Определение б/н Нарушение требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального з... от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/28-1117/2022 и назначении дела к рассмотрению

21 декабря 2022 года                                                                                                                                          г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>– врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>, ИНН 550409141077, ОГРНИП 315554300043832) требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступили материалы Сибирского главного управления Банка России по факту распространения в районе здания № 113 по ул. 10 лет Октября в г. Омске рекламы комиссионного магазина «Ломбардия», в которой усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе.

В целях полного и всестороннего рассмотрения вышеуказанных материалов, сотрудниками Омского УФАС России 29.09.2022 была осмотрена территория вблизи указанного здания, в результате чего установлено размещение двух переносных конструкций (штендеров) с информацией следующего содержания:

- «ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ ЛОМБАРДИЯ цифровой маркет НИЗКИЙ % БЕРЕМ ВСЕ РЕМОНТ ТЕХНИКИ АЙБОЛИТ сервисный центр ЗАПЧАСТИ АКСЕСУАРЫ»;

- «ЛОМБАРДИЯ ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ АЙБОЛИТ РЕМОНТ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к хозяйствующему субъекту - «Цифровой маркет «Ломбардия»  и оказываемым им услугам («ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ»).

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

В рекламе содержится указание на  «ЗАЛОГ».

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

К последним относятся:

- Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

- Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах»);

- Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

-Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

В части 1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» установлено, что ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

На основании части 1 статьи 2.6 Федерального закона «О ломбардах» юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

В целях установления лиц, причастных к размещению спорной рекламы, Омским УФАС России было направлено письмо в адрес ОП № 9 УМВД России по городу Омска.

Согласно материалам, представленным ОП № 9 УМВД России по городу Омска, «рекламу разместил индивидуальный предприниматель <…>, комиссионный магазин которого расположен по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября».

Вместе с тем, ИП <…> не обладает статусом ломбарда, сведения о нем в Государственный реестр ломбардов, публично размещаемый в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru), не включены, следовательно, он не вправе осуществлять профессиональную деятельность по принятию от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов (профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов).

В части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Кроме того, на основании части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, в рекламе, распространенной ИП <…> на двух переносных конструкциях (штендерах) в районе здания № 113 по ул. 10 лет Октября в г. Омске, усматриваются признаки нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24,25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-1117/2022 по признакам нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 2. Признать лицом, участвующим в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП <…> (ИНН 550409141077, ОГРНИП 315554300043832, адрес регистрации: <…>).

3. Назначить дело № 055/05/28-1117/2022  к рассмотрению на 17 января 2023 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.

4. ИП <…> в срок до 12 января 2023 года представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение.

В связи с эпидемиологической обстановкой рассмотрение дела осуществляется дистанционно.

Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС):  https://fas3.tconf.rt.ru/c/7442772636.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии     <…

Связанные организации

Связанные организации не указаны