Решение б/н Решение по делу от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 055/05/7-73/2022

 

03 марта 2022 года                                                                                                                    город  Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев материалы дела № 055/05/7-73/2022, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя (…)  по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

в отсутствие заявителя и ИП (…), извещенных надлежащим образом,

при участии посредством видеконференцсвязи  представителя ИП (…)

 

УСТАНОВИЛА:

                                        

В адрес Омского УФАС России поступило заявление гражданина по факту размещения рекламы, нарушающей законодательство Российской Федерации о рекламе.

Сотрудниками Омского УФАС России 16.11.2021 осуществлен выезд по адресу: г. Омск, ул. ул. Конева, д. 40, в ходе которого установлено, что по указанному адресу расположен магазин под названием «20 грамм», основным видом деятельности которого является реализация кальянов, табаков для кальянов и т.п.

В результате осмотра зафиксировано размещение информации следующего содержания:

- «20 грамм фирменный магазин кальянов» (на фасаде здания);

- «20 грамм» (на двери);

- «Y.K.A.P Hookan company Облако CRAFT Harvic Bowl kolos Cocoloco…»,  «Y.K.A.P est 2016 hookan company Mattpear Conceptic Design Solomon Japona  hookan XHOOB…», «Musthave undercoal toasted Darkside tobacco Daily Hookan Tangiers Element Chabacco Satyr Spectrum tobacco Sebero …» (на стекле оконных проемов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В качестве объектов рекламирования выступают торговые названия (марки), выполненные посредством написания отдельных слов и графических элементов:

- кальянов и комплектующих к ним (Y.K.A.P  и др.);

- табаков для кальяна (SEBERO, SATYR, ELEMENT и др.);

-  сопутствующих товаров (уголь для кальяна COCOLOCO и др.).

В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Часть рекламируемых товаров являются товарными знаками, зарегистрированными в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности:

-  номер государственной регистрации 643807, срок действия до 03.03.2027, класс международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) 34;

 

-  номер государственной регистрации 816577, срок действия до 07.07.2030, класс МКТУ 04, 34;

 - номер государственной регистрации 599750, срок действия до 10.12.2025, класс МКТУ 34;

-  номер государственной регистрации 622936, срок действия до 30.06.2026, класс МКТУ 04, 34;

-  номер государственной регистрации 761259, срок действия до 19.11.2029, класс МКТУ 34;

-  номер государственной регистрации 811553, срок действия до 11.11.2030, класс МКТУ 34;

-  номер государственной регистрации 689430, срок действия до 05.03.2028, класс МКТУ 11;

-  номер государственной регистрации 640536, срок действия до 26.09.2026, класс МКТУ 11.

 

Классификация МКТУ вышеуказанных товаров:

- класс 4 «Уголь для кальянов…»;

 

- класс 34 «Ароматизаторы для табака, кроме эфирных масел; Ароматизаторы для электронных сигарет, кроме эфирных масел; Баллончики газовые для зажигалок; Бумага абсорбирующая для курительных трубок; Бумага сигаретная, папиросная; Зажигалки для прикуривания; Кальяны; Кисеты для табака; Книжечки курительной бумаги; Коробки спичечные; Коробки с увлажнителем для сигар; Кремни; Машинки для обрезки сигар; Мундштуки для сигар; Мундштуки для сигарет; Наконечники мундштуков для сигарет; Наконечники янтарные мундштуков для сигарет и сигар; Пепельницы; Плевательницы для табака; Подставки для курительных трубок; Приспособления для чистки курительных трубок; Растворы жидкие для электронных сигарет; Сигареты, папиросы; Сигареты, содержащие заменители табака, не для медицинских целей; Сигареты электронные; Сигариллы; Сигары; Сосуды для табака; Спичечницы; Спички; Спреи для полости рта для курящих; Табак; Табакерки; Табак жевательный; Табак нюхательный; Травы курительные; Трубки курительные; Устройства карманные для скручивания сигарет, папирос; Фильтры для сигарет; Фитили для сигаретных зажигалок; Части папиросной гильзы без табака; Ящики для сигар; Ящики для сигарет, папирос»;

- класс 11  «установка для производства пара».

Таким образом, рассматриваемая информация «Y.K.A.P Hookan company Облако CRAFT Harvic Bowl kolos Cocoloco…», «Y.K.A.P est 2016 hookan company Mattpear Conceptic Design Solomon Japona  hookan XHOOB…», «Darkside tobacco Daily Hookan Tangiers Element Chabacco Satyr Spectrum tobacco Sebero …» отвечает всем признакам рекламы:

- распространена наружным способом;

- в адрес неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних);

- привлекает внимание потребителя к деятельности магазина «20 грамм», дает явное представление о том, что по указанному адресу реализуется специфичная продукция: кальяны, табаки для кальяна и т.п.

Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой  и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

В части  1 статьи  2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции») дано понятие кальян - прибор, который используется для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью.

В соответствии с пунктом 4 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 107, под табаком для кальяна следует понимать вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и состоящего из смеси резаного или рваного сырья с добавлением или без добавления ингредиентов.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.

Указанное также отражено в Федеральном законе «О рекламе», что отвечает законодательным тенденциям, направленным на ужесточение ответственности за распространение подобной рекламы, а также ограничение курения любых табачных изделий.

В силу пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Администрацией города Омска представлена информация от 10.12.2021 № Исх-ОГ-УД91П о том, что ИП (…) поданы заявки № 2562-21Д, 2563-21-Д на согласование знаково-информационных систем (фасадной и режимной вывесок).

В соответствии с информацией  на режимной вывеске деятельность по адресу: г. Омск, ул. Конева, д. 40 осуществляет  ИП (…)

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП (…) осуществляет свою деятельность в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), в том числе:

- 46.35 торговля оптовая табачными изделиями;

- 47.26 торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

На основании частей  6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьи 7  настоящего Федерального закона.

Определением от 07.02.2022 в отношении ИП (…) возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии (…) подтвердил факт нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», при этом указал, что размещение ненадлежащей рекламы было неумышленно, в настоящее время реклама демонтирована.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что ИП (…), являясь продавцом товара, осуществляя деятельность в магазине, обязан был проконтролировать содержание рекламной информации, распространяемой в его интересах.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия решила признать наружную рекламу, распространенную ИП (…), нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него  действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения  реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В процессе рассмотрения дела ИП (…)  представлены фотоснимки, свидетельствующие о том, что в настоящее время ненадлежащая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу«Y.K.A.P Hookan company Облако CRAFT Harvic Bowl kolos Cocoloco…»,  «Y.K.A.P est 2016 hookan company Mattpear Conceptic Design Solomon Japona  hookan XHOOB…», «Musthave undercoal toasted Darkside tobacco Daily Hookan Tangiers Element Chabacco Satyr Spectrum tobacco Sebero …», распространенную ИП (…)  по адресу: г. Омск, ул. Конева, д. 40 ненадлежащей, нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО ИП (…) не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 04.03.2022.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны