Решение б/н Решение по делу от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/28-1264/2021

 

17 февраля 2022 года                                              город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев материалы дела № 055/05/28-1264/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Свободазайм», адрес: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, к. 4, оф. 50 П, ИНН 5504139650 ОГРН 1165543067480 (далее – ООО МКК «Свободазайм», Общество) нарушения частей 1 и 3 статьи 28, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, извещенного надлежащим образом (идентификатор почтового отправления 644010 65 72307 7),

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей (…)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Омского УФАС России 24.10.2021 зафиксирован факт размещения в верхней части фасада дома № 6 по ул. Дмитриева в городе Омске конструкции с информацией:

СВОБОДАЗАЙМ

Займы

 до 100 000р

без залога

      без страховок

 

Кроме того, в районе указанного дома расположен нестационарный торговый объект (далее – НТО), на фасаде которого размещена информация (с правой стороны от входа):

-«Без страховок без коллекторов без доп. услуг», «Свободазайм Займы до 100 000 руб первый займ под 0 % 8 800-770-06-34 svobodazaum.ru»/.

При этом более мелким шрифтом относительно основного текста указана дополнительная информация: «Процент начисляется с четвертого дня пользования займом. Сумма займа от 500 до 100 000 руб. Займы предоставляются гражданам РФ, имеющим постоянное место работы, проживающим и имеющим постоянную регистрацию на территории РФ, а также пенсионерам. Возраст от 18 до 75 лет. Срок займа от 30 дней до 1 года. Процентная ставка по займу составляет от 0,5 до 1 % за каждый день пользования денежными средствами, где полная стоимость займа за год составляет от 182,5 до 365 % соответственно. ООО МКК «Свобода займ» ОГРН 1165543067480. Член СРО «Единстрой» № 1371, свидетельство ЦБ РФ № 1603552008060 от 22.12.2016. Адрес организации: г. Омск, ул. Фрунзе, 1, к.4, офис 715. Информация о полной стоимости займа и условия его получения можно узнать в дополнительных офисах либо по тел.8-800-770-06-34. Сайт svobodazaum.ru».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация в обоих случаях подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к финансовым услугам ООО МКК «Свободазайм» по предоставлению потребителям займов.

Согласно сведениям Федеральной налоговой службы основным видом деятельности ООО МКК «Свободазайм» является деятельность по предоставлению потребительского кредита, код и наименование деятельности 64.92.1 (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

ООО МКК «Свободазайм» состоит в реестре финансовых организаций Центрального Банка Российской Федерации, дата выдачи лицензии 22.12.2016 (действующая).

Определением от 28.12.2021 в отношении ООО МКК «Свободазайм» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В рамках рассмотрения материалов дела ООО «МКК «Свободазайм» представлены письменные пояснения от 29.10.2021, от 17.01.2022, от 09.02.2022, от 16.02.2022, копии документов.

Исходя из представленных ООО МКК «Свободазайм» в материалы дела пояснений и документов, Комиссией установлено.

1. Реклама на фасаде дома.

Администрация города Омска предоставила информацию о том, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 302-19 по адресу: г. Омск, ул. Дмитриева, д. 6  выдано (…)

01.11.2020 (…) заключило договор о передаче в аренду рекламной конструкции ИП (…)

По договору от 01.12.2020 ИП (…) передал в аренду данную рекламную конструкцию ООО МКК «Свободазайм».

01.12.2020 ООО МКК «Свободазайм» заключило договор с ИП (…) на изготовление и монтаж баннера.

Акт от 14.12.2020 № 000290 о выполнении работ ИП (…) был подписан, со стороны ООО «МКК «Свободазайм» претензий не имеет.

Платежным поручением от 25.12.2020 № 2100 ООО МКК «Свободазайм» оплатило ИП (…) работы, связанные с установкой баннера на фасаде дома.

Реклама на фасаде НТО.

По договору от 01.12.2020 ИП (…) сдал в аренду ООО МКК «Свободазайм» часть нежилого торгового помещения (10 кв. м.), принадлежащего ему на праве собственности по договору от 05.11.2020.

01.01.2021 между ООО МКК «Свободазайм» и ИП (…) заключен договор об изготовлении и размещении рекламного баннера на НТО.

Платежным поручением от 27.04.2021 № 777 ООО МКК «Свободазайм» оплатило ИП (…) работы по изготовлению и монтажу рекламного баннера.

Согласно акту от 04.06.2021 № 12904  ООО МКК «Свободазайм» претензий к ИП (…) не имеет.

Согласно пояснениям от 16.02.2022 ООО МКК «Свободазайм» Общество самостоятельно определило объект рекламирования, изготовило макет баннера, претензий к изготовителям и лицам, их разместивших, не имеет.

Указанное подтвердили представители ООО МКК «Свободазайм» на заседании Комиссии 17.02.2022.

2. Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В пункте 2.2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») установлено микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, удовлетворяющей требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

В силу части 2.1 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Таким образом, предоставляя займы населению, микрокредитная организация (в данном случае ООО МКК «Свободазайм») является организацией, оказывающий финансовые услуги населению.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На момент фиксации распространяемой рекламы «Свободазайм Займы до 100 000р без залога без страховок» информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.

3. Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее также Федеральный закон «О потребительском кредите»).

Условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление Пленума) указаночто к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального «О потребительском кредите (займе)».

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3  статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

В нарушении части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе «Свободазайм Займы до 100 000р без залога без страховок» было указано только одно условие предоставления займа – сумма займа при отсутствии иных условий, влияющих на полную стоимость займа.

Довод Общества относительно того, что в рекламе размещена стрелка, с помощью которой указано место, где потребитель  может ознакомиться с полными условиями займа,  не является состоятельным ввиду следующего.

В пункте 24 Постановления Пленума указано, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Комиссия считает, что размещение в рекламе графического знака в виде стрелки, указывающей на место получения дополнительных сведений, не может свидетельствовать об отсутствии необходимости ознакомления потребителя со всей информацией, касающейся организации, предоставляющей финансовые услуги, и/или условий получения  займа.

4. Комиссия также отмечает, что отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Рекламное объявление направлено на формирование у потребителей желания приобрести товар или воспользоваться услугой.

ООО МКК «Свободазайм» предлагает «первый заём под 0 %», подразумевая, раскрытие условий получения займа с заявленной процентной  ставкой 0%.

При этом дополнительная информация не содержит сведения об условиях его получения, что вводит в заблуждение потребителя относительно  полной стоимости финансовой услуги.

Указанное нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На заседании Комиссии представители Общества указали, что рекламируемая услуга «первый заём под 0 %» дополнена уточняющей информацией «процент начисляется с четвертого дня пользования займом».

При этом, исходя из смысла рекламы, ООО МКК «Свободазайм» предлагает потребителю воспользоваться услугой -  взять первый заём под 0 процентов (срок не уточняется).

Одновременно уточняющая информация не содержит никаких сведений о такой услуге как первый заём, в свою очередь, информация «процент начисляется с четвертого дня пользования займом» предполагает наличие беспроцентного периода – первые три дня.

Таким образом, информация в рекламе «первый заём под 0 %» и «процент начисляется с четвертого дня пользования займом» не может рассматриваться как главная и дополнительная по отношению друг к другу.

5. В силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

На основании подпункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления  в сферах использования  русского языка как государственного языка Российской Федерации.

В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.

Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.

Согласно нормам современного русского языка слово «заём» в именительном падеже единственного числа пишется через букву «ё».

Таким образом, неправильное написание слов в рекламе, противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в статье 5 Федерального закона «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является ООО МКК «Свободазайм».

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

При этом Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает субъект ответственности за нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО МКК «Свободазайм» требований частей 1 и 3 статьи 28, частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Обществом представлены фотоснимки, свидетельствующие о демонтаже рекламы на фасаде дома № 6 по ул. Дмитриева в городе Омске, а также о замене в слове «заём» буквы й на ё, вместе с тем сведений относительно раскрытия информации «первый заём под 0 %» не представлено.

Учитывая отсутствие доказательств полного устранения нарушения законодательства о рекламе, Комиссии считает необходимым выдать предписание ООО МКК «Свободазайм».

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО МКК «Свободазайм» (ИНН 5504139650 ОГРН 1165543067480), распространенную:

- на фасаде дома, «Свободазайм Займы до 100 000р без залога без страховок» ненадлежащей, нарушающей требования частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

- на нестационарном торговом объекте, «Без страховок без коллекторов без доп. услуг», «Свободазайм Займы до 100 000 руб первый займ под 0 % 8 800-770-06-34 svobodazaum.ru», «Процент начисляется с четвертого дня пользования займом. Сумма займа от 500 до 100 000 руб. Займы предоставляются гражданам РФ, имеющим постоянное место работы, проживающим и имеющим постоянную регистрацию на территории РФ, а также пенсионерам. Возраст от 18 до 75 лет. Срок займа от 30 дней до 1 года. Процентная ставка по займу составляет от 0,5 до 1 % за каждый день пользования денежными средствами, где полная стоимость займа за год составляет от 182,5 до 365 % соответственно. ООО МКК «Свобода займ» ОГРН 1165543067480. Член СРО «Единстрой» № 1371, свидетельство ЦБ РФ № 1603552008060 от 22.12.2016. Адрес организации: г. Омск, ул. Фрунзе, 1, к.4, офис 715. Информация о полной стоимости займа и условия его получения можно узнать в дополнительных офисах либо по тел.8-800-770-06-34. Сайт svobodazaum.ru», ненадлежащей, нарушающей требования частей 7 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО МКК «Свободазайм» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 28.02.2022.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны