Определение б/н Нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального ... от 10 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о принятии дела № 059/05/5-679/2021 к рассмотрению
10 сентября 2021 года г. Омск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев поступившие из Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Пермское УФАС России) материалы дела № 059/05/5-679/2021, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медицинско-правовая компания» (ИНН 5505209691, ОГРН 1105543037082, далее – ООО «Медицинско-правовая компания» по признакам нарушения требований пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В Пермское УФАС России поступили обращения Департамента экономики и промышленной политики Администрации г. Перми (вх.№ 008208 от 17.05.2021) и Министра территориальной безопасности Пермского края (вх. №009039 от 28.05.2021) с жалобой на ненадлежащую рекламу «ПризываНет», размещенную на пилларе и сити-формате по адресу: г. Пермь, ул. Революции, пересечение с ул. 25 Октября.
04.06.2021 сотрудниками Пермского УФАС России был произведен выезд по указанному адресу, которым установлено размещение на конструкциях информации следующего содержания:
«ПризываНет*
помощь в освобождении от армии на законных основаниях1
скидка 5 000 ₽2 промокод Perm34
Пришла повестка? Звони! Первичная консультация бесплатна
( 8(342)225-07-67
900 м. Максима Горького, 34, офис 306
prizyva_net priziva.net»
По нижнему краю рекламной конструкции мелким шрифтом нанесена информация: *«Призыва.Нет» - Зарегистрированный товарный знак. Св-во № 701154 от 28.02.2019 ООО «МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ» ОГРН 1105543037082 ИНН 5505209691 Юридический адрес: 644, г. Омск, ул. Щербанева, 25, офис 204. *В отношении перечня лиц, указанного в ст. 23 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на срочную службу не осуществляется. 1Помощь оказывается путем предоставления юридических услуг. 2Условия акции можно узнать у сотрудников компании «ПризываНет». Компания оставляет за собой право изменять условия акции».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом, необходимо учитывать, что потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.
С учетом изложенных норм, рассматриваемая информация является рекламой, так как она соответствует указанным признакам и направлена на привлечение внимания к услугам компании «Призыва.Нет» по освобождению от армии.
В силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закона о воинской обязанности) от призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о воинской обязанности граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
В силу пункта 1 Приложения к форме № 1 Приказа Минобороны № 495 от 18.07.2014 г. «Об утверждении инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Таким образом, военный билет выдается до прохождения военной службы только при наличии вышеуказанных оснований.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минобороны № 495 военный билет является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Таким образом, военный билет оформляется и выдается военным комиссариатом, а значит участие каких-либо организаций в процедуре оформления и выдачи военных билетов гражданам Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в силу норм действующего законодательства уклонение от исполнения обязанностей военной службы является правонарушением и влечет наступление мер административной и уголовной ответственности.
Следовательно, по мнению Пермского УФАС России, в рассматриваемом случае выявлены признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
С целью установления рекламодателя спорной рекламы 08.06.2021 Пермским УФАС России в адрес собственника рекламных конструкций ООО «Автографъ» был направлен запрос (исх. № 06928-21) с просьбой представить копию договора (со всеми приложениями и дополнениями) на размещение указанной рекламы, с обязательным приложением макета, а также всех документов, представленных заказчиком.
15.06.2021 от ООО «Автографъ» поступил ответ (вх. № 010140), из которого следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы на основании договора № 14/04 от 14.04.2021 является ООО «Медицинско-правовая компания» (ИНН 5505209691, ОГРН 1105543037082; <…>).
На основании изложенного, 18.06.2021 Пермским УФАС России в отношении ООО «Медицинско-правовая компания» было возбуждено дело № 059/05/5-679/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку хозяйствующий субъект, в чьих действиях были выявлены признаки нарушения, зарегистрирован на территории Омской области, 14.07.2021 Пермским УФАС России в адреса иных территориальных органов ФАС России был направлен запрос (исх. № 08446-21) с просьбой представить информацию о наличии/отсутствии жалоб на аналогичную рекламу, размещенную на подведомственной территории.
Как следует из поступившего 21.07.2021 ответа Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (вх. № 012319 от 21.07.2021г), в апреле 2021г. на территории г. Саратова размещалась наружная реклама аналогичного содержания, в связи с чем Саратовским УФАС России было возбуждено производство по делу №064/05/5-829-2021 в отношении ООО «Медицинско-правовая компания».
Согласно пункту 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Кроме того, 09.08.2021 в адрес Пермского УФАС России от ООО «Медицинско-правовая компания» поступило ходатайство (вх.№ 013336) о передаче настоящего дела для рассмотрения по существу в Управление по месту регистрации Ответчика (Омское УФАС России).
Определением Пермского УФАС России от 13.08.2021 дело № 059/05/5-679/2021 передано Омскому для рассмотрения по существу и вынесения решения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Принять к производству дело № 059/05/5-679/2021, возбужденное Пермским УФАС России в отношении ООО «Медицинско-правовая компания» (ИНН 5505209691, ОГРН 1105543037082).
2. Присвоить указанному делу № 055/05/5-911/2021.
3. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявители: Министр территориальной безопасности Пермского края <…> (<…>) , Департамент экономики и промышленной политики Администрации г. Перми (<…>);
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Медицинско-правовая компания» (ИНН 5505209691, ОГРН 1105543037082, 644024, <…>);
- заинтересованное лицо - ООО «Автографъ» (<…>).
4. Назначить рассмотрение дела № 055/05/5-911/2021 на 06 октября 2021 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
5. ООО «Медицинско-правовая компания» в срок до 01 октября 2021 года представить в адрес Омского УФАС России письменные отзыв на настоящее определение (при необходимости).
Рассмотрение дела может осуществляться дистанционно.
Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС: https://fas3.tconf.rt.ru/c/7875320029.
С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.
Председатель Комиссии <…