Решение б/н - от 20 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение № 055/10/5-171/2023

О включение в реестр недобросовестных поставщиков

 

20.02.2023                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев обращение акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» (далее – АО «ЦКБА», Заказчик, Покупатель, Заявитель)
(вх. от 10.02.2023 № 1316/23) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Основа» (ИНН 7814773355, ОГРН 1207800029667, юридический адрес: 197374, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. Муниципальный округ № 65 ул. Стародеревенская, д. 11, офис 311) (далее – ООО «Основа», Общество, Поставщик, Ответчик) в реестр недобросовестных поставщиков,

в присутствии представителя Заявителя: <...> (доверенность № 68 от 10.01.2022, личность удостоверена паспортом),

в отсутсвие представителя Ответчика,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 10.02.2023 поступило обращение АО «ЦКБА» о включении сведений об ООО «Основа» (ИНН 7814773355) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением Заказчиком договора в одностороннем порядке.

12.01.2022 между АО «ЦКБА» и ООО «Основа» был заключен договор поставки № 0795/28 (далее – Договор). Ввиду того, что предварительная оплата была произведена Покупателем 28.01.2022, 230 календарных дней для поставки товара истекли 15.09.2022 года. Таким образом, Поставщик в нарушении срока, предусмотренного п. 4.1 договора, допустил просрочку исполнения обязательства по договору.

22.09.2022 Покупатель направил в адрес Поставщика претензию (исх. №49/12019 от 22.09.2022) с требованием осуществить поставку товара в срок до 30.09.2022. В срок, указанный в претензии Покупателя, Поставщик обязательство по поставке товара не исполнил, претензию оставил без ответа.

Договор заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 14.02.2023 № ГЛ/1002/23 ООО «Основа» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в обращении Заявителя (вх. от 20.02.2023 № 1645-ЭП/23). Выполнить обязательства по договору, Поставщик не смог по независящим от него обстоятельствам, в силу следующих причин.

После заключения договора, Поставщик, для надлежащего исполнения своих обязательств, провел ряд переговоров, для поставки предмета договора – шпиндель для станка, Заказчику.

15.02.2022 года, Поставщик получил коммерческое предложение о поставке шпинделя, через республику Чехия, контрагент брал на себя обязательства и по таможенному оформлению всех необходимых бумаг.

 Однако, впоследствии, в силу известных причин, сотрудничество по данному вопросу, и поставка необходимого товара через республику Чехия, стала невозможной

Иных контрагентов на территории РФ, Поставщик найти не смог.

3. В Омское УФАС России 10.02.2023 от АО «ЦКБА» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3 – 5 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков).

 

Информация о недобросовестном участнике закупки, поставщике и его месте нахождения

Сведения о проведенной закупке

Сведения о договоре

наименование юридического лица

страна

почтовый индекс, наименования единиц административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта

улица, номер дома (владения), корпуса (строения), офиса, квартиры

ИНН

дата подведения итогов закупки

дата заключения неисполненного договора*

реквизиты подтверждающего документа

наименование товаров, работ, услуг

 

код ОКДП

валюта договора

цена договора

срок исполнения договора (месяц, год)

дата расторжения договора

 

ООО «Основа»

 

Россия

 

197374,

г. Санкт-Петербург

 

ул. Стародеревенская,

д. 11,

офис 311

7814773355

21.12.2021

 

12.01.2022

 

 

 

 

MICRON VCE 800 PRO

 

 

 

Евро

 

22.436, 94

 

230 дней

 

11.01.2023

 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила направления заказчиками сведений), устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Согласно пункту 4 Правил направления заказчиками сведений в случае расторжения договора по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган:

  • сведения, предусмотренные пунктами 3 – 8 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках, или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, – сведения, предусмотренные пунктами 3 – 5 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • копию решения суда о расторжении договора.

Из представленных АО «ЦКБА» документов Комиссией установлено следующее.

На основании результатов проведения конкурентной процедуры (протокол
№ 1297 от 21.12.2021, извещение № 32110934731 от 13.12.2021) между АО «ЦКБА»
и ООО «Основа» 12.01.2022 был заключен
договор поставки
№ 0795/28  от 12.01.2022.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Договора Поставщик обязуется поставить товар, а Покупатель обязуется принять и оплатить товар. Наименование, количество, требования к качеству товара, цена срок поставки и иные условия указаны в спецификации к Договору, являющейся его неотъемлемой частью.

Согласно спецификации (приложение № 1 к Договору) предметом поставки является Шпиндель для станка MICRON VCE 800 PRO (1 позиции), страна происхождения товаров – Чехия.

22.09.2022 АО «ЦКБА» в адрес ООО «Основа» направлена претензия (исх. № 49/12019), в которой АО «ЦКБА» требует осуществить возврат денежных средств в том числе неустойки в виде пении в размере 0,1% от стоимости исполненного обязательства, за каждый день просрочки до 31.01.2023 года или в срок до 30.09.2022 поставить на адрес Заказчика товар, предусмотренный условиями договора (Шпиндель для станка MICRON VCE 800 PRO). В случае неудовлетворения требований, указанных в претензии, АО «ЦКБА» направит в адрес Общества односторонний отказ от Договора (исполнения Договора в соответствии с нормами действующего законодательства).

11.01.2023 АО «ЦКБА» в адрес ООО «Основа» направлено уведомление об отказе от исполнения договора.

Пунктом 9(1) Правил ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила ведения реестра), установлено, что сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, предусмотренной пунктом 8 Правил ведения реестра, выявлено, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится уклонение участника закупки от заключения договора, отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера.

Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим ГК РФ, другими законами или договором.

Согласно части 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (часть 2 статьи 450.1 ГК РФ).

В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи
450 ГК РФ).

Пунктом 12.6 Договора предусмотрено, что в случае наличия подтверждений (доказательств) нарушения одной стороной настоящего Договора настоящей оговорки другая сторона имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке, направив письменное уведомление о расторжении, а также требовать возмещения в полном объеме всех причиненных ей убытков, вызванных данным нарушением, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что в установленный Договором срок Обществом не осуществлена поставка товара, АО «ЦКБА» 11.01.2023 в адрес ООО «Основа» направлено уведомление об отказе от исполнения договора. При этом Заказчик является лицом, в отношении которого недружественными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, что подтверждается общедоступной информацией.

Как указывалось ранее, в соответствии со статьей 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

По смыслу указанной нормы Закона о закупках основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся в намеренном уклонении от заключения договора, поэтому при привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица.

Применяемые государством санкции должны соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации и принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, пресекать возможность произвольного истолкования и применения установленных Конституцией Российской Федерации требований и принципов. Меры государственного понуждения должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины участника закупки, его финансового положения и иных существенных обстоятельств.

Таким образом, при разрешении вопроса о включении сведений о поставщике, с которым договор расторгнут, в связи с существенным нарушением им договора, Комиссия
не должна ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, необходимо всесторонне исследовать все обстоятельства дела, оценить существенность нарушения, степень вины участника, ущерб, нанесенный заказчику.

Рассмотрев материалы дела и оценив все представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «Основа» присутствует намеренное уклонение от исполнения, заключенного с АО «ЦКБА» Договора, либо умышленное бездействие.

Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий договора.

В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Давая согласие при подаче заявки на оказание услуг в соответствии с условиями аукциона и Договором, Общество соглашалось с возлагаемыми на себя обязанностями, в связи с чем, оно должно было осознавать последствия невыполнения принимаемых на себя обязательств.

ООО «Основа», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего дела, на заседание Комиссии не явилось, сведения и документы, подтверждающие, что исполнение обязательств по Договору оказалось невозможным по независящим от него причинам, не представило.

По результатам проверки представленных АО «ЦКБА» сведений в отношении ООО «Основа» (ИНН 7814773355), на основании статьи 5 Закона о закупках, пункта 4 Правил направления заказчиками сведений, пунктов 7, 8, 9(1) Правил ведения реестра, во исполнение приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении обращения АО «ЦКБА»,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Основа» (ИНН 7814773355, юридический адрес: 197374, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. Муниципальный округ №65 ул. Стародеревенская, д. 11, офис 311) в реестр недобросовестных поставщиков присутствуют.

 

Настоящее заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии                                                                                              

                                                                                                                                          <...>

 

                                                                                                                                          

 

                                                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны