Решение б/н - от 25 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-1090/2020

о признании жалобы обоснованной

 

25.11.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                     от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «АКФ «Стандар-Аудит» (далее – ООО «АКФ «Стандар-Аудит», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества логистической компании «Зерно Сибири» (далее –АО ЛК «Зерно Сибири», Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО ЛК «Зерно Сибири» за 2020 год (извещение о проведении закупки № 32009590700 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Конкурс, Закупка),

при участии представителя ООО «АКФ «Стандар-Аудит»<…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя АО ЛК «Зерно Сибири» посредством системы средств видеоконференцсвязи<…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. Омского УФАС России от 16.11.2020 № 12656) на действия АО ЛК «Зерно Сибири» при проведении Конкурса.

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик объявил электронный аукцион с использованием функциональных возможностей ЕИС в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), что является нарушением, так как данная закупка должна проводиться в порядке Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее­­ – Закон о контрактной системе).

Кроме того, требование о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с годовой выручкой более 5 млрд. рублей и ОКВЭД 35.14 (торговля электроэнергией) не соответствуют пункту 27 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». АО ЛК «Зерно Сибири» в конкурсной документации предъявило требование к опыту участника закупки, не сопоставимого характера и объема.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать пункт 2.3 раздела 1.26.9 конкурсной документации не соответствующим требованиям Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений порядка проведения закупки.

  2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 17.11.2020                   № 05-11262 АО ЛК «Зерно Сибири» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «АКФ «Стандар-Аудит», а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 24.11.2020 № 13080).

В своих письменных возражениях АО ЛК «Зерно Сибири» указывает следующее.

Положения части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) закрепляют за заказчиками, работающими по Закону о закупках, обязанность провести конкурс в электронной форме в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе. Вместе с тем, императивного предписания о получении доступа (регистрации) в личном кабинете, предусмотренном для государственных и муниципальных заказчиков, Закон об аудиторской деятельности не содержит.

Кроме того, документация о проведении Конкурса была составлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и содержит указание, что Закупка проводится в рамках указанного закона (пункт 1.1. документации о проведении Конкурса).

АО ЛК «Зерно Сибири» создано 12.09.2019 года и согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (12.09.2019 по 31.12.2019 (3,5 месяца) вновь созданная организация получила выручку в объеме 107 млн. руб. Податель жалобы использует именно эту сумму в сравнении с показателем, который избрал для себя Заказчик  для оценки квалификации будущего внешнего аудитора.

По мнению АО ЛК «Зерно Сибири», указание подателем жалобы на то, что объем выручки, полученный вновь созданной организацией за 3,5 месяца 2019 года, не сопоставим с объемом выручки, указанным в критерии пункта 2.3 раздела 1.26.9 документации о проведении Конкурса, не имеет экономического обоснования.

Кроме того, подобного рода объём рассматриваемого опыта участников Конкурса направлен не на сужение конкуренции или ущемление прав участников закупки, а на расширение возможностей для участников закупки подтвердить свою квалификацию. Отсутствие опыта работы по аудиту организаций с видами детальности по кодам ОКВЭД 46 и 35.14 не препятствует дальнейшей оценке заявок, поданных для участия в Конкурсе.

На основании изложенного, АО ЛК «Зерно Сибири» считает жалобу ООО «АКФ Стандар-Аудит» необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 19.10.2020 в единой информационной системе в сфере закупок АО ЛК «Зерно Сибири» разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО ЛК «Зерно Сибири» за 2020 год (номер извещения                       № 32009590700).

В соответствии с конкурсной документацией прием заявок осуществлялся с 19.10.2020 по 11.11.2020 00:00 (время московское).

Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе – 11.11.2020.

Дата подачи окончательных предложений ­– 13.11.2020.

Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе – 16.11.2020.

Начальная (максимальная) цена договора – 350 000,00 рублей.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные АО ЛК «Зерно Сибири» документы, Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18               от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

4.1. В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности.

Пункт 1 части 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности устанавливает, что Обязательный аудит проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Из раздела 1 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО ЛК «Зерно Сибири» за 2019 год следует, что Министерство имущественных отношений Омской области выступает от имени Омской области учредителем АО ЛК «Зерно Сибири» и покупателем поступающих в казну Омской области акций АО ЛК «Зерно Сибири» в соответствии с законодательством, с долей находящихся в собственности Омской области обыкновенных акций, составляющей 51 процент от общего числа обыкновенных акций, следовательно, АО ЛК «Зерно Сибири» отбор аудиторских организаций должно осуществлять в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пункт 1.1 конкурсной документации устанавливает, что открытый конкурс в электронной форме (далее – Конкурс) проводится в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Закона об аудиторской деятельности, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, направленные на обеспечение закупок.

