Решение б/н Нарушение части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального ... от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-591/2023

14 июня 2023 года                                                                                                                                       город Омск

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев материалы дела № 055/05/28-591/2023, возбужденного по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард Надежда» (ИНН <…>, ОГРН <…>, далее - ООО «Ломбард Надежда») рекламы с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ООО «Ломбард Надежда» (ходатайство от 06.066.2023 № 5180-ЭП/23)

УСТАНОВИЛА:

12 мая 2023 года Омским УФАС России выявлен факт распространения на рекламной конструкции, размещенной на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 48, пом. 1П (торговый комплекс «MIX»), информации следующего содержания: «ЛОМБАРД Омский 0,1%* для новых клиентов *Акция «0,1%» действует для новых клиентов на первый займ на 30 дней. С наступлением 31-го дня процент по договору будет составлять 0,3%. ООО «Ломбард Надежда» ИНН/КПП 5507048753/550701001. ОГРН 1025501177778. Юридический адрес: <…>. Р/сч 4070181084000000253 Омское отделение № м8634 ПАО Сбербанк, г. Омск. к/сч 30101810900000000673. БИК 045209673».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, и направлена на привлечение внимания к ООО «Ломбард Надежда» (Ломбард «Омский») и оказываемым в нем услугам по выдаче займов.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») ломбарда - юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона «О ломбардах» установлено, что существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа. Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи.

В рассматриваемой рекламе содержалась информация о процентной ставке и сроке предоставления займа (0,1% на 30 дней, с наступлением 31-го-0,3%) при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа (сумма займа и т.д.).

В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Кроме того, отсутствие в рекламе условий, определяющих полную стоимость договора, является нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона  «О рекламе», согласно которой не допускается реклама с отсутствием части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Определением Омского УФАС России от 18.05.2023 в отношении ООО «Ломбард Надежда» возбуждено дело по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ООО «Ломбард Надежда» представлена информация, согласно которой «…В части 3 статьи 7 Федерального закона «О ломбардах» указано, что существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, сумма представленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления зама. Все эти условия содержатся в договоре и контролируются со стороны ЦБ РФ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О ломбардах» «сумма оцени заложенной вещи производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение».

Сумма займа определяется самим залогодателем в границах оценочной стоимости закладываемой вещи. Эти условия определяются в момент заключения договора. Согласуются с залогодателем и не влияют на процентную ставку по кредиту. Отразить актуальные значения «Суммы займа» и «сумма оценки» на рекламном носителе в денежном выражении не представляется возможным, т.к. являются индивидуальными для каждого клиента…

…мы указали условия, влияющие на полную стоимость кредита в процентном выражении за первые 30 дней, и повышение процентной ставки с 31 дня («0,1» действует для новых клиентов, на первый заем на 30 дней, с наступлением 31го – 0,3%...), а также сроки предоставления займа и категорию клиентов, попадающих под действие этого рекламного предложения.

Согласованием рекламного макета, как в целом, так и информативной части, занимался лично директор ООО «Ломбард «Надежда» Костромин Олег Александрович, упустив указание полной стоимости кредита в процентах годовых. Данная неточность будет исправлена в новом рекламном макете.

 В части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» сказано, что «не допускается реклама с отсутствием части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы».

В данном случае требование части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не нарушается, так как смысл рекламы не искажается, и потребитель получит процентную ставку по кредиту, указанную на рекламном носителе при любой сумме предоставляемого займа.

Прошу Вас обратить внимание, что данная реклама направлена на клиентов, не обращавшихся ранее в «Ломбард «Надежда». В соответствии с действующими правилами договора займа между ООО «Ломбард «Надежда» и новым залогодателем «Сумма оценки» и «Суммы представленного займа» не влияют на процентную ставку по кредиту, которая не изменяется в независимости от суммы.

Критерием получения льготной процентной ставки по договору займа, которая размещена на данном изображении, является заключение договора с клиентом, не пользовавшимся до этого услугами ООО «Ломбард «Надежда», что отражено в рекламном носителе…».

Вместе с тем, в правилах работы ООО «Ломбард «Надежда», размещенных в месте осуществления деятельности Общества (г. Омск, ул. Маяковского, д. 48, пом. 1П), содержится следующая информация:

«1. Ломбард выдает ссуды под залог ювелирных изделий из драгоценных металлов сроком от 4 до 30 дней (минимальный срок займа 4 дня).

2. По истечении срока займа клиент вправе сделать перезалог с уплатой процентов за пользование ссудой.

Также клиент вправе частично выкупить заложенные изделия.

Увеличение суммы займа по оформленному залоговому билет не допускается.

3. Оценочная стоимость:

Золото 375 – до 1725 рублей за грамм

Золото 500 – до 2295 рублей за грамм

Золото 583 – 585 - до 2700 рублей за грамм

Золото 750 – до 3455 рублей за грамм

Золото 850 – до 3915 рублей за грамм

Золото 900 – до 4155 рублей за грамм

Оценка залогов производится с учетом износа изделий, их внешнего состояния. Вес камней при оценке не учитывается.

4. При выкупе заложенных изделий с клиента взымается плата за пользование ссудой (в процентах от выданной ссуды):

До 20000 руб. – 0,3 % в день,

От 20000 руб. до 50000 – 0,2 % в день,

От 50000 руб. – 0,17 % в день.

5. День выдачи ссуды и день выкупа изделий входит в срок залога. Все выходные и праздничные дни входят в срок залога.

6. Оценка и хранение залогов осуществляется бесплатно.

7. В случае невозвращения клиентом в установленный срок суммы кредита и причитающихся процентов, по истечении льготного месяца, Ломбард обращает взыскание на невостребованные заложенные изделия (ст. 12 Фед. Закона № 196-ФЗ).

8. Т.к. изделия хранятся в банке, о выкупе залога необходимо предупредить ломбард, с Пн-Чт заявки принимаются на следующий день, с Пт – Вс заявки принимаются на понедельник».

Указанные правила подписаны директором ООО «Ломбард «Надежда» <…> 12.04.2023.

Таким образом, при расчете платы за пользование денежными средствами ООО «Ломбард «Надежда» учитывается сумма предоставленного займа (процентная ставка напрямую зависит от суммы выданного займа). Более того, Обществом установлена процентная ставка в день (например, «0,3 % в день»), тогда как в рекламе, распространенной ООО «Ломбард «Надежда» на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 48, пом. 1П содержится информация о выдаче займа под 0,1 % «на 30 дней», без указания полной стоимости займа в процентах годовых.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», индивидуальный предприниматель ООО «Ломбард Надежда» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

В статье 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО «Ломбард Надежда», Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Ломбард Надежда» требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг на рекламной конструкции, размещенной на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 48, пом. 1П.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела вышеуказанная реклама продолжает распространятся (акт фиксации рекламы от 14.06.2023), Комиссией Омского УФАС России принято решение о необходимости выдачи ООО «Ломбард Надежда» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

На основании изложенного, руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «ЛОМБАРД Омский 0,1%* для новых клиентов *Акция «0,1%» действует для новых клиентов на первый займ на 30 дней. С наступлением 31-го дня процент по договору будет составлять 0,3%. ООО «Ломбард Надежда» ИНН/КПП 5507048753/550701001. ОГРН 1025501177778. Юридический адрес: г. Омск, проспект Комарова, д. 1, кв. 90. Р/сч 4070181084000000253 Омское отделение № м8634 ПАО Сбербанк, г. Омск. к/сч 30101810900000000673. БИК 045209673», распространенную 12.05.2023 ООО «Ломбард Надежда» (ИНН 5507048753, ОГРН 1025501177778) на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 48, пом. 1П, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Ломбард Надежда» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 16.06.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…> Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны