Решение б/н Нарушение требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Фед... от 5 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 055/05/5-125/2020
03 марта 2020 года |
город Омск |
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 055/05/5-125/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии: заявителя – <…>, представителя ИП <…> – <…> (доверенность б/н от 11.02.2020)
УСТАНОВИЛА:
В Омское УФАС России поступило обращение физического лица по факту распространения на фасаде здания № 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске недостоверной рекламы фитнес - клуба «Super Club» о стоимости фитнес услуг: «SuperClub фитнес ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛО… КРУГЛЫЙ ГОД ЗА 6999».
В частности, в обращении заявителя указано: «…На основании Договора (Оферта) № СОГ00-00054 от 05.01.2020 г. мной был приобретен абонемент на годовое безлимитное посещение клуба по цене 11900 руб. Хотя на рекламном баннере, размещенном на фасаде здания клуба,… указано, что проходит акция: «Безлимитный абонемент на 12 месяцев за 6999 руб.». Никакой другой информации о дополнительных условиях в рекламе не указано!...
…Более того, менеджер продавшая мне абонемент, сказала, что данная цена в 6999 руб. распространяется только на клиентов, вес которых менее 100 кг, что указывает на явную дискриминацию по индивидуальным особенностям человека!...».
Из содержания представленного заявителем Договора № СОГ00-00054 от 05.01.2020 деятельность в фитнес-клубе «Super Club» осуществляет индивидуальный предприниматель <…> (ИНН <…>).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к фитнес - клубу «Super Club» и оказываемы им услугам.
По определению (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Фактическая реализация заявителю услуг по цене выше, чем была заявлена в рекламе, свидетельствует о размещении недостоверной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение, создавая искаженное представление о стоимости предлагаемых товаров, и является нарушением, предусмотренным пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 58) рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу обязательных сведений или условий оказания услуг.
Согласно пункту 29 постановления Пленума ВАС Российской Федерации № 58 информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
На запрос Омского УФАС России ИП <…> в ответ от 06.02.2020 вх. № 1143 была представлена информация, согласно которой «…Напротив отдела продаж имеется большой плакат, на котором размещена информация о полной стоимости годового абонемента (14999 рублей), акции (6999 рублей), а также об имеющихся ограничениях в акции – «не распространяется на клиентов весом свыше одного центнера»…».
Как установлено Комиссией Омского УФАС России условие «не распространяется на клиентов весом свыше одного центнера» в рекламе, расположенной на фасаде здания № 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске отсутствует, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При этом информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой услуге (приобретение абонемента) в ином месте (на плакате отдела продаж) не заменяет размещения существенных сведений именно в рекламе, отсутствие которых способно ввести потребителя рекламы в заблуждение.
Поскольку реклама услуги по покупке годового абонемента направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 и частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Определением Омского УФАС России от 07 февраля 2020 года (далее - Определение от 07.02.2020) в отношении ИП <…> было возбуждено дело № 055/05/5-125/2020 по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В ответ на Определение от 07.02.2020 ИП <…> в письме от 27.02.2020 вх. № 1917э указано следующее: «… Индивидуальный предприниматель <…> размещает спортивный клуб «Суперклуб» в помещениях на втором и третьем этажах в здании, расположенном по адресу: город Омск, ул. 70 лет Октября, дом 5 на условиях договора субаренды…
…Кроме того, в настоящее время все недостатки <…> исправлены, на здании, расположенном по адресу: город Омск, ул. 70 лет Октября, дом 5, в группе в социальной сети «ВК», а также на официальном сайте СуперКлуба размещена информация об ограничении в акции…».
При этом в адрес Омского УФАС России были представлены скриншоты с указанных сайтов, а также фотоснимки фасада здания № 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске, на котором размещается спорная реклама.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия не может согласиться с позицией ИП <…> о том, что «в настоящее время все недостатки исправлены», поскольку фотоснимки явно свидетельствуют о том, что рассматриваемая спорная реклама дополнена только знаком «*» без указания условий, влияющих на стоимость (6999 руб.) абонемента.
На заседании Комиссии 03.03.2020 представителем ИП <…> подтверждено, что в настоящее время рассматриваемая реклама дополнена только знаком «*», без указания условия приобретения абонементов за 6999 руб.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявителем поддержана позиция, изложенная в обращении, при этом им дополнительно указано, что акция - «КРУГЛЫЙ ГОД ЗА 6999» распространялась только на женщин, однако данный факт при рассмотрении дела документально подтвержден не был.
Рассмотрев материалы дела, пояснения сторон, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…>, требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламной информации на фасаде здания № 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения ИП <…> нарушения законодательства о рекламе, Комиссия Омского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <…>.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>): «SuperClub фитнес ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ТЕЛО… КРУГЛЫЙ ГОД ЗА 6999», распространенную 14.01.2020 на фасаде здания № 5 по улице 70 лет Октября в городе Омске, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<…>
Члены Комиссии:<…>
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу № 055/05/5-125/2020
03 марта 2020 года город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <…>,
на основании своего решения от 03.03.2020 по делу № 055/05/5-125/2020 о признании рекламы индивидуального предпринимателя <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>), ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: сопровождать рекламу стоимости абонементов 6999 руб. указанием на иные существенные условия приобретения услуги, влияющие на данную стоимость.
2. ИП <…> представить в Омское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в пятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<…>
Члены Комиссии: <…>