Решение б/н - от 11 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/18.1-129/2019

о признании жалобы необоснованной

 

05.03.2019                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Артель» (далее – ООО «ЧОП «Артель», Заявитель) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия города Омска «Муниципальные рынки» (далее – МУП г. Омска «Муниципальные рынки», Заказчик) и организатора торгов общества с ограниченной ответственностью «Региональная группа снабжения – Сибирь» (далее – ООО «РГС – Сибирь», Организатор торгов) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов и имущества с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охранной сигнализации (пультовая охрана) и кнопки тревожной сигнализации (КТС) на Филиалах МУП г. Омска «Муниципальные рынки» (извещение № 31907566371 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос котировок, Закупка),

при участии управляющего ООО «ЧОП «Артель» - индивидуального предпринимателя <…> (личность удостоверена паспортом);

при участии директора ООО «РГС – Сибирь» – <…> (личность удостоверена паспортом);

в отсутствие МУП г. Омска «Муниципальные рынки», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. Омского УФАС России № 1837э от 25.02.2019)  на действия МУП г. Омска «Муниципальные рынки» и ООО «РГС – Сибирь» при проведении Запроса котировок. Заявитель полагает, что извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (только для субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее – Извещение) содержит существенные нарушения действующего законодательства и подлежит отмене.

В обоснование своей позиции ООО «ЧОП «Артель» указывает следующее.

Извещение содержит нарушение положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Региональная группа снабжения – Сибирь» от 14.02.2019 (далее – Положение о закупках).

Согласно пункту 6.3 Положения о закупках выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью запроса котировок может осуществляться, когда для закупаемых товаров (работ, услуг) существует функционирующий рынок и которые можно сравнить по цене без использования дополнительных критериев, в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 000 000, 00.

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена договора Запроса котировок – 5 569 820, 00.

В соответствии с пунктом 32.1 Положения о закупках извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Извещение опубликовано 24.02.2019 (выходной, нерабочий день), дата и время окончания подачи заявок 28.02.2019, т.е фактический срок проведения Закупки составляет четыре дня.

Согласно пункту 4.7 Извещения запросы на разъяснение положений извещения о запросе котировок в электронной форме направляются в письменной форме на почтовый адрес, указанный в извещении об осуществлении закупки, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный в извещении об осуществлении закупки, а также в форме электронного документа с использованием функционала электронной площадки в срок не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в проведении процедуры закупки.

В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик осуществляет разъяснение положений извещения и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос

При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Разъяснения положений извещения не должны изменять предмет настоящего запроса котировок и существенные условия проекта договора.

Таким образом, любой запрос, поступивший Заказчику с первого рабочего дня опубликования Извещения, остается без ответа, поскольку поступит позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно техническому заданию (приложение № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме) (далее – Техническое задание) в объем оказываемых услуг входят «средства видеофиксации», в данном случае являются предметом Закупки, так как входят в общий объем охранных услуг. Для обеспечения безопасности на объектах Заказчика требуется установить 113 единиц средств видеофиксации. Заказчик не установил каких-либо функциональных характеристик (потребительских свойств), технических, качественных, эксплуатационных характеристик для предмета Закупки, что является нарушением Положения о закупках.

Кроме того, Извещение содержит ОКПД2 – 80.10.12.000 «Услуги охраны», но монтаж и обслуживание систем видеофиксации осуществляется по другим кодам: ОКВЭД 95.12 «Ремонт коммуникационного оборудования», ОКВЭД 43.21 «Производство электромонтажных работ», ОКВЭД 43.29 «Производство прочих строительно-монтажных работ». Однако ни один из кодов не прописан в Извещении.

На основании изложенного, ООО «ЧОП «Артель» просит провести проверку на предмет соблюдения законодательства при проведении Запроса котировок, отменить Закупку.

На заседании Комиссии 05.02.2019 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 27.02.2019 № 05-1953 Заказчиком и Организатором торгов представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 05.03.2019 представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился, высказался согласно возражениям на жалобу, отметив следующее.

Запрос котировок проведен только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

При организации и проведении Закупки Заказчик и Организатор торгов  руководствовались пунктом 7.12 Положения о закупках, в соответствии с которым  конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется с учетом требований, предусмотренных в главе 7 Положения о закупках и в статье 3.4. Закона о закупках.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Извещение должно размещаться в единой информационной системе и на электронной площадке не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок и ссылка на пункт 32.1 Положения о закупках необоснованна.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 32.3 Положения о закупках в Извещении должны быть указаны форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам запроса котировок разъяснений положений извещения о проведении запроса котировок. 

Пункт 4.7 Извещения содержит сведения, указанные в подпункте 17 пункта 32.3 Положения о закупках. МУП г. Омска «Муниципальные рынки» и ООО «РГС – Сибирь» были соблюдены требования, установленные Законом о закупках, Положением о закупках.

В адрес Заказчика, Организатора торгов в процессе осуществления Закупки запросов на разъяснение Извещения не поступали.

В части довода Заявителя об отсутствии в Извещении технических и качественных характеристик предмета Закупки (средств видеофиксации) Заказчик и Организатор торгов  сообщают, что предметом Закупки является физическая охрана объектов МУП г. Омска «Муниципальные рынки» с организацией пропускного режима, а также защита населения и имущества Заказчика. В ночное время нахождение охранников внутри самого объекта не предполагается, охрана производится только по периметру территории. 

Для выполнения функции по защите имущества Заказчика в Техническом задании установлено условие «обследование объекта и разработка технических предложений по организации охраны, обеспечивающих достаточную безопасность на объекте Заказчика». При этом установлены минимальные требования к количеству технических средств камер видеофиксации с учетом уже установленных на объекте.

Учитывая, что установление оборудования необходимо для оперативного и качественного выполнения функций физической охраны объектов, средства видеофиксации являются собственностью исполнителя, требование к качественным характеристикам не предъявлялось.

Кроме того, в Извещении не содержится требование, что установку и монтаж должен осуществить исключительно исполнитель.

Учитывая изложенное, Заказчик и Организатор торгов правомерно указали в Извещении код ОКПД2 80.10.12.000 «Услуги охраны» и код ОКВЭД2 80.10 «Деятельность частных охранных служб».

Прием заявок на участие в Запросе котировок закончился 28.02.2019. На момент окончания подачи заявок не поступило ни одной заявки, Запрос котировок признан несостоявшимся.

На основании изложенного, МУП г. Омска «Муниципальные рынки» и ООО «РГС – Сибирь» просят признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 24.02.2019 в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее - ЕИС) были размещены документы и информация о Закупке, в том числе: Извещение, Техническое задание, перечень документов, которые должны находиться на объекте охраны (приложение № 1 к Техническому заданию), проект договора, котировочная заявка (приложение № 3 к Извещению), анкета участника (приложение № 4 к Извещению), а также форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно извещению № 31907566371 о проведении Запроса котировок предметом Закупки является право на заключение договора на оказание услуг по физической охране объектов и имущества с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охранной сигнализации (пультовая охрана) и кнопки тревожной сигнализации (КТС) на филиалах МУП г. Омска «Муниципальные рынки».

Прием заявок на участие в Запросе котировок осуществлялся Заказчиком с 24.02.2018 по 28.02.2019.

Дата рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок: 01.03.2019.

Дата подведения итогов Запроса котировок: 01.03.2019.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком и Организатором закупки документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Заявитель, не являясь участником Запроса котировок, направил жалобу в Омское УФАС России (вх. № 1837э от 25.02.2019) до срока окончания подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем она (жалоба) была принята и рассмотрена по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При проведении Запроса котировок Заказчик и Организатор торгов  руководствовались Положением о закупках.

4.1 Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

Согласно пункту 3.2 Положения о закупках конкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются предусмотренными Законом о закупках и Положением о закупках способами конкурентной закупки.

В силу пункта 7.12 Положения о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется с учетом требований, предусмотренных в главе 7 Положения о закупках и в статье 3.4. Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1.4 Извещения Закупка осуществляется только у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 2.1 Извещения начальная (максимальная) цена договора (цена лота) – 5 569 820, 00.

Проанализировав имеющиеся в деле документы и информацию, Комиссия установила, что Организатор торгов опубликовал Извещение в ЕИС 24.02.2019, срок окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок установлен 28.02.2019 в 20 час 59 минут (время московское), т.е за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Организатором торгов срока размещения Извещения не нашел своего подтверждения.

В части довода о несоответствии размера начальной (максимальной) цены договора, установленного в Извещении, Комиссия пришла к выводу, что установление Заказчиком и Организатором торгов начальной (максимальной) цены договора (цена лота) в размере 5 569 820, 00 не противоречит пункту 4 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках, поскольку Запрос котировок проводился только для субъектов малого и среднего предпринимательства и начальная (максимальная) цена договора не превышает              7 000 000, 00 рублей.

4.2. В соответствии с частями 2-4 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

В соответствии с пунктом 4.7 Извещения запросы на разъяснение положений извещения о запросе котировок в электронной форме направляются в письменной форме на почтовый адрес, указанный в извещении об осуществлении закупки, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный в извещении об осуществлении закупки, а также в форме электронного документа с использованием функционала электронной площадки в срок не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в проведении процедуры закупки.

В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик осуществляет разъяснение положений извещения и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос.

При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Разъяснения положений извещения не должны изменять предмет настоящего запроса котировок и существенные условия проекта договора.

Комиссия, оценив доводы и пояснения сторон, пришла к выводу, что установленные МУП г. Омска «Муниципальные рынки» и ООО «РГС – Сибирь» в Извещении сроки предоставления разъяснений положений извещения соответствуют части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

Поскольку указанная норма носит диспозитивный характер, осуществление Заказчиком или Организатором торгов разъяснений положений Извещения, поступивших позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, осуществляется по усмотрению Заказчика, Организатора торгов.

4.3. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 32.3 Положения о закупках в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1. статьи 3 Закона о закупках (в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки).

Согласно пункту 1.6 Извещения требования к безопасности, качеству товара, работ, услуг указываются в соответствии с техническим заданием, приложение № 1.

Комиссией установлено, что в Техническом задании определен объем оказываемых услуг для каждого объекта Заказчика, установлены общие требования к оказанию услуг, а именно перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми исполнитель должен оказывать услуги (раздел № 2), комплекс охранных мероприятий и действия исполнителя при помощи средств охранной сигнализации (раздел № 3), комплекс охранных мероприятий и действия исполнителя при физической охране объекта (раздел № 4), этапы оказания услуг (раздел № 5), объем и сроки гарантий качества (раздел № 6), требования к безопасности оказания услуг (раздел № 7) и требования к используемым  материалам и оборудованию (раздел № 8).

Раздел № 4 Технического задания содержит полную информацию о комплексе охранных мероприятий, проводимых исполнителем в рамках оказываемых услуг на объектах Заказчика, а именно требования, которым должен соответствовать частный охранник (что должен иметь при себе частный охранник при исполнении своих обязанностей, внешний вид, что должно находиться на каждом посту охраны, общая продолжительность пребывания охранника на посту охраны и другое).

Таким образом, Комиссия Омского УФАС России в действиях МУП г. Омска «Муниципальные рынки» и ООО «РГС – Сибирь» признаков нарушения пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках не установила.

В части довода Заявителя об отсутствии функциональных и качественных характеристик к средствам видеофиксации, Комиссия сообщает, что в разделе № 3 Технического задания (комплекс охранных мероприятий и действий  исполнителя при помощи средств охранной сигнализации) установлено, что приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования, берет на себя исполнитель и приводит к состоянию, достаточному для оперативного реагирования на сообщения (сигналы) о срабатывании подключенных к пультам централизованного наблюдения технических средств охранной сигнализации и КТС за свой счет и своими силами.

При этом каких-либо ограничений на привлечение субподрячков Заказчиком и Организатор торгов не установлено.

Рассмотрев довод ООО «ЧОП «Артель» об отсутствии в Извещении кодов ОКВЭД 95.12 «Ремонт коммуникационного оборудования», ОКВЭД 43.21 «Производство электромонтажных работ», ОКВЭД 43.29 «Производство прочих строительно-монтажных работ», Комиссия пришла к выводу, что установленные коды ОКПД2 80.10.12.000 «Услуги охраны», ОКВЭД2 80.10 «Деятельность частных охранных служб» полностью соответствуют предмету Закупки (оказание услуг по физической охране объектов и имущества с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охранной сигнализации (пультовая охрана) и кнопки тревожной сигнализации (КТС) на филиалах МУП г. Омска «Муниципальные рынки»).

Таким образом, Комиссия, проанализировав представленные в материалы дела документы и информацию, пришла к выводу, что действия Заказчика и Организатора торгов при проведении Запроса котировок соответствуют требованиям Закона о закупках, Положению о закупках.

Также, Комиссия отмечает, что Запрос котировок признан несостоявшимся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в Закупке не было подано ни одной заявки.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Артель» (ИНН 5504237576) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия города Омска «Муниципальные рынки» (ИНН 5503091660) и организатора торгов общества с ограниченной ответственностью «Региональная группа снабжения – Сибирь» (ИНН 5507171027) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов и имущества с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охранной сигнализации (пультовая охрана) и кнопки тревожной сигнализации (КТС) на Филиалах МУП г. Омска «Муниципальные рынки» (извещение № 31907566371).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 27.02.2019  №  05-1953.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны