2022

ХВС

8.233

43.57

46.34

358.71

381.52

ГВС

4.982

211.67

219.12

1054.54

1091.66

Водоотведе ние

13.215

32.02

34.67

423.14

458.16

Итого по виду услуг

 

 

1836.40                   1931.34

Тарифы за жилищно-коммунальные услуги на 2022 (для населения в случае истечения межповерочного интервала

Для проведения работ по замене или поверке водомеров до истечения срока необходимо обратиться к сертифицированным специалистам МУП ЖКХ для соблюдения методики поверки /замены оборудования с внесением сведений в единый реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН) Заявки на выполнение ПЛАНОВЫХ работ Вам необходимо оставить до 31.08.2022г. по телефонному номеру 8 (3812) 79-59-41

Предписание выдал                      Богданов Г.В.

 

По мнению заявителя, полученное предписание не содержит данных об адресате, в связи с чем инициаторы предписания надеются привлечь внимание пожилых людей или тех, кто не разбирается в вопросах поверки приборов учета с целью побудить их обратиться в МУП ЖКХ для проведения платной поверки без уточнения вопроса о её необходимости.

В качестве контактной информации для заказа услуги поверки приборов учета водоснабжения указан абонентский номер  (3812) 79-59-41.

За запрос Омского УФАС России оператором связи ПАО () представлена информация о том, что владельцем вышеуказанного абонентского номера является ИП ()

Учитывая, что ИП () зарегистрирован в Республике Карелии, а реклама распространялась на территории Омской области и могла распространяться в других субъектах Российской Федерации, в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила), Федеральная антимонопольная служба наделила Омское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП ()

Определением от 30.12.2022 в отношении ИП () Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», заседание Комиссии назначено на 25.01.2023.

Определение о возбуждении дела направлено в адрес ИП () заказным письмом с уведомлением.

Дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

Лица, участвующие в деле, извещаются о дате, времени и месте его рассмотрения. Рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или это ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом (пункт 31 Правил).

В связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП () о дате и времени заседания определением Омского УФАС России срок рассмотрения дела продлен до 30.03.2023, рассмотрения дела было отложено на 21.03.2023.

Определение об отложении дела было направлено в адрес ИП ()  заказным письмом с уведомлением.

О дате и времени заседания Комиссии, назначенного на 21.03.2023, ИП () извещен надлежащим образом (почтовый идентификатор отправления 644010 72 77086 6), не явился, к видеоконференции не подключился, ходатайств и/или пояснений относительно вменяемого нарушения законодательства Российской Федерации не представил.

На заседании Комиссией установлено следующее.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, содержащаяся в листовке, подпадает под понятие рекламы, поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц посредством печатной продукции (листовок), направлена на привлечения внимания к оказываемым организацией «Метрологический учет приборов ЖКХ» услугам поверки приборов учета водоснабжения.

Согласно пункту 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (пункт 1 статьи 1538 ГК РФ).

В пункте 177 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что в силу пункта 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (пункт 2 статьи 1539 ГК РФ).

Из рекламы следует, что потребитель, позвонив по номеру 79-59-41, может воспользоваться услугами «Метрологический учет приборов ЖКХ» (МУП ЖКХ) по поверке приборов учета водоснабжения.

Как указано в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом потребителю не представляется возможным проверить регистрацию организации, оказывающей услугу, в качестве юридического лица, поскольку наименование лица «Метрологический учет приборов ЖКХ» (МУП ЖКХ) указано без организационно-правовой формы и иных регистрационных данных (ИНН, ОГРН и др.).

Таким образом, использование в рекламе наименования «Метрологический учет приборов ЖКХ» (МУП ЖКХ) как коммерческого обозначения не допустимо, поскольку оно не ассоциируется с лицом, которое действительно оказывает рекламируемые услуги.

Кроме того, использование в тексте рекламы:

  • сочетаний слов и предложений («предписание», «метрологический учет приборов ЖКХ»,«настоящим предписанием уведомляем Вас о том, что по истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала прибора индивидуального учета….», «необходимо осуществить поверку/замену счетчиков в срок до…», «во избежание тарификации по норме согласно Федеральному закону № 102-ФЗ… и приведенной ниже таблице», «для проведения работ по замене или поверки водомеров до истечения срока необходимо обратиться к сертифицированным специалистам МУП ЖКХ для соблюдения методики поверки/замены оборудования с внесение сведений в единый реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН)», «…Вам необходимо оставить заявку до…», «предписание выдал: Богданов Г.В…»),
  • графического исполнения, сходного с квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • ссылок на нормативно-правовые акты Российской Федерации и таблиц расчетов стоимости коммунальных услуг, схожих по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях жилищно-коммунальных служб, в совокупности воспринимаются потребителями как официальные уведомления о проведении поверки приборов учета водоснабжения.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

Комиссия считает, что вышеуказанное вводит потребителя в заблуждение, поскольку отсутствие информации, указывающей на непосредственного исполнителя услуг, может повлиять на ошибочный выбор товара потенциальными потребителями, о чем свидетельствует и поданное в приемную Президента Российской Федерации обращение гражданина, которого данная реклама уже ввела в заблуждение.

В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений») указано, что поверка средств измерений (далее также - поверка) – это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с

законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»).

Сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral).

В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, размещенных на сайте Федеральной службы по аккредитации, на момент возбуждения настоящего дела и по состоянию на 21.03.2023 информация об организации «Метрологический учет приборов ЖКХ» и ИП () отсутствует.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП () наделен правом осуществлять два вида деятельности:

  • деятельность центров по обработке телефонных вызовов (код по ОКВЭД 82.20);
  • производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (код по ОКВЭД 43.22).

Таким образом, ни ИП (), ни организация с наименованием «Метрологический учет приборов ЖКХ» не наделено правом осуществлять деятельность по поверке приборов учета водоснабжения, соответственно, и рекламировать себя (как исполнителя такого вида услуг) не вправе.

Распространив рекламу, ИП () нарушил требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП () является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ИП ()

требований пункта 20 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы поверки приборов учета водоснабжения посредством печатной продукции.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая отсутствие обращений граждан, содержащих подтверждённые факты распространения на территории города Омска аналогичной рекламы, Комиссия считает нецелесообразным выдачу предписания ИП ()

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу ИП ()): «Метрологический учет приборов ЖКХ г. Омск Исходящий номер 2022 от 08.08.2022 СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН 8 (3812) 79-59-41…», распространенную посредством печатной продукции (листовки), ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
  1. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП () не выдавать.
  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении
  2.  
  3. Решение изготовлено в полном объеме 23.03.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны