Определение б/н Определение о возбуждении дела от 28 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 055/05/28-852/2020

о возбуждении дела по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

28 августа  2020 года                                                                                                                  г. Омск

                       

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (…)  – врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения потребительским кооперативом «Финансовые линии» требований пункта 1 части 2, частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

           

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России поступило обращение Сибирского ГУ ЦБ РФ по факту распространения в газете «Ва-Банк» (выпуски № 12 (520) от 23.03.2020, № 22 (530) от 01.06.2020) рекламы следующего содержания: «Финансовые линии Потребительский кооператив Получите доход в ПК «Финансовые линии» до 13,5 % годовых г. Омск, ул. Орджоникидзе, 14 29-10-10 Мин. сумма от 100 000 руб. Срок – до 24 месяцев. Начисление процентов ежемесячно и в конце срока. Пополнение от 100 000 руб. Максимальная сумма – 5 млн. руб. Ставка при досрочном расторжении – 0,35 % годовых. Займы предоставляются гражданам РФ, имеющим постоянное место работы, в возрасте от 18 лет. Только для членов кооператива, уплативших членские и паевые взносы. Потребительский кооператив «Финансовые линии», ОГРН 1185543020750, ИНН 5503182155. Сбережения застрахованы межрегиональным обществом взаимного страхования. Не является публичной офертой».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закона «О рекламе») реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в печатном издании, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к потребительскому кооперативу «Финансовые линии».

Статьей 123.2. Гражданского кодекса Российской Федерации установлено  потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.

При этом реклама обращает внимание потребителя к привлечению ПК «Финансовые линии» денежных средств  с возможностью получения дохода «Получите доход в ПК «Финансовые линии … до 13,5 % годовых».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора (пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

Кроме того, реклама содержит информацию о том, что ПК «Финансовые линии» предоставляет финансовые услуги в виде займов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лица, осуществляющие в соответствии со статьей 6.1 настоящего Федерального закона деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

При этом потребительский кооператив «Финансовые линии» не является кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению займов.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (часть 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Факт распространения рекламы в газете «Ва-Банк» подтвержден представленным ООО «Управляющая компания «СМК Холдинг» договором на оказание рекламных услуг № 20/01125/05 от 13.03.2020.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из материалов дела, потребительский кооператив «Финансовые линии» будет являться рекламодателем.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-852/2020 по признакам нарушения требований пункта 1 части 2, частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

 2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель:  Сибирское главное управление Центрального Банка Российской Федерации, адрес (место нахождения): 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 27;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – потребительский кооператив «Финансовые линии» адрес (место нахождения): 644099, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 14, пом. 4П, ИНН 5503182155, ОГРН 1185543020750.

 

3. Назначить дело к рассмотрению  на 24 сентября  2020 года в 15:30 часов по адресу: 644010,  г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.

 

4. ПК «Финансовые линии» в срок до 21 сентября 2020 года представить в адрес Омского УФАС России письменные пояснения относительно доводов Управления по фактам нарушения законодательства о рекламе.

 

Явка представителей для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

 

В связи с эпидемиологической обстановкой рассмотрение дела может осуществляется дистанционно.

Для организации дистанционного рассмотрения необходимо направить ходатайство (с приложением доверенности с учетом разъяснений ФАС России https://omsk.fas.gov.ru/sites/omsk.f.isfb.ru/files/news/2020/04/06/ia_27903_20_ot_03.04.2020.pdf) о предоставлении возможности участия в рассмотрении дела  путем видео-конференц-связи (далее – ВКС) не позднее 1 рабочего дня перед днем рассмотрения дела  с приложением копии документа, удостоверяющего личность.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: http://omsk.fas.gov.ru/news/20007.

 

Дополнительно сообщаю, что Вы вправе принять очное участие в рассмотрении дела  путем подачи соответствующего заявления.

Указанное заявление должно быть подано не позднее 16:00 час. рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения дела.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны