Определение б/н О возбуждении дела № 055/05/5-1010/2023 и назначении дела к ... от 12 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/5-1010/2023 и назначении дела к рассмотрению

11 сентября 2023 года г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «<…>» (адрес регистрации: <…>) пункта 1 части

4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ № О рекламе» (далее- Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

Омским УФАС России выявлен факт распространения 15.06.2023 на фасаде многоквартирного жилого дома по адресу: город Омск,проспект Мира, дом 6 информации следующего содержания:

ФОТО

По определению, данному статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие ( в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация по своему содержанию и форме подпадает под понятие

«реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом (брандмауэрное панно), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, в том числе к ООО «<….>» и оказываемым юридическим услугам, акцентирующим внимание на услуге об «освобождении» от армии.

При этом указанная информация распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, учитывая нижеизложенное.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно частям 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, в том числе: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (часть 1 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица (часть 6 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Статьей 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены основания освобождения от призыва на воинскую службу, а также субъекты, имеющие право на освобождение от призыва на воинскую службу, статьей 24 Федерального закона

«О воинской обязанности и военной службе» установлены основания предоставления отсрочки от призыва.

При этом, в силу статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора и принятию в отношении их решений о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу или об освобождении от призыва на военную службу.

Таким образом, решение об освобождении от военной службы и предоставлении отсрочки принимается исключительно призывными комиссиями субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем распространенная реклама содержит информацию об оказании юридических услуг об «освобождении от армии на законных основаниях», в том числе «в отношении перечня лиц, указанного в ст. 23 ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»».

Фактически объект рекламирования направлен на продвижение указанной услуги <..>» и на побуждение потребителей рекламы к освобождению от службы в армии, а равно и к уклонению от такой службы, при этом последнее является противоправным действием.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Как свидетельствует протокол Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Омском УФАС России от 28.09.2023, при оценке содержания данной рекламы большинство экспертов пришло к выводу о том, что такая реклама направлена на побуждение к совершению противоправных действий и может ввести потребителей в заблуждение, создать впечатление об обеспечении гарантии получения отсрочки от прохождения военной службы.

На запрос Омского УФАС России Администрацией города Омска представлена информация, согласно которой «...разрешение № 225-17 рм на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Омска на здании по адресу: проспект Мира, д. 6 выдано обществу с ограниченной ответственностью «<..>>

ООО «<…>» представило информацию, что «...между ООО «<…>» и ИП <…> заключен агентский договор № 1-АТ о безвозмездном пользовании рекламными поверхностями по адресу: г. Омск, проспект Мира, д. 6.

ИП <…>. представил информация, согласно которой «…. между ИП <…>. и ООО «<…>» заключен договор № 14/21 от 07.04.2021, а также дополнительное соглашение от 28.06.2021, дополнительное соглашение от 07.03.2023».

На запрос Омского УФАС России оператором связи ООО «<…>» представлена информация, что абонентский номер 8(3812) <..> закреплен за абонентом ООО

«<…>

Оператором связи ПАО «Ростелеком» представлены сведения о том, что «ПАО

«Ростелеком» телефонный номер 88001011291 был выделен ООО «НОВОСИСТЕМ» с 31.01.2022 по настоящее время. ….ООО «НОВОСИСТЕМ» является агентом ПАО «Ростелеком» и в рамках исполнения обязательств по агентскому договору выделил номер 88001011291 по договору об оказании услуг связи № ЕД21081177 ООО «<»».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Медицинско-правовая компания» является рекламодателем.

В статье 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О

рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-1010/2023 по признакам нарушения требований пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО <…>);

- заинтересованные лица:

<…>

<…>

<…

  1. Назначить дело № 055/05/5-1010/2023 к рассмотрению на 05 октября 2023 года в 15:00 часов (время Омское) по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, каб.102.
  2. ООО «<..>» в срок до 02 октября 2023 года представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение с приложением документов, обосновывающих свою позицию.

Связанные организации

Связанные организации не указаны