Комиссией Омского УФАС России установлено, что Заказчиком проведена закупка в соответствии с Законом о контрактной системе, вместе с тем, размещена Закупка в ЕИС, как проводимая в соответствии с Законом о закупках.

Нормативного закрепления ограничений, запрещающих Заказчику размещать данную закупку в разделе Закона о закупках, в действующем законодательстве не установлено. Принцип открытости и прозрачности, закрепленный в статье 7 Закона о контрактной системе, Заказчиком соблюден.

Доказательств того, что Заявитель не мог обнаружить извещение о проведении Конкурса в ЕИС в материалы дела не представлено, кроме того, направленная в Омское УФАС России жалоба Заявителя от 09.11.2020 (вх. от 16.11.2020 № 12656) свидетельствует об обратном.

Таким образом, довод Заявителя о том, что извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС с нарушениями законодательства, не находит своего подтверждения.

4.2. В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила № 1085).

Согласно пункту 4 Правил № 1085 для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил № 1085 установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 27 Правил № 1085 установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности, или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных  пунктами 27(1) и 27(4) Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчиком в пункте 2.3 конкурсной документации установлен показатель критерия «квалификация участника закупки»: «опыт участника в оказании услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последовательных отчетных периода организаций с годовой выручкой за соответствующий отчетный период более 5 млрд. рублей, осуществляющих деятельность в сфере оптовой торговли (ОКВЭД 46; 35.14), начиная с 01.01.2018 (аудит бухгалтерской отчетности за 2017, 2018, 2019 гг.)

Подтверждается заверенными участником закупки копиями контрактов (договоров) и копиями актов приемки оказанных услуг за каждый период аудиторской проверки (цена контракта (договора) может быть скрыта).

Аудиторские заключения за соответствующий год (за 2017, 2018 и 2019 годы соответственно) должны быть выданы не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (далее – показатель критерия)».

В конкурсной документации значимость показателя критерия оценки – 40 баллов.

 В соответствии с конкурсной документацией по показателю критерия установлены следующие показатели:

  1. нет таких (0 баллов);
  2. 1-2 аудируемых лиц (20 баллов);
  3. 3 и более аудируемых лиц (40 баллов).

В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки. Заказчиком в пункте 1.9.2 конкурсной документации, установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Из пункта 1.9.3 конкурсной документации следует, что дополнительные требования Заказчиком к участникам закупки не установлены.

Согласно разделу 5 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО ЛК «Зерно Сибири» за 2019 год выручка Заказчика составляет 107  млн. рублей.

В связи с чем, Комиссия Омского УФАС России считает, что требование о наличии опыта в оказании услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организациям с годовой выручкой за соответствующий отчетный период более 5 млрд. рублей является завышенным, несопоставимым.

Таким образом, при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса по показателю критерия, а именно «опыт участника в оказании услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последовательных отчетных периода организаций с годовой выручкой за соответствующий отчетный период более 5 млрд. рублей», заявке участника, имеющего необходимый опыт, присваиваются установленные Заказчиком баллы, безусловно влияющие на определение победителя Конкурса. Комиссия полагает, что указанное обстоятельство могло повлиять на принятие потенциальным участником, имеющим опыт проведения аудита менее трех лет в организации, у которой выручка меньше 5 млрд. рублей или опыт за три последовательных отчетных периода оказания услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организациям с годовой выручкой за соответствующий отчетный период менее 5 млрд. рублей, решения об отказе в участии в Конкурсе.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, довод Заявителя, что требуемый Заказчиком опыт по оказанию услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности у организаций с годовой выручкой за соответствующий отчетный период более 5 млрд. рублей несопоставим по объему с годовой выручкой АО ЛК «Зерно Сибири» (107 млн. рублей), является обоснованным.

По мнению Омского УФАС России, указание в пункте 2.3 конкурсной документации ОКВЭД 35.14 не ущемляет права Заявителя и других участников закупки, поскольку наряду с ним указан ОКВЭД 46, который является основной деятельностью заказчика и указание дополнительного не влечет ограничение конкуренции.

Таким образом, что указание в пункте 2.3 конкурсной документации ОКВЭД 35.14 не ограничивает права участников, в связи с чем, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссией учтено, что срок приема заявок на участие в Запросе котировок окончен, в связи с чем, внесение изменения в конкурсную документацию не представляется возможным.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела № 055/07/3-1147/2020, принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной в части жалобу общества с ограниченной ответственностью «АКФ «Стандар-Аудит» на действия акционерного общества логистической компании «Зерно Сибири» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО ЛК «Зерно Сибири» за 2020 год (извещение о проведении закупки № 32009590700 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Выдать акционерному обществу логистической компании «Зерно Сибири» предписание об аннулировании открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО ЛК «Зерно Сибири» за 2020 год (извещение  № 32009590700).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                           <…>

   

<…>

<…>

<…>                                     

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны