Решение б/н Нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.200... от 14 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 055/05/24-417/2022
14 июня 2022 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии – <…>, заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: <…>
рассмотрев дело № 055/05/24-417/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие ИП <…> (ходатайство от 14.06.2022 вх. № 5840э)
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 25.04.2022 выявлен факт распространения на двух конструкциях (штендерах) в районе здания № 6 по ул. Транссибирской в г. Омске информации следующего содержания:
1. «ПАРИКМАХЕРСКАЯ «АХ» ·Маникюр · Педикюр ·Гель- лак · Наращивание ногтей ·Депиляция Приходите Вам понравится тел. <…>»;
2. «ПАРИКМАХЕРСКАЯ «АХ» КОСМЕТОЛОГ Пятница или по записи ·Чистка лица ·Уход за лицом ·SPA-уход ·Дермороллерная терапия ·Химические пилинги ·Депиляция ·Прокол мочек ушей, пирсинг тел. <…>».
Согласно информации на режимной вывеске деятельность в парикмахерской «АХ» осуществляет ИП <…>.
Определением Омского УФАС России от 20.05.2022 в отношении ИП <…> возбуждено дело № 055/05/24-417/2022 по признакам нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В ответ на указанное определение ИП <…> была представлена информация, согласно которой: «…Фактически перечисленные на штендере услуги (депиляция, чистка лица, пирсинг, пилинги) не оказывались ИП <…>, а были указаны на штендере с целью тестирования спроса на них. В случае, если бы спрос подтвердился, тогда ИП <…> начала бы деятельность по оказанию таких услуг.
Доказательством приведенному выше факту является: книга учета доходов и расходов (КУДиР), коды ОКВЭД (96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты; 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах; 47.75.1 Торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла в специализированных магазинах; 47.75.2 Торговля розничная туалетным и хозяйственным мылом в специализированных магазинах; 96.04 Деятельность физкультурно–оздоравительная), декларация ИП, в которой не содержится ни одной записи об оказании медицинских услуг.
Кроме того, сообщаю, что все указанные в Определении штендеры были демонтированы.
Однако, в случае если комиссией Омского УФАС России будет принято решение о привлечении ИП <…> к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, прошу назначить административное наказание в виде предупреждения».
Дополнительно к ответу ИП <…> приложена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 08.06.2022 № ИЭ9965-22-68483922, копия книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2021 год.
Рассмотрев пояснения ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с доводами последней ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение к услугам, оказываемым в парикмахерской «АХ».
При этом Комиссия Омского УФАС России отмечает, что отсутствие спроса на вышеуказанные услуги со стороны потребителей не исключает их рекламного характера.
Более того указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены следующие понятия:
- медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
- медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Согласно положениям Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два раздела «А» и «В»:
- раздел «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение;
- раздел «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с алгоритмом кодирования, указанном в Номенклатуре, медицинские услуги разделены на типы, так рекламируемая услуга относится к следующему типу медицинских услуг: проведение депиляции - A14.01.012; очищение кожи лица и шеи - A14.01.005; пирсинг - A21.01.010.
Кроме того, в Номенклатуре выделяют следующие виды пилинга: дерматологический пилинг - A16.01.024; ультразвуковой пилинг - A22.01.001.002; пилинг-массаж - A21.01.006.
Согласно позиции ФАС России, указанной в письме от 25.09.2017 № АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации», «указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации».
В силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
На момент фиксации факта распространения рекламы информация, предусмотренная частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
Рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» (статья 38 Федерального закона «О рекламе»).
Рассмотрев материалы дела, учитывая пояснения ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы медицинских услуг на двух конструкциях (штендерах) в районе здания № 6 по ул. Транссибирской в г. Омске.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.
Учитывая, что ИП <…> в адрес Омского УФАС России представлен фотоснимок, свидетельствующий о том, что в настоящее время ненадлежащая реклама не распространяется, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «ПАРИКМАХЕРСКАЯ «АХ» ·Маникюр · Педикюр ·Гель- лак · Наращивание ногтей ·Депиляция Приходите Вам понравится тел. <…>» и «ПАРИКМАХЕРСКАЯ «АХ» КОСМЕТОЛОГ Пятница или по записи ·Чистка лица ·Уход за лицом ·SPA-уход ·Дермороллерная терапия ·Химические пилинги ·Депиляция ·Прокол мочек ушей, пирсинг тел. <…>», распространенную ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) 25.04.2022 на двух конструкциях (штендерах) в районе здания № 6 по ул. Транссибирской в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2. Не выдавать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<…>
Члены Комиссии: <…