Решение б/н - от 9 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-759/2019

о признании жалобы необоснованной

 

09.09.2019                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу <...> (далее – Заявитель), поступившую из Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, на действия организатора торгов – финансового управляющего <...> (далее – финансовый управляющий, Организатор торгов, Ответчик) при проведении торгов посредством публичного предложения по лоту № 1 – 1/2 доли машино-места №19, площадью 11,8 кв.м., расположенное по адресу (местоположение) объекта: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 55 (объявление о торгах № 3897457 от 27.06.2019 опубликовано в ЕФРСБ) (далее – Торги),

в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя Ответчика – <...> (доверенность б/н от 18.07.2018, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве поступила жалоба Заявителя (вх. № 8902э от 30.08.2019), который полагает, что при проведении Торгов финансовым управляющим нарушены положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  (далее – Закон о банкротстве). В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

13.08.2019 между Заявителем и В. был заключен агентский договор, в соответствии с которым Заявителем был произведен платеж стоимости агентского вознаграждения – 10 000 рублей, а также им был оплачен задаток для участия в Торгах в размере 22 000 рублей.

По условиям Положения о продаже имущества путем публичного предложения победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену. В случае, если две и более заявки участников торгов на участие в торгах содержат предложения об одинаковой цене имущества, победителем торгов признается участник торгов, ранее других указанных участников, представивший заявку на участие в торгах.

Заявитель указывает, что на участие в Торгах были поданы заявки: С. с ценой предложения 71 200 рублей (заявка поступила 10.08.2019), А. с ценой предложения 220 000 рублей (заявка поступила 13.08.2019).

Вместе с тем, в протоколе определения участников торгов № 40368-ОТПП от 15.08.2019 Заявителя не оказалось в числе участников Торгов.

Заявитель считает, что в нарушение требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 54 от 15.02.2010, Закона о банкротстве он необоснованно не был включен в список участников Торгов.

А. вел деловую переписку с организатором торгов, который 14.08.2019 подтвердил участие Заявителя в Торгах.

Протокол определения участников торгов № 40368-ОТПП/1 не соответствует требованиям, предъявляемым подзаконными актами Министерства экономического развития Российской Федерации, в связи с тем, что не содержит сведений о Заявителе, а также оснований для отказа в допуске к участию в торгах.

Также, по мнению Заявителя, Организатором торгов не были соблюдены установленные законодательством правила о поэтапном снижении цены.

Начальная цена лота № 1 составляет 191 736 рублей, цена предложенная победителем торгов С.составляет 71 200 рублей, что существенно ниже цены, предложенной Заявителем и начальной цены лота № 1.

В период с 10.08.2019 по 15.08.2019 имелась заявка А. с ценой предложения 220 000 рублей, поэтому в указанный период времени цена продажи имущества не подлежала уменьшению.

На основании изложенного, Заявитель просит:

  • признать незаконными действия Организатора торгов, агента В., оператора электронной площадки при проведении Торгов;
  • отменить результаты Торгов;
  • обязать Организатора торгов допустить А. к участию в Торгах.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 02.09.2019 № 05-9983, финансовым управляющим представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 09.09.2019 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласилась и пояснила следующее.

27.06.2019 на ЕФРСБ финансовым управляющим <...> размещено объявление о проведении Торгов путем публичного предложения, с поэтапным снижением цены на 5 % от начальной цены продажи имущества (191 736,82 руб.) каждые 3 дня. Предельная цена реализации имущества составляет 30 % от начальной цены имущества, установленной на повторных торгах.

В сообщении о проведении публичных торгов имущества должника <...>, размещенном на Межрегиональной электронной площадке торговой системы, определен период приема заявок с 01.07.2019 по 14.08.2019 с 10:00 до 10:00 часов (время московское).

Частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Ответчик указывает, что целью торгов является реализация имущества должника, поэтому преждевременное завершение торгов, до момента окончания срока представления заявок (период торгов для публичного предложения) препятствуют реализации имущества должника и ограничивает привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей, в случае, если первый победитель торгов откажется от дальнейшего заключения договора купли-продажи, это может повлечь за собой увеличение дополнительных расходов, связанных с возобновлением торгов.

В силу пунктов 5.1, 5.2, подпункта «б» пункта 7.1 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок № 495), не позднее тридцати минут после окончания срока предоставления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки.

Организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.

Оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после наступления одного из следующих случаев: завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 Порядка № 495; окончания периода проведения торгов.

В период снижения с 09.08.2019 с 10:00 по 12.08.2018 до 10:00 была подана только одна заявка, которая была допущена к Торгам, что подтверждается протоколом от 15.08.2019 № 40368-ОТПП/1.

15.08.2019 сформирован протокол о результатах торгов, в соответствии с которым С. была признана победителем Торгов, которая подала заявку в период  с 09.08.2019 по 12.08.2019 (по графику снижения цены) и предложила цену, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для данного периода проведения торгов.

Только после формирования итогового протокола финансовому управляющему стало известно, что на участие в Торгах поступили следующие заявки:

  1. С.: дата подачи заявки – 10.08.2019, цена, предложения составила 71 200 рублей (в период снижения с 09.08.2019 по 12.08.2019 начальная цена – 67 107,89 рублей);
  2. К.: дата подачи заявки – 12.08.2019, цена предложения – 80 000 рублей (в период снижения с 12.08.2019 по 14.08.2019 начальная цена составляла 57 521,05 рублей);
  3. В.: дата подачи заявки – 14.08.2019, цена предложения составила 200 000 рублей (период снижения с 12.08.2019 по 14.08.2019).

Ответчик также отмечает, что организация и проведение торгов, в том числе прием заявок осуществляется в электронном виде на торговой площадке ООО «МЭТС» и финансовый управляющий не имеет технической возможности каким-либо образом влиять на ход проведения и результат торгов.

На основании изложенного, Ответчик просит считать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте ЕФРСБ, Комиссией установлено следующее.

27.06.2019 на ЕФРСБ опубликовано извещение о проведении торгов посредством публичного предложения по реализации имущества должника: 1/2 доли машино-места №19, площадью 11,8 кв.м., расположенное по адресу (местоположение) объекта: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 55 (объявление о торгах № 3897457). Начальная цена продажи имущества должника – 191 736,82 рубля.

Дата начала подачи заявок: 01.07.2019 с 10:00 часов (время московское).

Дата окончания подачи заявок: 14.08.2019 до 10:00 часов (время московское).

Периоды приема заявок и снижения цены: 01.07.2019 – 04.07.2019  (191 736,82 рубля); 04.07.2019 – 07.07.2019 (182 149,98 рублей); 07.07.2019 – 10.07.2019 (172 563,14 рублей); 10.07.2019 – 13.07.2019 (162 976,30 рублей); 13.07.2019 – 16.07.2019 (153 389,46 рублей); 16.07.2019 – 19.07.2019 (143 802,62 рубля); 19.07.2019 – 22.07.2019 (134 215,77 рублей); 22.07.2019 – 25.07.2019 (124 628,93 рубля); 25.07.2019 – 28.07.2019 (115 042,09 рубля); 28.07.2019 – 31.07.2019 (105 445,25 рублей); 31.07.2019 – 03.08.2019 (95 868,41 рублей); 03.08.2019 – 06.08.2019 (86 281,57 рубль); 06.08.2019 – 09.08.2019 (76 694,73 рубля); 09.08.2019 – 12.08.2019 (67 107,89 рублей); 12.08.2019 – 14.08.2019 (57 521,05 рубль).

В соответствии с протоколом об определении участников торгов № 40368-ОТПП/1 от 15.08.2019 на участие в Торгах поступила 1 заявка.

Согласно протоколу о результатах проведения торгов № 40368-ОТПП/1 от 15.08.2019 С. признана победителем Торгов с предложением о цене имущества – 71 200 рублей.

Уведомлением Омского УФАС России от 02.09.2019 № 05-9983 Торги приостановлены.

4.  Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя финансового управляющего, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего. 

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, в том числе конкурсного управляющего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о банкротстве данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно части 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина.

Арбитражным судом города Москвы вынесено решение по делу № А40-117489/2016 от 09.08.2016 о введении в отношении А. процедуры реализации имущества. Финансовым управляющим утвержден <...>.

В соответствии с частью 1статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Частями 1, 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве установлено, что в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2018 по делу № А40-117489/2016 утверждено Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина (далее – Положение о реализации имущества), в редакции, представленной финансовым управляющим.

Согласно части 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Согласно пункту 6.11 Положения о реализации имущества при продаже имущества должника посредством публичного предложения продажа имущества осуществляется с поэтапным понижением цены на 5 % от начальной цены продажи имущества, срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена, каждые 3 календарных дня.

Начальная цена продажи имущества посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены, установленной на повторных торгах. Предельная цена имущества (цена отсечения), по которой реализуется имущество, составляет 30 % начальной цены имущества, установленной на повторных торгах.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495.

Согласно пункту 4.1 Порядка № 495 для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Пунктом 5.2 Порядка № 495 установлено, что при проведении торгов в форме публичного предложения оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после наступления одного из следующих случаев:

  • завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка;
  • окончания периода проведения торгов.

Если имеются заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для соответствующего периода проведения торгов, организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после наступления одного из следующих случаев:

  • завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка;
  • окончания периода проведения торгов.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Порядка № 495 заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

Из содержания пункта 7.1 Порядка № 495 следует, что по результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися. При проведении торгов посредством публичного предложения – не позднее тридцати минут с момента получения от организатора торгов (по окончании любого периода проведения торгов или по завершении торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка) протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах допущен хотя бы один участник.

Организатор торгов рассматривает, подписывает квалифицированной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки поступившие в соответствии с пунктом 7.1 настоящего Порядка протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися, в случае проведения торгов в форме публичного предложения – не позднее одного рабочего дня после получения от оператора электронной площадки соответствующих проектов протокола или решения (пункт 7.2 Порядка № 495).

Комиссией проанализирована представленная Ответчиком копия журнала регистрации заявок публичных торгов № 40368-ОТПП. Установлено, что на участие в Торгах поступили следующие заявки:

 

Участник

Дата подачи

С.

10.08.2019

13:23:04.576

К.

12.08.2019

14:59:04.297

В.

14.08.2019

08:37:23.760

 

Таким образом, заявка С. поступила в 14 периоде (09.08.2019 10:00 – 12.08.2019 10:00), а заявки К. и В., действующей в интересах А., поступили в 15 периоде (12.08.2019 10:00 – 14.08.2019 10:00).

Поскольку заявка С., отвечающая всем требованиям и включающая в себя цену не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для данного периода проведения торгов, была единственной, Комиссия приходит к выводу, что финансовый управляющий принял обоснованное решение об определении С. победителем Торгов.

В части довода Заявителя о том, что протокол определения участников торгов  № 40368-ОТПП/1 не соответствует установленным требованиям, так как не содержит сведений о Заявителе и основания для отказа в допуске к участию в торгах Комиссия отмечает следующее.

В период проведения торгов с 09.08.2019 10:00 часов по 12.08.2019 10:00 часов на электронной площадке имелась одна заявка на участие в Торгах, представленная и не отозванная до окончания срока представления заявок для данного периода – С. По результатам указанного периода с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки финансовым управляющим в срок, не превышающий пяти календарных дней после окончания периода проведения торгов, был сформирован протокол об определении участников торгов № 40368-ОТПП/1 от 15.08.2018, согласно которому С. была признана участником Торгов.

Заявка В., действующей в интересах А. на основании агентского договора б/н от 13.08.2019, согласно журналу регистрации заявок публичных торгов № 40368-ОТПП поступила 14.08.2019, то есть в следующем периоде проведения торгов (с 12.08.2019 10:00 часов по 14.08.2019 10:00 часов). Таким образом, В. не могла быть признана участником Торгов одновременно с С., так как их заявки поступили в разные периоды проведения Торгов.

На основании изложенного, Комиссия считает, что в действиях Ответчика при проведении процедуры реализации имущества должника <...> посредством публичного предложения отсутствуют нарушения Закона о банкротстве, Порядка № 495, а также Порядка реализации имущества.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу <...> на действия организатора торгов – финансового управляющего <...> при проведении торгов посредством публичного предложения по лоту № 1 – 1/2 доли машино-места №19, площадью 11,8 кв.м., расположенное по адресу (местоположение) объекта: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 55 (объявление о торгах       № 3897457 от 27.06.2019 опубликовано в ЕФРСБ).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 02.09.2019 № 05-9983.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны