Решение б/н Нарушение требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального з... от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-960/2023

21 сентября 2023 года                              город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/28-960/2023 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствии ИП <…> (ходатайство от 21.09.2023 вх. № 8794-ЭП/23)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из Сибирского ГУ Банка России поступили материалы (исх. № Т6-30/9822 от 26.07.2023) по факту распространения по адресам: пр. Космический, 17б/2 и ул. Кирова, 3 в г. Омске рекламы комиссионного магазина «Рубин», в которой усматриваются признак нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В целях полного и всестороннего рассмотрения материалов, сотрудниками Омского УФАС России 09.08.2023 осмотрены указанные здания, в результате чего установлено следующее:

1. По адресу: г. Омск, пр. Космический, 17б/2 расположен нестационарный торговый объект (далее – НТО) на фасаде которого размещена информация:

- «РУБИН КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН»;

- «ПОДКЛЮЧАЕМ К ТЕЛЕ 2 ПОДКЛЮЧИМ Esim Виртуальная SIM-карта в вашем смартфоне Подробности у продавца-консультанта TELE2 РАСПРОДАЖА ЮВЕЛИР АКЦИИ КСЕРОКОПИИ СКИДКИ РЕМОНТ ТЕХНИКИ БИЛАЙН Подключись здесь МЕГАФОН КУПИ SIM-КАРТУ И ВЫБЕРИ ТАРИФ АКТИВИРУЙ В ПРИЛОЖЕНИИ «МЕГАФОН» МЕГАФОН КУПИ SIM-КАРТУ И ВЫБЕРИ ТАРИФ АКТИВИРУЙ В ПРИЛОЖЕНИИ «МЕГАФОН» YOTA ЗДЕСЬ ПОДКЛЮЧИ MTS ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС MTS»;

- «Ломбард Рубин Принимаем ВСЕ! <…>»;

- «ЛОМБАРД «Рубин» режим работы 09-21»;

- «В продаже есть защитные стекла для iPhone и Android 290 рублей»

- «Всем пенсионерам пониженный процент на золото».

Одновременно у входа в НТО установлен двухсторонний штендер с информацией: «КОМИССИОННЫЙ «Ломбард Рубин» Очень низкий % Индивидуальный подход к каждому клиенту БЕРЕМ ВСЕ!!!».

2. По адресу: г. Омск, ул. Кирова, 3 комиссионный магазин «Рубин» расположен на 1 этаж многоквартирного жилого дома. У входа размещена следующая информация:

- «РУБИН КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН НИЗКИЙ % ПРИНИМАЕМ ВСЕ 24/7»;

- «Ломбардъ Принимаем ВСЕ! РАСПРОДАЖА АКЦИИ СКИДКИ ·ТЕЛЕФОНЫ ·НОУТБУКИ ·ПЛАНШЕТЫ ·ТЕЛЕВИЗОРЫ ·ФОТОАППАРАТЫ ·КОМПЬЮТЕРЫ ·АВТОАКСЕСУАРЫ ·СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ·ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН <…>»;

- «РЕМОНТ НОУТБУКОВ, ТЕХНИКИ, ПК и ТЕЛЕФОНОВ ЮВЕЛИР».

Одновременно на стене дома установлена рекламная конструкция с информацией: «ЛОМБАРД Рубин Быстрое оформление Низкий процент Ремонт цифровой техники, планшетов, сотовых, ноутбуков, установка ПО, ксерокопия».

В помещениях по указанным адресам на реализуемых товарах прикреплены ценники, на которых указано «ИП <…>»

Определением Омского УФАС России от 25.08.2023 в отношении ИП <…> возбуждено дело по признакам нарушения частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ИП <…> представлены пояснения (вх. № 8266-ЭП/23), в которых дословно указано следующее: «…Я являюсь индивидуальным предпринимателем и по адресам: г. Омск, ул. Кирова, д.3 и г. Омск, пр. Космический, 17б/2 осуществляю деятельность по скупке и продаже вещей, бывших в употреблении. Деятельность по предоставлению потребительских займов я не осуществляю.  Наличие вывесок, свидетельствующих об осуществлении ломбардной деятельности по указанным адресам, могу объяснить тем, что ранее по этим адресам помещения сдавались в аренду юридическому лицу, осуществляющему ломбардную деятельность, поэтому часть вывесок осталась от прежнего арендатора. На данный момент все вывески, нарушающие законодательство о рекламе, сняты».

Дополнительно ИП <…> в адрес Омского УФАС России представлены правоустанавливающие документы на помещения, в которых располагается комиссионный магазин «Рубин», а именно:

- договор субаренды оборудованного торгового места на ярмарке № ГРЯ 22-15 от 15.01.2022, заключенный между ИП <…> и ИП <…>, в силу пункта 1 которого Арендатор (ИП <…>) передает, а Субарендатор (ИП <…>) принимает в аренду оборудованное торговое место № 15 площадью 14,0 кв.м., расположенное на территории ярмарки «Городская ярмарка» по адресу: г. Омск, пр. Космический, 17Б/2;

- договор субаренды нежилого помещения № 3 от 01.10.2019, заключенный между ИП <…> и ИП <…>. Согласно пункту 1 указанного договора Арендатор (ИП <…>) сдает, а Субарендатор (ИП <…>) принимает за плату во временное пользование (субаренду) нежилое помещение 1 П, общей площадью 36,7 кв. м. (используемое Арендатором на основании договора аренды № 1 от 01.07.2019 с гражданкой <…>) именуемое далее объект субаренды, расположенное на 1 (первом) этаже, литер А жилого дома по адресу: г. Омск, ул. Кирова, д. 3. Помещение используется для организации торговли.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение к ломбарду, а также оказываемым им услугам, в том числе по предоставлению займов.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

К последним относятся:

- Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

- Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах»);

- Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

-Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

В части 1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» установлено, что ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

На основании части 1 статьи 2.6 Федерального закона «О ломбардах» юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

Согласно материалам Сибирского ГУ Банка России деятельность в комиссионном магазине «Рубин» осуществляет ИП <…> (ИНН <…>).

Вместе с тем, ИП <…> не обладает статусом ломбарда, сведения о нем в Государственный реестр ломбардов, публично размещаемый в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru), не включены, следовательно, он не вправе осуществлять профессиональную деятельность по принятию от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов (профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов).

В части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Кроме того, на основании части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, в рекламе, распространенной ИП <…> по адресам: пр. Космический, 17б/2 и ул. Кирова, 3 в г. Омске, усматриваются признаки нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ИП <…>, Комиссии Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований частей 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы по адресам: пр. Космический, 17б/2 и ул. Кирова, 3 в г. Омске.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается актом от 15.09.2023, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей требования частей 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе», распространенную 09.08.2023 ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) рекламу:

- «Ломбард Рубин Принимаем ВСЕ! 89087991089», «ЛОМБАРД «Рубин» режим работы 09-21», «Всем пенсионерам пониженный процент на золото» на фасаде НТО и «КОМИССИОННЫЙ «Ломбард Рубин» Очень низкий % Индивидуальный подход к каждому клиенту БЕРЕМ ВСЕ!!!» на двухстороннем штендере по адресу: г. Омск, пр. Космический, 17б/2;

- «РУБИН КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН НИЗКИЙ % ПРИНИМАЕМ ВСЕ 24/7», «Ломбардъ Принимаем ВСЕ! РАСПРОДАЖА АКЦИИ СКИДКИ ·ТЕЛЕФОНЫ ·НОУТБУКИ ·ПЛАНШЕТЫ ·ТЕЛЕВИЗОРЫ ·ФОТОАППАРАТЫ ·КОМПЬЮТЕРЫ ·АВТОАКСЕСУАРЫ ·СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ·ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН 89045893039», «ЛОМБАРД Рубин Быстрое оформление Низкий процент Ремонт цифровой техники, планшетов, сотовых, ноутбуков, установка ПО, ксерокопия» на фасаде здания по адресу: г. Омск, ул. Кирова, 3.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 25.09.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны