Решение б/н Решение по делу от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/28-1092/2021

 

09 декабря 2021 года                                                                                         город  Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/28-1092/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «МВФ-Партнер», адрес: 644023, г. Омск, ул. 3-я Железнодорожная, д. 11, кв. 15, ИНН 5506163591, ОГРН 1175543031366 (далее также ООО «МВФ-Партнер», Общество) части 14 статьи 28, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии законного представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «МВФ-Партнер» (…),  директора

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России прокуратурой Кировского административного округа города  Омска перенаправлены материалы Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации по признакам нарушения комиссионным магазином «Золотой век» требований Федерального закона «О рекламе».

Сотрудниками Омского УФАС России были осуществлены выезды по указанным адресам.

1. По итогам выезда по адресу: пр. Комарова, д. 6 (цокольный этаж рынка «Левобережный») зафиксировано размещение информации:

- «Срочный выкуп или займ под элитные часы и изделий с бриллиантами 8(903)982- 27 75 lombard-goldeneg.ru»,  «Золото Часы Телефон Ноутбук Инструмент Займы срочный выкуп Куплю золото» (в цокольном этаже здания перед входом в комиссионный магазин).

- «золото часы телефон ноутбук инструмент займы срочный выкуп куплю золото» (на двери помещения).

2. На фасаде дома № 3 по ул. Марченко размещена следующая информация:

- «Срочный выкуп недвижимости квартира комнаты дома доли 8962 058 77 23»;

«Золотой век Срочный выкуп или займ под элитные часы и изделия с крупными бриллиантами 8(903)982- 27 75 lombard-goldeneg.ru» (наружным способом слева от входа в комиссионный магазин);

«Золотой век» (над входом в магазин);

- «Займы» (около входа в магазин).

Кроме того, в непосредственной близости от вышеуказанной информации установлено электронное табло с транслирующимся на нем текстом: «Ломбард Куплю золото серебро ноутбуки Распродажа шуб ремонт телефонов ноутбуков планшетов срочный выкуп недвижимости».

При этом конструкция с текстом «Золотой век Срочный выкуп или займ под элитные часы и изделия с крупными бриллиантами 8(903)982- 27 75 lombard-goldeneg.ru»  (в совокупности с текстом и изображением, размером) на фасаде дома № 3 по ул. Марченко аналогична размещенной по адресу пр. Комарова, д. 6.

 

МУП г. Омск «Муниципальные рынки»  представлена информация от 13.10.2021 № 01-08/601 о том, что (…)

В качестве доказательства представлена копия договора № 52-019 о предоставлении торгового места на территории Крытого рынка от 01.07.2021.

Согласно информации оператора связи (…) указанные в рекламе абонентские номера телефонов принадлежат директору ООО «МВФ-Партнер» (…) в соответствии с договорами оказания услуг связи.

Таким образом, Омским УФАС России установлено, что деятельность по адресу: пр. Комарова, д. 6 и ул. Марченко, д. 3 осуществляется ООО «МВФ-Партнер». Указанное Обществом не оспаривается.

В ответе от 20.10.2021 № ИСХ-АГ/47-4944 на запрос Омского УФАС России Администрация города Омска указала: (…)

Определением от 15.11.2021 Омским УФАС России в отношении ООО «МВФ-Партнер» возбуждено дело № 055/05/28-1092/2021 по признакам нарушения части 14 статьи 28, части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация «Срочный выкуп или займ под элитные часы и изделий с бриллиантами 8(903)982- 27 75 lombard-goldeneg.ru»,  «Золото Часы Телефон Ноутбук Инструмент Займы срочный выкуп Куплю золото», «Займы», «Ломбард Куплю золото серебро ноутбуки Распродажа шуб ремонт телефонов ноутбуков планшетов срочный выкуп недвижимости»,  «золото часы телефон ноутбук инструмент займы срочный выкуп куплю золото» подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к деятельности комиссионного магазина и/или ломбарда, а также предоставлению займов.

Наличие информации  «ломбард», «займ под элитные часы  и изделия с крупными бриллиантами»  свидетельствует о том, что лицо, разместившее рекламу и осуществляющее деятельность в сети комиссионных магазинов «Золотой век» (ООО «МВФ-Партнер»), предоставляет населению займы.

На основании пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

 Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды.

Согласно части 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

В соответствии с частями 3 и 6 статьи 358 ГК РФ закладываемые вещи передаются в ломбард, при этом правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с настоящим Кодексом.

Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах»).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

Государственный реестр ломбардов в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона «О ломбардах» ведется Центральным Банком Российской Федерации.

ООО «МВФ-Партнер» не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» разрешено предоставлять займы, также не включено в государственный реестр ломбардов, следовательно, не может осуществлять предпринимательскую деятельность как ломбард.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (часть 14 статьи 28 Федерального «О рекламе»).

Таким образом, ООО «МВФ-Партнер», разместив рекламную информацию о выдаче займов/предоставлению денежных средств под залог, нарушило требования части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

На основании подпункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления  в сферах использования  русского языка как государственного языка Российской Федерации.

В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.

Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.

Согласно нормам современного русского языка слово «заём» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «ё».

Таким образом, неправильное написание слов в рекламе, противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из материалов дела, ООО «МВФ-Партнер» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «МВФ-Партнер» требований части 14 статьи 28, части 11 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании Комиссии директором Общества представлены фотоснимки, свидетельствующие о том, что ненадлежащая реклама демонтирована, электронное табло переформатировано, исключены из текста слова, касающиеся выдачи займов («ломбард», «займы» и т.п.).

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу общества с ограниченной ответственностью «МВФ-Партнер», ИНН 5506163591, ОГРН 1175543031366 «Срочный выкуп или займ под элитные часы и изделий с бриллиантами 8(903)982-2775 lombard-goldeneg.ru», «Золото Часы Телефон Ноутбук Инструмент Займы срочный выкуп Куплю золото», «Займы» «золото часы телефон ноутбук инструмент займы срочный выкуп куплю золото» ненадлежащей, нарушающей требования части 14 статьи 28, части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «МВФ-Партнер» не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 14.12.2021.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны